Эксклюзив 26 марта 2021 г. 13:07

Губернатор Камчатского края Владимир Солодов:

"Пандемия практически не затронула рыбную промышленность Камчатки"

"Пандемия практически не затронула рыбную промышленность Камчатки"
Фотография предоставлена пресс-службой губернатора Камчатского края

Пандемия коронавируса не оказала существенного влияния на экономику Камчатского края, но обнажила критические проблемы в здравоохранении. Теперь регион ждет масштабная модернизация технической базы и строительство краевой больницы, на возведение которой выделили дополнительные средства из федерального бюджета. Помимо этого, край намерен интенсивно развивать экологический туризм и просвещение. О том, какие решения для этого необходимы, на каких условиях регион вошел в единую Дальневосточную авиакомпанию и об участии в Северном морском пути в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Камчатского края Владимир Солодов.

- Владимир Викторович, как Камчатка пережила пандемию? Как она сказалась на экономике региона?

- Прошлый год стал достаточно серьезным испытанием для всей страны, и Камчатка не стала исключением. Прежде всего, обострение ситуации с коронавирусной инфекцией высветило бедственное положение здравоохранения Камчатки. Это главная проблема, которая волнует жителей края – изношена материальная база, регион испытывает серьезную нехватку врачей. Мы особенно остро это почувствовали, когда вся система здравоохранения в стране испытала серьезное потрясение из-за коронавируса. Но благодаря мобилизации всех усилий и благодаря серьезной поддержке, которую мы получили по линии Минздрава, Минвостокразвития и лично Юрия Трутнева (вице-премьер, полпред в ДФО - ИФ), по линии правительства Москвы, мы смогли справиться с этим испытанием.

Конечно, экономика тоже пострадала, но здесь мы видим меньшие потери, чем в среднем по стране. Это связано с тем, что мы не останавливали работу системообразующих предприятий Камчатского края. Также успешно прошла путина 2020 года, несмотря на все риски.

Для нас главным индикатором является то, что по всем оценкам регион находится в зеленой зоне: край не просел по валовому региональному продукту и по другим основным параметрам. Считаю, что это наш главный результат по итогам 2020 года. Тем не менее, есть отдельные показатели, по которым зафиксировано небольшое снижение, в частности, это объем промышленного производства. Снижение связано, скорее, с путиной, так как наша промышленность в основном связана с переработкой рыбы.

Отдельно хочу сказать, что оперативные и сконцентрированные меры поддержки малого и среднего бизнеса позволили удержать основную занятость населения. Особенно были востребованы меры поддержки, связанные с выплатами льготных кредитов из расчета зарплаты работникам и сохранения занятости на предприятиях. Конечно, основной удар пришелся на предприятия туризма, сервиса и гостиничного бизнеса, ресторанов. Однако эти меры позволили избежать катастрофических последствий.

Сейчас мы с большим энтузиазмом ждем основного летнего сезона 2021 года. Камчатка является одним из наиболее интересных и наиболее популярных направлений для развития внутреннего российского туризма. Мы надеемся, что 2021 год позволит наверстать тот спад, который объективно сложился в туристической сфере и секторе гостеприимства по итогам 2020 года.

- Вернемся к сфере здравоохранения. Вы сказали, что у вас устаревшая материально-техническая база. Как Камчатка будет выходить из этой ситуации?

- Сейчас в регионе реализуется ряд инициатив. Первая – это решение инфраструктурных проблем. В 2020 году по итогам визита на Камчатку председателя правительства РФ Михаила Мишустина решено возобновить строительство главного объекта здравоохранения края – Камчатской краевой больницы. Жители Камчатки ждут ее более 15 лет. В 2020 году, несмотря на секвестр бюджета и сложную бюджетную ситуацию, выделены дополнительные средства на возобновление работ. Сейчас мы ждем заключения контракта. Думаю, что в течение месяца мы уже увидим на площадке разворачивание строительного городка, а в строительный сезон 2021 года мы активно войдем со стройкой этого главного объекта здравоохранения.

