Дальний Восток / Эксклюзив 4 октября 2012 г. 11:01

Губернатор Камчатского края В.Илюхин: "Камчатка обладает энергоресурсами будущего"

Губернатор Камчатского края В.Илюхин: "Камчатка обладает энергоресурсами будущего"

XI Международный инвестиционный форум "Сочи 2012", прошедший с 20 по 23 сентября, показал, насколько конкурентоспособна экономика России и, в частности, Дальнего Востока страны. В Сочи собрались главы регионов, руководители министерств, государственных учреждений, ведущих российских и международных компаний, известные отраслевые эксперты и бизнесмены. Они презентовали проекты, вели переговоры, заключали контракты, соглашения, обсуждали и общие задачи. Инвестиционный потенциал Камчатского края на форуме представил губернатор Владимир Илюхин. В интервью агентству "Интерфакс - Дальний Восток" он рассказал о проблемах и перспективах региона.

- Владимир Иванович, общая проблема для Дальнего Востока - это отток кадров из регионов. Удалось ли на Камчатке остановить этот процесс, и что для этого предпринимается?

- 2011 и 2012 годы стали для Камчатки переломными. Впервые за последние 10-20 лет население полуострова стало постепенно расти. Рождаемость, наконец, превысила смертность, не на много, но население прибавляется. Так что ситуация действительно меняется в лучшую сторону. Ведь что может удержать человека на месте? Хорошая работа, зарплата, хороший дом, комфортные условия, возможность выезжать с семьей отдохнуть хотя бы раз в год. Чтобы дети ходили в нормальный детский сад, школу. А если человек к тому же будет иметь преференции, которые ему предоставляются в этом субъекте - северные льготы, надбавки, коэффициенты - мы навсегда задержим людей, никто не будет уезжать из региона.

Ситуацию с оттоком специалистов в какой-то степени тоже удалось переломить. На Камчатке последние два года идет строительный бум. Сдвинуть ситуацию в строительной отрасли с мертвой точки позволила реализация федеральной программы по расселению из ветхого и аварийного жилья и программы по сейсмоусилению. Специалисты приезжают, остаются и работают. Заработная плата у них относительно высокая. Но есть и социум, в котором люди живут. Важно, в каком состоянии их дом, какие в регионе дороги, детские сады, школы, наличие культурной и спортивной инфраструктуры.

Когда меня в прошлом году назначили губернатором, я сразу сказал, что работа правительства края будет в первую очередь носить социальный характер. И действительно, в "социалке" нам многое удалось сдвинуть с "мертвой точки". Заложили три школьных учебных комплекса: два из них на побережье, один - в центральной Камчатке, такого не было 20-30 последних лет. За этот год в регионе сдали шесть детсадов, один из них в самом северном селе Камчатки - Аянке. Там тоже лет 30 ничего подобного не строили. Движение, безусловно, есть, и это дает людям возможность чувствовать себя более-менее уверенно. Но мы, конечно, находимся в неравных стартовых условиях с другими субъектами не только Дальнего Востока, но и других федеральных округов России. Казалось бы, средняя заработная плата очень высокая - порядка 42 тыс. рублей. Но все "съедает" потребительская корзина, она на Камчатке вторая по стоимости в стране, плюс, конечно, транспортная составляющая.

- Говоря о транспортной составляющей, Вы имеете в виду высокие цены на авиабилеты?

- Да, и этот вопрос очень важен для жителей края. Региональные полеты внутри Камчатки субсидируются из краевого бюджета, это обходится в 400-450 млн рублей в год, но мы на это идем. А вот стоимость авиаперевозок между полуостровом и материком существенно ограничивает все возможности, связанные с развитием нашей территории. Например, в летний период перелет с Камчатки до Москвы и обратно в экономическом классе стоит 60 тыс. рублей. Российское правительство много делает в части субсидирования авиаперелетов на материк для студенчества и пенсионеров. Но основная-то масса - экономически активное население. Например, мужчина, который кормит семью. Он не может себе позволить вывезти детей на материк к солнцу, не может купить билеты, даже несмотря на северные льготы. Поэтому очень важно скорее продвигать закон о районировании территорий, чтобы можно было гарантировать северянам социальные выплаты. Без этого мы людей на севере не удержим.

- Одной из ключевых тем форума был туризм. Как привлечь туристов на Камчатку?

