Дальний Восток / Эксклюзив 18 февраля 2018 г. 07:11

Губернатор Амурской области А.Козлов: "Через 10-15 лет Амурский регион будет абсолютно другим"

В рамках Российского инвестиционного форума в Сочи принято говорить о будущем: политики и бизнесмены обсуждают новые проекты, обговаривают их сроки и необходимые инвестиции. О перспективах развития Амурской области, переселенцах, экспорте пшеницы в Китай и строительстве моста из Благовещенска в Хэйхэ в интервью агентству "Интерфакс-Дальний Восток" рассказал губернатор Амурской области Александр Козлов.

Губернатор Амурской области А.Козлов: "Через 10-15 лет Амурский регион будет абсолютно другим"

– Александр Александрович, расскажите о проектах, которые Амурская область привезла на Российский инвестиционный форум в Сочи. Какие соглашения уже подписаны?

- Форум для нас начался с хороших новостей: нашу программу "Открытый муниципалитет" высоко оценили – она признана одной из лучших в конкурсе Агентства стратегических инициатив, нам вручили диплом за подписью вице-премьера Дмитрия Козака.

Этот проект был запущен в феврале 2017 года, он направлен на упрощение взаимодействия местных властей и жителей Амурской области. В рамках проекта в социальных сетях создан специальный аккаунт, чтобы жители могли напрямую обратиться к властям, оставить свой комментарий и быстро решить актуальные для них вопросы. То есть, проект ускоряет решение проблем. Скажу больше: за год через соцсети в муниципалитеты, которые примкнули к программе, поступило более 2 тыс. обращений. Они были напрямую распределены по министерствам, многие вопросы решены. Важно, что подобные решения могут кардинально изменить жизнь всего Амурского региона.

Еще одним важным для нас событием стало подписание соглашения между "Сибур Холдинг" и ПАО "Газпромом" на поставки этана, оно ляжет в основу конечного решения по строительству "Сибуром" второго завода в Амурской области. Мы ждали этого решения, потому что без него компания не могла принять окончательного решения о строительстве.

Кроме того, в Сковородино уже планируется построить один метаноловый завод группы ЕСН. Уверен, проект будет реализован.

Все это приведет к увеличению числа рабочих мест, подстегнет развитие производства в Амурской области и сделает ее не только житницей Дальнего Востока. Например, не так давно в регионе изменилась структура школьного образования – стали появляться газовые классы, а с помощью "Газпрома" мы модернизировали среднее техническое образование. Это произошло благодаря решению провести на территории Амурской области газопровод "Сила Сибири". Это изменит жизнь региона на столетия, потому что кроме образования изменится уклад жизни, появятся новые профессии и производство. И через 10-15 лет край будет абсолютно другим.

- Как Вы относитесь к проекту по разработке месторождения "Кун-Манье"? Недавно стало известно, что он может получить статус приоритетного.

- Это крупный проект, безусловно, интересный для области. Компания Amur Minerals Corporation завершает детальную разведку полезных ископаемых на месторождении "Кун-Манье". Для переработки полученной руды будет построен горно-обогатительный комплекс, а в будущем возможно строительство металлургического завода. По плану мощность комбината составит 6 млн тонн руды в год. Для такого крупного проекта планируется построить более 300 км дорог, чтобы соединить месторождение и существующую транспортную инфраструктуру. Помимо развития дорожной и энергетической инфраструктуры Зейского района, компания построит жилой комплекс. Общее количество постоянных сотрудников составит более 1,2 тыс. специалистов.

В 2019 году закончится проектирование объектов проекта и начнется строительство инфраструктуры. К 2022 году будет начато производство. Такой мультипликативный эффект значим для региона, проект планируется к рассмотрению на уровне региона и на федеральном уровне.

– Минвостокразвития РФ предложило исключить из режима территорий опережающего развития (ТОР) невостребованные площадки. Отмечено, что в 18 ТОР функционирует несколько десятков площадок, из них три пока не востребованы. В их числе две площадки в Приамурье – речь идет о площадках "Ровное" в ТОР "Приамурская" и "Резервная" в ТОР "Белогорск". С чем Вы это связываете?

- Причин несколько: где-то еще не готова инфраструктура, где-то резидентам не подходит специализация ТОР.

Например, на площадке TOP "Приамурская" сейчас зарегистрирован одни резидент – инвестиционный проект по производству микробиологических удобрений и фунгицидов. Но там еще нет подходящей инфраструктуры – ее еще создают. В этой же ТОР строится инженерная инфраструктура для крупного агропромышленного холдинга "АПК", у которого есть собственное поголовье крупного рогатого скота. Инвестор планирует построить крупный завод по производству молока и кисломолочной продукции. И в случае реализации проекта молочный комбинат станет "якорным" резидентом ТОР "Приамурская".