Ее строительство необходимо, поскольку инфраструктура на Камчатке настолько изношена, что является базовым сдерживающим фактором роста качества медицинских услуг. Могу привести конкретный пример. Коридоры в приемных покоях, куда сейчас привозят больных с острыми сердечно-сосудистыми проблемами, требующими реанимации и оперативного вмешательства, настолько узкие, что в них не может развернуться каталка. Сами медики рассказывают, что им приходится перепрыгивать через пациента, чтобы провести экстренную реанимацию до того, как человека доставят до необходимого оборудования. Надо отметить, что оборудование у нас благодаря реализации нацпроектов уже достаточно приличное.

При этом мы не ограничимся строительством краевой больницы. Сейчас начинается программа модернизации первичного звена здравоохранения. Мы видим необходимость строительства Елизовской районной больницы, а также возведение фельдшерско-акушерских пунктов по всей территории региона и врачебных амбулаторий, которые позволят обеспечить приемлемое качество обслуживания.

Второе направление – это привлечение людей в медицину. В этом направлении мы видим серьезные вызовы: уровень обеспеченности медицинскими кадрами на Камчатке составляет примерно около 50%. За год эту проблему мы не решим, но у меня задача сократить эту нехватку в ближайшие три года. Сейчас мы определили первоочередной набор специальностей, по которым целенаправленно будем привлекать специалистов.

При этом на Камчатке достаточно конкурентоспособная зарплата из-за северных надбавок. Сейчас мы намерены активизировать жилищную поддержку врачам. Большим подспорьем в этом вопросе для нас являются федеральные программы – "Земский врач" и "Земский фельдшер", по которым в сельской местности приезжие специалисты получают по 2 млн рублей подъемных.

Третье направление работы – это комплексная реализация инициатив, которые позволят компенсировать большую разрозненность и удаленность населенных пунктов друг от друга. В частности, это внедрение телемедицины, там, где уже есть качественный доступ к интернету, проведение конференций, постоянное взаимодействие специалистов, внедрение дистанционной записи пациентов - это то, что позволит повысить качество услуг. Также с этим вопросом связано развитие санитарной авиации. Она у нас в регионе достаточно хорошо развита. Тем не менее, мы продолжим работу по удешевлению перелетов и обеспечению неотложной помощи там, где авиационное сообщение является безальтернативным. На территории Камчатки таких населенных пунктов достаточно много.

Это три ключевых направления в сфере здравоохранения, по которым мы планируем решать накопившиеся за десятилетия проблемы.

- Недавно объявили, что подрядчиком строительства Камчатской краевой больницы станет Crocus Group. Когда начнутся непосредственно строительные работы?

- В ближайшее время мы ждем заключения контракта. Непосредственно строительство начнется, как позволит погода. Сейчас на Камчатке все завалено снегом, и физически выйти на стройку затруднительно. Активное строительство начнется с началом строительного сезона летом, а пока идут подготовительные работы: освидетельствование фундамента, мобилизация техники, людей, которые позволят с началом строительного сезона активно приступить к практической фазе строительства.

- Камчатка делает ставку на развитие туризма. Чем будете привлекать туристов в этом году?

- Прежде всего, нашей уникальной природой, которая является мировым достоянием. Каждый, кто побывает на Камчатке хоть раз, понимает это без лишних слов. Камчатка – это то место, где ты постоянно чувствуешь влияние природы и проникаешься окружающим тебя великолепием. Только почувствовав всю мощь природы, ты можешь немножко изменить свое мышление. Мне хочется, чтобы Камчатка стала флагманом развития экологического мышления, чтобы люди приезжали к нам для того, чтобы измениться в лучшую сторону, чтобы люди начинали более ответственно относиться к сохранению и продвижению этих мест.

Кроме того, Камчатка является природной лабораторией для исследователей. Для физиков, вулканологов, для специалистов, которые изучают вопросы происхождения Земли, образования новых материалов, Камчатка дает беспрецедентные возможности по изучению этих процессов в естественной среде.

- Есть ли риск нарушить экологию региона при увеличении потока туристов? Насколько вы готовы рискнуть, учитывая масштабные цели по развитию туристической инфраструктуры?

- Увеличение потока туристов не является самоцелью. Я не склонен измерять успех количеством людей, приезжающих на Камчатку. Для меня главная задача, которую я поставил перед правительством региона, - это создание новых рабочих мест для местных жителей. Планка – 10 тысяч новых рабочих мест к 2025 году.