- Камчатка - это уникальное место на земле. И, конечно, сам Бог велел, учитывая наши климатические условия, развивать горнолыжный и другие зимние виды спорта. Последние два года мы вкладываем в это большие деньги. В одном из самых популярных горнолыжных центров на Камчатке - горе Морозная в Елизовском районе - мы первыми на Дальнем Востоке поставили машину по искусственному оснежению, чтобы сделать ее склоны идеальными для катания. Там стоят самые новые подъемники. Кроме того, в последние годы край становится все более привлекательным для биатлонистов. У нас построен современный биатлонный комплекс, на котором через несколько лет мы намерены принять юниорский, а впоследствии и взрослый Чемпионаты мира. Думаю, Камчатка - это очень перспективная площадка и с точки зрения подготовки наших сборных по зимним видам спорта. Раньше такая практика существовала. Поэтому я обратился в правительство России с предложение рассмотреть вопрос о возобновлении на Камчатке подготовки спортсменов в лыжных видах спорта.

Больной вопрос - гостиницы, где были бы нормальные условия для туристов. Бизнесмены боятся их строить, у них нет уверенности, что отели будут востребованы круглый год. Да, к нам едут за трофеями охотники и рыболовы, индивидуальные туристы, которые могут себе это позволить. Но массовый туризм на полуострове пока невозможен, это слишком дорого. Если помните, в советские времена существовали такие "маршруты выходного дня". Самолеты профсоюзов садились где-нибудь в Молдавии и привозили людей отдохнуть дня на четыре на Камчатку, поправить здоровье в термальных источниках. Конечно, сейчас это нереально. О массовом туризме в регионе говорить нельзя до тех пор, пока мы не решим проблему с транспортной доступностью края. Я вижу выход в создании Дальневосточной авиакомпании с внутренней тарифной политикой, с самолетами, которые могут летать в наших условиях.

- Основа экономики Камчатки - рыбная отрасль. Как здесь обстоят дела?

- Камчатский край обеспечивает четверть отечественного улова и на протяжении последних лет удерживает лидирующие позиции по вылову среди всех российских территорий. Путина 2012 года не стала исключением. В этом году объем улова уже достиг почти 260 тыс. тонн. Но в регионе не так много перерабатывающих мощностей. И для меня важно, что рыбаки в последние полтора-два года поверили во власть, они стали вкладывать деньги в береговую переработку. На фоне прошлых лет у нас отмечается заметный рост по строительству современных рыбоперерабатывающих заводов. Но эти заводы работают только во время сезонной лососевой путины - полтора-два месяца. Наша задача - чтобы они действовали хотя бы месяцев четыре-пять в году, обеспечивая работой жителей прибрежных поселков. Поэтому важны и проблемы прибрежного лова, который обеспечит загруженность этих заводов. Рыбаки должны привозить рыбу к нам на берег, и там ее перерабатывать.

Очень важна и логистика. Продукцию надо быстро доставить потребителю, а это напрямую связано с развитием Северного морского пути. В прошлом году наши рыбаки перевезли первые 20 тыс. тонн рыбы в Санкт-Петербург по Севморпути всего за 23 дня. Обычно рыбопродукция с Камчатки идет морем во Владивосток, там перегружается, а затем рыбу железной дорогой везут в центральную Россию. Это занимает до 60 суток. Вот и считайте. Но доставка рыбы с Камчатки Северным морским путем сейчас слишком дорого обходится. Чтобы рыбаки могли нормально жить, снабжая страну свежей рыбопродукцией, надо установить приемлемый тариф для ледокольного и транспортного флотов. Это снизит расценки по доставке.

- Камчатка - энергозависмый регион, к тому же, учитывая географическую отдаленность, цены на энергоносители одни из самых высоких в стране. По какому пути пошли власти Камчатки - ввод новых мощностей или оптимизация уже имеющихся?

- Географически мы полуостров, но фактически - остров. У нас локальная экономика, локальная энергетика. Себестоимость киловатт-часа на севере Камчатки достигает 20 рублей. Это сумасшедшие деньги, о каком развитии экономики можно говорить при такой цене? В регионе сегодня есть газовая и дизельная генерация, есть геотермальная генерация, есть гидроэнергетика. Скоро в Вилючинск должна прийти плавучая атомная станция, она закроет энергопроблемы камчатского города подводников. Но такое разнообразие не дает возможности влиять на стоимость киловатт часа. Благодаря строительству газопровода на Камчатке, в краевой столице на газ уже переведены две теплоэлектроцентрали. В будущем году мы должны перевести на газ основные котельные в Петропавловске-Камчатском, во втором по величине городе региона Елизово и в Вилючинске.

Приход газа, безусловно, стабилизировал ситуацию, но, вместе с тем, это мало влияет на стоимость киловатт-часа. Для "Газпрома" проект газификации Камчатки коммерческой выгоды не принесет. Работы по строительству газопровода в крае начались около десяти лет назад, когда на полуострове нашли небольшие запасы газа. Несколько лет назад эти работы продолжил "Газпром" и достроил. Но с самого начала этот проект был очень затратный. И сегодня стоимость газа очень высока для нас. По решению правительства РФ для Камчатки установлена специальная цена на газ в 4,5 рубля за кубометр, и это для нас приемлемо. Конечно, о развитии говорить пока не можем, но появилась некоторая стабильность. Переход на газ спасает ситуацию в центральном энергоузле, обслуживающем более 65% территории Камчатского полуострова. Но я ведь понимаю, что цены на углеводороды растут и будут расти. И рано или поздно повышение коснется и Камчатки. Для нас это будет уже шаг назад.

Есть на Камчатке и геотермальная энергетика. Было много предложений строительства производства на ее основе. Но не надо забывать, что наши Мутновская и Верхнемутновская ГеоЭс ежегодно требуют, по самым скромным подсчетам, до 150 млн рублей на их обслуживание и развитие. Негативно на эксплуатацию ГеоЭс влияет и сейсмика. Геотермия решает многие вопросы, но связывать с ней будущую энергобезопасность региона я бы не стал.

Развитие Камчатки я вижу только в гидроэнергетике, тут у региона большие ресурсы. Очень эффективно работает на Камчатке каскад Толмачевских ГЭС, построенных в 90-е годы, которые поставляют электричество в центральный энергоузел. Но работу центрального энергоузла можно полностью обеспечить строительством только одной гидроэлектростанции. И мы вернулись к проекту советских времен - строительства Жупановской ГЭС. Разработка этого проекта уже началась, деньги на это нашлись в регионе. Но необходимо еще 2,5 млрд рублей на проектно-сметную документацию, чтобы в течение ближайших двух, максимум трех лет выйти на экспертизу и приступить к строительству ГЭС. Это наше будущее, наш, камчатский, ресурс. Используя гидроэнергетику на полную мощность, мы не будем зависеть от завоза топлива. С этим напрямую связано развитие региона. Но Камчатке самой это будет сложно потянуть. Поэтому сейчас мы ведем переговоры с РусГидро, с инвесторами, с партнерами в Корее.

- Какова цена вопроса?

- Пока цифры "плавающие". Ориентировочно строительство этой гидроэлектростанции может стоить порядка 50 млрд рублей. Есть и еще один крупный проект. Камчатка - единственное место на Земле, где приливы волны достигают 13 метров. Речь идет о Пенжинской губе на севере полуострова. Строительство приливной станции позволит нам не только обеспечить Камчатский край самой дешевой электроэнергией, но также решит энергетические проблемы и Магадана, и Чукотки, где в 2013-2014 годах закроется Билибинская АЭС. Электричество можно будет поставлять даже в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, рядом с электростанцией мы планируем построить завод по производству сжиженного водорода. Идея строительства приливной станции не нова, она появилась еще в советские времена, но этот проект - колоссальный по инженерным решениям и по затратам. И проблема больше не в том, как построить эту станцию, которая на Дальнем северо-востоке будет вырабатывать огромное количество дешевого электричества. Проблема в том, как транспортировать электроэнергию. Очень компактный выход из ситуации нашли корейцы, которые предлагают нам свою помощь. Это - проект будущего. Но обладая энергоресурсами будущего, мы должны подготовить их к эксплуатации сейчас. Иначе потом будет сложно объяснять нашим потомкам, почему мы этого не сделали.

Главное, что государство понимает: Дальний Восток - это не окраина, это начало России. Там день начинается, солнышко встает. Если там все будет хорошо, то и во всей России будет хорошо. Но, конечно, развитие макрорегиона требует колоссальных денег. Надо их найти и дать возможность дальневосточным регионам зарабатывать самим. А дальше посмотрим. Лично я верю в наше будущее.