Кроме того, заявку в АО "КРДВ" на получение статуса резидента ТОР "Приамурская" подало ООО "ЭкоЛайф": в их планах создать в этом месте модульный, энергонезависимый, экологически безопасный, мусороперерабатывающий, агропромышленный комплекс.

Другая площадка – "Резервная" в ТОР "Белогорск" – специализируется на агропромышленности, но мы планируем привести туда проекты неаграрного типа. Эта площадка выгодно расположена: она примыкает к железнодорожной станции Белогорск-2, Транссибирской железнодорожной магистрали и автомагистрали Белогорск-Благовещенск. Непосредственно у границ площадки находится разворотный тупик ОАО "РЖД", который можно использовать для соединения территории с сетью железных дорог. План развития этой площадки уже создан и утвержден.

– После создания новых производств региону потребуется больше специалистов. Уже несколько лет на Дальнем Востоке реализуется программа по привлечению людей в регион. В частности, переселенцам обещают в качестве подъемных выплачивать 1 млн рублей. Как Вы относитесь к этой новелле?

– Проект пока не принят – он еще проходит общественное обсуждение, поэтому рано давать ему оценку. Вообще на Дальнем Востоке уже два года реализуется программа трудовой мобильности. В прошлом году в ее рамках дальневосточным предприятиям удалось привлечь 382 человека. Наибольшее число сотрудников переехало по программе в Амурскую область: предприятия региона полностью реализовали заявленные на год планы и перевезли 80 специалистов.

Программа востребована не только со стороны работодателей, но и со стороны переселенцев, которые готовы переезжать за работой на Дальний Восток. Не думаю, что они, принимая решение о переезде, руководствуются лишь суммой подъемных. Компании, которые готовы привлечь специалистов из других регионов, и так платят им высокие зарплаты.

– Минвостокразвития также предложило заменить "дальневосточный гектар", если ранее взятый невозможно использовать по назначению. Вызовет ли предложение "вторую волну" обращений за гектаром? Есть ли информация, что кто-то из владельцев гектаров не смог их использовать по назначению?

– За весь период действия программы Амурская область предоставила гражданам в безвозмездное пользование более 5 тыс. гектаров. В рамках программы мы начали предоставлять землю с июня 2016 года и уже через год видели, что люди ее осваивают.

Да, есть ситуации, когда человек хотел заняться одним видом деятельности, но правила землепользования и застройки этой территории не позволяют это сделать. И, к сожалению, не всегда возможно изменить их. Но это исключительный случай.

В целом предложение Минвостокразвития позволит согласовать желания людей с требованиями градостроительной документации. Но еще раз повторю: эта проблема точечная, поэтому "второй волны" заявлений мы не ожидаем.

– Амурская область планирует продавать в Китай пшеницу. Удалось найти партнеров? Сохраняются ли планы по увеличению в текущем году посевных площадей пшеницы на 8 тыс. га?

– Мы нашли партнеров в Китае, которые готовы закупать нашу пшеницу 3 класса. Амурская область внесена в реестр экспортеров пшеницы в Китай, но пока мы не можем осуществлять поставки, поскольку китайская сторона "подчищает" реестр российских экспортеров в соответствии со своими требованиями. Такую процедуру они проводят ежегодно.

С нашей стороны заявки на внесение в такой реестр подали два субъекта. Надеемся, что они пройдут всю необходимую процедуру и смогут выйти на новый рынок.

Мы по-прежнему планируем увеличить посевную площадь пшеницы: по нашим подсчетам, в 2018 году она составит 122 тыс. га, что на 8 тыс. га выше уровня 2017 года. Хотя наша главная культура – соя. Но чтобы сохранять урожайность и восстанавливать почву, необходимо замещать культуры. Поэтому мы высаживаем пшеницу.

Сейчас Амурская область стала одним из регионов, которым разрешено поставлять в КНР пшеницу. У нас создан центр внешнекоммерческой деятельности – ведь не все фермеры и компании знают иностранное законодательство. В новом центре работают профильные специалисты, они помогают решить вопросы экспорта в КНР. Существует много нюансов, которые надо пройти, и новый центр будет заниматься этим вопросами.

Мы изучили опыт других регионов, которые ранее вошли в это соглашение с Китаем, у них от решения до реальной реализации продукции прошло несколько лет. Мы учли ошибки наших коллег и предприняли меры для скорейшего выхода наших поставщиков на китайский рынок.

Кстати, мы не планируем ограничивать поставки одной пшеницей. Амурская область может поставлять в КНР кукурузу, мясную и молочную продукцию.

В рамках встречи вице-премьер РФ Юрий Трутнев договорился с вице-премьером Госсовета КНР Ван Яном о составлении карты сельхозотношений между двумя государствами.

Понятно, что Амурская область не вырастит столько продукции, чтобы накормить весь Китай. Мы могли бы поставлять 100 тыс. тонн пшеницы. Вопрос только в доставке: чтобы поставить в КНР нашу продукцию, нужно всего лишь пересечь Амур, а не везти ее через всю страну. Это удобно и Китаю, который пока поставляет пшеницу с юга страны на север.

В целом мы бы хотели расширить сотрудничество с зарубежными странами, тем более у нас продукция превосходного качества. Однако из-за территориального расположения региона не все планы удается претворить в жизнь.

– Как продвигается строительство моста Благовещенск-Хэйхэ? Нет признаков, что какой-то из сторон придется ждать соседа через реку, опаздывающего со строительством?

– Пограничный мостовой переход через реку Амур входит в список ключевых объектов нашего региона, я лично контролирую строительство и регулярно провожу выездные рабочие совещания. Кроме того, служба заказчика предоставляет нам отчеты с фотографиями и данными аэрофотосъемки с квадрокоптера.

Общая протяженность объекта 14 км. Нам необходимо построить 1 км автомобильного моста через Амур, плюс 300-метровую протоку, переход и второй мост. Кроме того, нужно проложить еще 11 км подъездных путей с виадуками и пунктом пропуска для автобусов и грузовых автомобилей.

Это очень сложный объект, потому что опоры идут по дну реки Амур, а это паводковая река. Мы готовимся ко всему, но надеемся, что у строителей не возникнет проблем, и мы не выйдем из графика. Сейчас строительство идет в соответствии с графиком и будет завершено осенью 2019 года. Полностью работы закончатся зимой 2019 года, а движение по мосту запустят в 2020 году.

Главный вопрос, который мы решаем с представителями Китая, – концессионное соглашение о строительстве пунктов пропуска. Это важный вопрос, потому что мост построить недолго, а с пунктами пропуска гораздо сложнее. Пока ждем решение по линии МИД, когда его получим, проект получит юридический статус.

На встрече в Харбине в рамках межправительственной комиссии, которую возглавляет Юрий Трутнев, обсуждали строительство моста Благовещенск-Хэйхэ с губернатором китайской провинции Хэйлунцзян Лу Хао. Мы заранее договорились о круглосуточной работе переходов – это удобно для грузовой перевозки товаров. Также речь шла о возможности посещения соседнего государства на личном автомобиле. Этим вопросом мы занимаемся параллельно со строительством моста.

Не менее важный проект – строительство канатной дороги Благовещенск-Хэйхэ, которую также строят частники. Мы с 2011 по 2015 годы разбирались только с документами. И сейчас проект "забуксовал" из-за нерешенного вопроса с пограничными переходами. Строители ждут, когда разрешение на организацию таких переходов будет получено. Пока же инвестор занимается проектно-изыскательскими работами.

Я переживаю за этот проект, потому что его строят два региона. Важно, чтобы не получилось так, что проект начали, но просчитались, остановили, и на берегу вместо канатной дороги появился недострой.

Мы договорились с господином Лу Хао встретиться после китайского Нового года в Хайхэ и провести совместную встречу с инвесторами.

– Что касается недавнего заявления о переносе оборудования с замороженной горнолыжной базы в Натальино в другое место. Где появится новая база, и в какую сумму обойдется ее строительство?

– Новый проект предусматривает создание современного горнолыжного центра "Белогорье" в черте Благовещенска, он рассчитан на круглогодичную эксплуатацию. Центр ориентирован на несколько основных видов спорта: летом – гребля, вейкборд, зимой – горные лыжи и сноуборд. Дополнительно на территории центра летом можно будет заниматься горным велосипедом, лыжной акробатикой, зимой будет работать каток. Есть возможность прокладки лыжни и организации занятий беговыми лыжами и биатлоном. Всего в нем будет семь трасс с перепадом высот до 140 м. Будет установлено четыре подъемника. Рассчитываем, что новый комплекс сможет принимать до 900 посетителей ежедневно.

До момента запуска в проект потребуется вложить 44 млн руб., из них около 3,7 млн руб. – оборотные средства первого года работы центра. Общие инвестиции в проект составят 52,7 млн руб. Рассчитываем, что инвестиции окупятся за 4 года, а в бюджеты всех уровней будет ежегодно поступать около 8 млн руб.