Центр / Точка зрения 7 сентября 2017 г. 19:15

Вспомнили о психологах

Interfax-Russia.ru – Глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева после инцидента в Ивантеевке заявила, что в школах должны работать психологи.

Вспомнили о психологах
© РИА Новости. Антон Денисов

Министр образования РФ Ольга Васильева на Общероссийском родительском собрании предложила передать педагогам сведения о здоровье школьников. К примеру, если ребенку на занятиях внезапно станет плохо и потребуется помощь, эта информация может оказаться решающей.

"Защита данных – вещь замечательная, это большое достижение, но дело касается здоровья", – пояснила глава ведомства.

Несколькими днями позже в кулуарах Восточного экономического форума Васильева заявила "Интерфаксу", что в школах нужны психологи.

"Психологи должны быть в школах и карты (медицинские – ИФ). Мы должны знать, чем болеет ребенок", - сказала она.

Такая деликатная тема, как психическое здоровье учащихся, оказалась на повестке после инцидента в школе N1 в подмосковной Ивантеевке.

5 сентября девятиклассник пришел на урок информатики с оружием, кухонным топориком и дымовыми петардами, устроил стрельбу и напал на учительницу. Напуганные одноклассники спрятались в лаборантской, некоторые – выпрыгнули из окон.

В результате инцидента пострадали четыре человека. Троих учеников госпитализировали, педагог оказалась в реанимации.

Нападавшим занялись правоохранительные органы. Подмосковный главк Следственного комитета РФ возбудил в отношении нападавшего уголовное дело по ст. 213 УК РФ (хулиганство). Расследование дела контролирует центральный аппарат ведомства.

История получила широкий общественный резонанс, за ситуацией следит губернатор региона Андрей Воробьев. Но в областном министерстве образования инцидент прокомментировали скупо, пояснив, что ждут информации от правоохранителей.

Детский омбудсмен Московской области Ксения Мишонова рассказала на встрече с уполномоченным по правам ребенка при президенте РФ Анной Кузнецовой, что у юноши, напавшего на учителя, скорее всего, были проблемы с одноклассниками. Ее удивило, почему разрешением возникшего конфликта не занимались социальные педагоги и родители.

"Это целая цепочка, которая подвела его к этому шагу. Пострадали все, включая этого мальчика. Возможно, что он даже больше всех пострадал, перечеркнул себе нормальную жизнь", – добавила она.

По всей видимости, странностей в поведении подростка не заметил и психолог, которого тот единожды посетил.

Ксения Мишонова сообщила, что о возможном нападении в Ивантеевской школе было известно заранее.

"В ходе подготовки к этому теракту мальчик сделал все, чтобы его заметили. Одноклассники проинформировали директора о готовящемся нападении, но он, видимо, не поверил им. Никаких мер предпринято не было", – доложила Мишонова на следующей встрече с уполномоченным по правам ребенка при президенте РФ Анной Кузнецовой.

Более того, по ее словам, "пневматику" подарили школьнику его же родители, поскольку знали об увлечении сына оружием.

Кузнецова, в свою очередь, считает, что необходимо пересмотреть систему безопасности в школах, чтобы она не была номинальной. Но это следует сделать взвешенно, чтобы не создать "систему преград".

"Трагедия в Ивантеевке стала для нас точкой отсчета. Мы должны пересмотреть в целом всю систему безопасности, систему решения школьных конфликтов на территории образовательных учреждений. Пересмотреть свой подход к ученикам как к личностям, подход к работе с родителями", – добавила Мишонова.

Между тем, после нападения ивантеевская школа сразу же расторгла договор с организацией, которая ее охраняла. Вопрос о новой охране решается.

7 сентября в ивантеевской школе N1 прошло большое собрание, посвященное ЧП с нападением на учительницу. И.о. директора учебного заведения Наталья Решетова заявила, что учащиеся не сообщали педагогам о планах подростка.

"Таких сигналов к нам не поступало", – сказала она.

Кроме того, Решетова утверждала, что конфликта с одноклассниками у мальчика не было.

В тот же день Басманный суд Москвы отправил ивантеевского подростка под арест до 5 ноября. Школьник признал свою вину и раскаялся. Во время обыска у него дома изъяли фрагменты пиротехнических изделий, биту с гвоздями, пули для травматического оружия.

Пресс-секретарь суда Юнона Царева уточнила, что рассматривался материал в отношении подростка только по ч.3 ст.213 Ук РФ (хулиганство, совершенное с применением взрывчатых веществ или взрывных устройств). Накануне в Следственном комитете сообщили, что действия школьника следствие квалифицировало как покушение на убийство (ст.30, ч.2 ст.105 УК РФ).

Адвокат мальчика Виктор Запрудский сообщил журналистам, что его подзащитный раскаивается. По его словам, родители школьника выплатят пострадавшим ущерб за моральный и физический вред.

"Обжаловать постановление или нет, решение будет принято после консультации с законными представителями – родителями", – позже сказал Запрудский.

Инцидент спровоцировал интерес к странице в "ВКонтакте", которая предположительно принадлежит ивантеевскому девятикласснику. Но вскоре этот аккаунт заблокировали.

Ранее владелец страницы разместил в статусе фразу "delete my life 05.09.2017". Также он выложил на своей стене сведения о стрельбе в американской школе "Колумбайн", которую в апреле 1999 года устроили старшеклассники Дилан Клиболд и Эрик Харрис. Тогда жертвами массового убийства стали 13 человек, а нападавшие совершили самоубийство.

Похожий случай произошел и в России. В феврале 2014 года отличник Сергей Гордеев пришел в школу N263 в Москве с ружьем и застрелил учителя. До того, как старшеклассника обезвредили, он успел убить полицейского и еще одного ранить. Среди причин такого поступка называли эмоциональный срыв на почве учебы.

"Я не хотел никого убивать, я хотел умереть. Мне интересно было узнать, а что будет после? Что там – после смерти? Еще я хотел посмотреть, как люди будут реагировать на то, что я делаю. Я пришел убить себя", – после рассказал "Известиям" Гордеев.

Протоиерей Всеволод Чаплин, который в то время возглавлял синодальный Отдел РПЦ по взаимоотношениям церкви и общества, тогда заявил порталу "Интерфакс-Религия", что "эта трагедия, о жертвах которой сейчас молятся верующие люди, должна напомнить нашему обществу, что воспитание – это вопрос жизни и смерти".

Обозреватель Ксения Бриллиантова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook