Камчатка на четвертом Восточном экономическом форуме подписала более 10 соглашений. О наиболее интересных из них, а также о других важных для региона проектах в интервью агентству "Интерфакс - Дальний Восток" рассказал губернатор Камчатского края Владимир Илюхин.
- Владимир Иванович, какие из подписанных на ВЭФ соглашений стали наиболее важными для Камчатки?
- Для нас важны все проекты, реализуемые бизнесом на Камчатке. Если же выделять глобальные соглашения с инвесторами, то среди них, безусловно, документ, согласно которому режим территории опережающего развития распространяется на проект НОВАТЭКа по строительству на Камчатке терминала по перевалке СПГ. То есть он получает возможность пользоваться всеми государственными преференциями, предусмотренным для резидентов ТОР. Думаю, этот статус облегчит инвестору задачу по строительству комплекса, запуск первой очереди которого запланирован на 2022 год. Объем частных инвестиций в проект составит 69,5 млрд рублей. Для нас он очень важен. В первую очередь, мы рассчитываем, что реализация проекта решит вопросы энергетической безопасности региона. Терминал по перевалке сжиженного природного газа должен обеспечить Камчатку необходимым объемом углеводородов за счет образующегося при транспортировке отпарного газа. К 2030 году потребление голубого топлива камчатскими предприятиями может превысить 1 млрд кубометров в год, но сейчас поставки газа с камчатских месторождений не оправдывают ожиданий. Отпарной газ НОВАТЭКа должен полностью закрыть наши потребности и открыть перспективы для дальнейшего развития бизнеса, работающего на Камчатке.
Еще одно крупное для Камчатки соглашение, подписанное на ВЭФ, это меморандум о намерениях по созданию многофункционального портово-промышленного парка международного уровня на базе Петропавловск-Камчатского морского торгового порта. Реализовать проект намерен инвестор из Китайской народной республики - "Корпорация Сань Чжунь". Нашему бизнесу при поддержке правительства Камчатки удалось договориться с китайской корпорацией о создании современной инфраструктуры в главном морпорту региона. Инвестиции в проект, по предварительным расчетам, могут составить порядка 20 млрд рублей. Мы хотим получить портовую инфраструктуру, которая бы позволила увеличить объем перевалки грузов в порту. Реализация проекта даст Камчатке новые возможности в части логистики. Это касается активизации перевозки грузов с Камчатки по Северному морскому пути и организации круизного судоходства. Предполагается, что проект будет реализован с помощью механизмов ТОР или Свободного порта Владивосток. Планируется, что инвестор зарегистрирует юридическое лицо на территории ТОР "Камчатка" или СПВ и уже этой осенью подаст заявки в Корпорацию развития Дальнего Востока на получение статуса резидента одной их этих льготных экономических зон.
Есть у Камчатки и несколько крупных проектов, связанных с развитием горнорудного сектора. На Восточном экономическом форуме мы подписали меморандум о намерениях с Корпорацией развития Дальнего Востока и компанией "Золото Камчатки" по строительству подземного рудника и модернизации ГОКа на базе месторождения "Аметистовое". Речь идет о присвоении проектам общей стоимостью 4,1 млрд рублей статуса резидента ТОР. Это развитие центральной Камчатки. Для нас это значит, что через два-три года регион сможет выйти на добычу до 12 тонн золота в год вместо пяти тонн, добываемых сейчас. Развитие месторождения создаст более 450 новых рабочих мест, увеличит налоговые поступления и обеспечит прирост валового регионального продукта Камчатского края ориентировочно до 8 млрд рублей в год.
В целом же на Камчатке сейчас реализуется или готовится к реализации свыше 315 инвестпроектов. Заявленный объемом инвестиций в них - свыше 550 млрд рублей.
- Во Владивостоке Вы побывали на Ливадийском ремонтно-судостроительном заводе, где строится 40-тонная баржа для Камчатки. Как Вы оценили работу?
- Работа выполняется отлично. Баржу уникального проекта "Камчатка" для работы на побережье полуострова спустили со стапелей в августе этого года, сейчас судно достраивают на воде. Мне очень понравился настрой коллектива и руководства завода. Они реагируют на наши предложения, все оперативно решается. Например, наша универсальная баржа будет перевозить не только 40 тонн груза, но и пассажиров - до 25 человек, а климат на Камчатке - суровый. Чтобы людям было где укрыться в непогоду, на барже нужно предусмотреть специальное помещение. Наши пожелания судостроители учли. На дальневосточных предприятиях мы планируем заказать целую линейку барж для обслуживания побережий Камчатки - порядка пяти судов. Нам это необходимо, а судостроители Дальнего Востока с задачей справляются. Мы обеспечим их заказами.
- А как на Камчатке обстоят дела с развитием туризма?
- Сейчас Камчатка является туристическим брендом. Буквально несколько лет назад турпоток в наш регион составлял 35-50 тысяч человек в год, сегодня эта цифра составляет порядка 200 тысяч туристов в год. Туризм у нас - растущая отрасль, которую власти края всячески поддерживают. Путешественников со всего мира привлекают природные красоты Камчатки. Но для них надо создавать и комфортные условия, чтобы люди на высшем уровне получали весь перечень услуг, включенный в турпакет. В прошлом году открылся новый морской вокзал в Петропавловске-Камчатском, что обеспечило удобные условия для захода к нам круизных судов - до 20 в сезон. Речь идет не только о новых возможностях бункеровки, смены экипажей лайнеров, но и о комфорте для туристов.
Нельзя не сказать о аэропортовом комплексе главной воздушной гавани Камчатки. Полностью реконструирована ее аэродромная инфраструктура. А теперь и решен вопрос о начале строительства нового аэровокзального комплекса Петропавловска-Камчатского, которое начнется весной следующего года. По итогам конкурса, который мы провели, этим займутся "Аэропорты регионов", объем их инвестиций в проект составляет порядка 8 млрд рублей. Компания уже управляет аэропортом, там много новшеств, обеспечивающих комфорт для приезжающих к нам туристов. Реализация проекта позволит принимать в нашем аэропорту до 1 млн человек в год. Это колоссальный прорыв для развития туризма на Камчатке.
Бизнес это понимает, и сейчас в регионе создается целая гостиничная сеть, рассчитанная на разный уровень комфорта и стоимости. У нас появились хостелы, которые пользуются большим спросом у людей, путешествующих самостоятельно. Строятся сегодня две новые гостиницы хорошего уровня в центре Петропавловска-Камчатского. В целом, отрасль очень хорошо инвестируется - в 2018 году в развитие туризма на Камчатке бизнес вложил уже более 2 млрд рублей.
Так, на ВЭФ мы подписали соглашение с резидентом ТОР "Камчатка" - гостиничным комплексом "Голубая лагуна", который расположен на термальных источниках туристско-рекреационного кластера "Паратунка". Документ регламентирует развитие гостинично-развлекательного комплекса с помощью камчатских властей. Инвестор планирует реконструировать работающие там аквацентр и два гостиничных корпуса, а также построить новые здания: еще один гостиничный корпус на 60 номеров, 45 гостевых домов, банный комплекс, детские и спортивные площадки. Правительство Камчатского края будет помогать инвестору в реализации его проекта - участвовать в переговорах с различными органами власти, организовывать нефинансовые меры поддержки, консультировать.
Думаю, что благодаря такой совместной работе бизнеса и властей, через несколько лет Камчатка кардинально изменится в лучшую сторону в части туристической привлекательности.