Если же говорить о противоречиях между сохранением природы и увеличением потока туристов, то их на самом деле нет. Пример, который мне рассказали в Кроноцком заповеднике. В советское время, в 50-ые годы, работала так называемая тропа здоровья, по которой туристы пешком или на лошадях шли от побережья Тихого океана к Долине гейзеров. В течение 10 лет в Долине гейзеров побывало около 8-10 тысяч человек. Последствия этого мы видим до сих пор: протоптаны овраги, не зарастают тропинки, люди уносили на память камни из Долины, а потом бросали их на полпути, из-за чего образовались целые курганы брошенных камней, которые стоят до сих пор.

Сегодня Кроноцкий заповедник принимает в год порядка 8 тысяч человек. Влияние на природу близко к нулю или даже положительное. Теперь созданы настильные тропы, за туристами внимательно следит гид, чтобы они не сходили с тропы, он все объясняет и рассказывает о природе. В итоге поток, который в десять раз превышает тот, который был в советское время, не вредит природе, а в некоторых случаях даже помогает.

Другой пример. Еще одна жемчужина Камчатки - Курильское озеро, где наблюдают медведей. Там сняты практически все классические фото камчатских медведей. Следствием массового развития туризма стало резкое сокращение числа случаев браконьерства, просто потому, что большое число туристов и создание природоохранной инфраструктуры естественным образом вытеснили браконьеров.

Поэтому развитие инфраструктуры не означает деградацию природы. Мы можем создавать инфраструктуру для сохранения природы. Именно такого принципа мы придерживаемся при развитии флагманских проектов, таких как, например, парк "Три вулкана". Там будет развиваться инфраструктура, но при этом будем заботиться о природе. Кроме того, в этом проекте мы впервые в России рассчитаем предельную рекреационную нагрузку и предельную антропогенную нагрузку на территорию. Только после этих расчетов будут согласовываться постройки.

Я считаю, что поток туристов будет увеличиваться, и в этом ничего страшного нет. Главное, чтобы туристы менялись на Камчатке и приносили блага нашему краю, чтобы развитие инфраструктуры способствовало сохранению природы.

- Пожалуй, самая главная проблема для туристов, как недорого добраться до Камчатки. Будете ли организовывать чартеры из центра России?

- Мы, конечно, планируем и занимаемся повышением транспортной доступности региона. Как вы знаете, уже создана единая дальневосточная авиакомпания, которая должна повысить связанность регионов. Также в этому году "Аэрофлот" существенно увеличил объем льготных субсидированных перевозок на Дальний Восток и на Камчатку в том числе.

Что касается организации чартерных перевозок – это тоже приоритетное направление для нас. Однако многие вещи пока упираются в инфраструктурные ограничения, в частности, отсутствие нормального аэропорта, соответствующего всем стандартам обслуживания. Он уже строится и будет готов к июлю 2023 года. Тем не менее, сейчас - это препятствие. Не дожидаясь завершения строительства, мы будем наращивать объемы перевозок, но серьезные решения будут возможны только после того, как будет построен аэропорт. К тому же, его построят в форме вулкана, а из здания откроется панорамный вид на вулканы Камчатки. Он станет нашей визитной карточкой и будет самым красивым и современным на Дальнем Востоке.

- Каким образом Камчатка участвует в единой дальневосточной авиакомпании? Какие рейсы или направления будете развивать?

- Компания уже создана. Регион вошел в состав ее акционеров. В свою очередь, дальневосточная авиакомпания получила 25% "Камчатского авиационного предприятия". Мы работаем как один альянс. Сейчас создаются органы корпоративного управления. Я войду в совет директоров единой авиакомпании.

В этой сфере есть несколько направлений работы. Первое – это синхронизация расписания и маршрутной сетки, чтобы у нас появились единые сквозные маршруты, которые позволят комфортно путешествовать по Дальнему Востоку без задержек. Второе – это наращивание объемов перевозок, но здесь мы упираемся в субсидирование.

Сейчас субсидирование межрегиональных перелетов по всей стране построено по общим принципам. Оно исходит из двух критериев – объем перевозимых людей и объем софинансирования со стороны регионов. Очевидно, что по этим критериям дальневосточники проигрывают центральной России, Поволжью и другим макрорегионам, хотя в этих регионах авиация – это лишь один из видов транспорта. Тогда как на Дальнем Востоке, зачастую, авиация - это безальтернативный вариант. Сейчас мы настаиваем, чтобы ДФО по межрегиональным перевозкам выделили в отдельную программу с дополнительным финансированием. Эти предложения внесены на рассмотрение премьер-министра РФ. Буквально неделю назад мы ставили этот вопрос, и уверен, что будет принято положительное решение.

Отдельный вопрос - это субсидирование внутрирегиональных перевозок. Перелеты внутри одного региона на ДВ могут занимать несколько часов. Такие перевозки тоже необходимо интенсифицировать. Однако для этого нам тоже необходимо субсидирование из федерального бюджета. Надеюсь, нам удастся этого добиться. Также есть конкретные планы, связанные с развитием наземной инфраструктуры, обновлением флота на базе российских воздушных судов и другие инициативы, которые позволят нам повысить транспортную мобильность и доступность перелетов на Дальнем Востоке.

- Какой объем средств необходим для субсидирования перевозок?

- Субсидия на межрегиональные перевозки, с просьбой о которой мы обратились к Мишустину, составляет 3,5 млрд рублей на этот год. Субсидия на внутрирегиональные перевозки в целом на все регионы Дальнего Востока, по предварительным данным, должна быть примерно в 4,5 – 4,8 млрд. Однако здесь еще ведутся расчеты, поэтому о какой-то конкретной цифре сейчас говорить рано.

- Если говорить о рыбопромышленной сфере Камчатки, насколько сильно она пострадала на фоне пандемии? Какие прогнозы на этот год?

- Сама пандемия практически не затронула рыбную промышленность Камчатки. У рыбодобывающих предприятий возникли расходы, поскольку были введены жесткие противоэпидемиологические меры по завозу вахтовых рабочих и проведению для них 14-дневного карантина. Но нельзя сказать, что это были колоссальные потери. Основной вызов прошлого года был связан с неудачной лососевой путиной: подходы горбуши на восточном побережье составили 1/5 от прогнозируемых наукой на 2020 год. Если бы не благоприятная конъюнктура на мировых рынках, то это могло обернуться серьезными потерями. Хорошие цены несколько смягчили этот удар.

Сейчас турбулентность в этой сфере сохраняется. Основной фактор беспокойства связан с закрытием ряда внешних рынков, в частности, Китая. На китайский рынок поставляется минтай – это основной вид биоресурсов, по объему, который у нас добывается. Однако закрытие этого рынка стала некоторым шоком. Это в очередной раз доказывает, что нам нужно продолжать развивать береговую переработку.

- Может лучше поставлять минтай на внутренний рынок России?

- Есть разные виды рыбы, разный спрос и разные потребительские предпочтения. Это огромное поле для работы. Например, упомянутый минтай, к сожалению, в России не потребляется. Это хорошая полезная дикая северная рыба, но так сложились многолетние потребительские предпочтения в нашей стране. Сколько бы мы ни поставляли сейчас минтая на наш рынок, мы его не потребим.

Есть лососевые. Мы работаем над тем, чтобы сокращать стоимость и повышать доступность лососевых рыб на российском рынке. Здесь основной вызов в том, что лососевая путина залповая. Ее подходы формируются в достаточно короткий период, за который нужно успеть выловить безопасный объем, переработать, заморозить, доставить и, сохраняя температурную цепочку, доставить до конечного потребителя. Сейчас мы работаем над тем, чтобы эту логистическую цепочку отстроить. Для этого реализуется целый ряд инициатив – стимулируется строительство береговой морозильной инфраструктуры, наращиваются транзитные мощности, в частности, здесь играет большую роль Северный морской путь, также в центральной России развивают складские и логистические центры и работают с торговым сетями.

- Вы упомянули Северный морской путь. Сейчас между Камчаткой и Сахалином идет своего рода соревнование за вхождение в этот проект. Какие перспективы у Камчатки?

- Никакой конкуренции между регионами нет. Мы видим разные ниши, работы хватит на всех. Мы только рады, что Сахалинская область активнее подключается к этому проекту. Чем интенсивнее будет навигация по Севморпути, тем ниже будут удельные расходы на каждое судно, на каждый контейнер. Мы видим специализацию Камчатки в трех нишах. Первая – это перевозка рыбной продукции. В этом случае Петропавловск-Камчатский, Авачинская бухта является естественным пунктом концентрации рыбной продукции для последующей перевозки по Северному морскому пути либо в Мурманск, либо в Санкт-Петербург, либо в Архангельск. В этом случае естественно, что у Камчатки есть преимущество. Южно-Сахалинск находится гораздо южнее основных объемов промысла, поэтому нет смысла транспортировать рыбу сначала туда.

Вторая ниша – это перевалка сжиженного природного газа, проект уже реализуется. Основной поток газа с ямальских месторождений, в частности, Сабетты, который добывает компания НОВАТЭК, будет транспортироваться до Петропавловска-Камчатского, а там уже переваливаться на суда обычного класса и отправлять на экспорт по всему миру.

Третья ниша – это судоремонт. Большое количество судов находится недалеко от Камчатки, поэтому нам необходимо возродить мощности Северной ремонтной базы, которая была в советское время.

У Сахалина же есть свои естественные преимущества – это транзитные потоки, которые идут из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, контейнерные перевозки, ряд других направлений. Здесь нет какого-то соперничества. Есть четкое понимание и видение того, как специализация наших регионов может позволить обеим точкам успешно развиваться.

- Последний вопрос касается экологической ситуации, которая сложилась в сентябре прошлого года на Камчатке, – "красный" прилив. Был предложен ряд экологических инициатив, какие из них уже реализованы?

- Само явление "красных" приливов носит глобальный характер. Оглядываясь назад, мы видим, что массовые "красные" приливы наблюдались не только на Камчатке, но и по всей Северной пацифике. Аналогичные явления были на Аляске, в Канаде, в Северных морях. На Камчатке был всплеск общественного интереса, поскольку мы наблюдали это явление в непосредственной близости от Петропавловска-Камчатского. К тому же Халактырский пляж является популярным местом отдыха у местных жителей и туристов.

Ученые изучают явление "красных" приливов десятилетие, а событие 2020 года послужило новым стимулом к продолжению изучения данного феномена. Так, в 2021 году начнется реализация комплексного фундаментального научного исследования в этой сфере. Планируется ряд экспедиций, чтобы изучить скорость восстановления экосистемы после шока 2020 года и спрогнозировать возможность его повторения, интенсивность и вероятностные параметры.

Другое направление работы связано с обеспечением безопасности здоровья жителей Камчатки и туристов. В этой сфере реализуется целый ряд инициатив. Все они находятся под контролем. В честности, это создание системы мониторинга экологической обстановки, в том числе в акватории. Также в 2021 году мы обеспечим исследование акватории, в том числе Халактырского пляжа, будет проведен отбор проб, чтобы гарантировать безопасность нахождения там людей.

Еще одно направление работы – это ликвидация объектов потенциального экологического вреда, которые сейчас не сыграли свою негативную роль, но могут сыграть в перспективе. Здесь главный объект – это Козельский полигон ядохимикатов. Он уже включен в перечень объектов накопленного экологического вреда. В этом году мы проводим проектные работы, и, возможно, начнем его ликвидацию. Помимо этого на Камчатке начали поднимать затопленные суда и утилизировать их.

Отдельная работа в сфере экологии связана с приведением в нормативное состояние свалок, которых у нас две – одна недействующая и одна действующая. Мы активно работаем с Минприроды, чтобы включить в реестр и начать подготовку полигона, соответствующего всем требованием. Планируем ориентировочно через два года переместить туда основной полигон твердых коммунальных отходов Петропавловска.

С этим вопросом также тесно связана работа по очистке стоков столицы региона. Сейчас десятки неочищенных стоков сбрасываются прямо в бухты края, что наносит вред природе. Чтобы решить эту проблему, необходимо в целом перестроить канализационную систему, систему сбросов Петропавловска-Камчатского. Первые канализационные станции мы уже закупили, сейчас две станции устанавливаются. В этом году мы будем смотреть на всю инфраструктуру города с тем, чтобы спланировать ее модернизацию. Это большая работа, она стоит десятки миллиардов и займет не один год. Мы будем работать поэтапно.

Кроме того, нам очень важно привлекать самих жителей и неравнодушных людей к этой работе. Например, в прошлом году мы запустили проект по сбору использованных автомобильных шин. Для краевой столицы использованные шины - это большая проблема. Сейчас ситуация серьезно улучшилась. Также нужно вовлекать людей в изучение морских млекопитающих, развивать волонтерские программы помощи тем мормлекам, которые попадают в сети.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще