О развитии экономических связей между Приморским краем и японскими префектурами, итогах Второго Восточного экономического форума, ликвидации последствий тайфуна, проектах территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток, а также будущем Владивостока как культурной столицы, рассказал в интервью "Интерфаксу" губернатор Приморья Владимир Миклушевский.
- Владимир Владимирович, в конце ноября делегация Приморского края посетила Японию. Каковы итоги этой поездки? Как развиваются у региона отношения с этой страной?
- Отношения между Россией и Японией переживают большой подъем, если учесть, что в декабре наши лидеры встретятся уже третий раз в этом году. Кроме того, премьер-министр Японии Синдзо Абэ на Втором Восточном экономическом форуме (ВЭФ) предложил совместно заниматься развитием Владивостока. В частности, японцы хотят реализовать в России проект по улучшению городской среды. Одним "пилотным" городом для его запуска должен стать Воронеж, а другим - Владивосток. Речь идет о строительстве умных домов Smart Wellness, бестраншейной санации трубопроводов, об организации мест отдыха, борьбе с пробками на дорогах за счет внедрения системы умных светофоров, современных подходы к переработке и утилизации отходов, а также о транзитно-ориентированном проектировании.
Что касается нашего края, то у него давние и прочные отношения с Японией. В этом году мы отмечаем 25 лет установления побратимских отношений между Приморским краем и префектурой Тоттори, куда как раз и состоялась поездка. А в 2017 году также отметим юбилеи сотрудничества с префектурами Ниигата, Осака и Тояма.
Япония находится на первом месте среди внешнеторговых партнеров Приморья по объему накопленных инвестиций. Японские компании работают в торговле, логистике, организации общественного питания, финансах, лесозаготовке и деревообработке, автосервисе, сервисном обслуживании. Наиболее активно Приморье и Япония сотрудничают в сфере машиностроения и лесопереработки. Кроме того, нас устраивают направления инвестиций.
- Могли бы Вы привести конкретные примеры?
- Так, наше совместное предприятие ООО "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус" в Приморье производит автомобили Mazda CX-5 и Mazda 6. В сентябре 2016 года был выпущен 100-тысячный автомобиль Mazda, и компания планирует наращивать объемы производства. На площадке ВЭФ представители предприятия и Минпромторга РФ заключили инвестиционный контракт до 2024 года, в рамках которого "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус" обязалась создать новые мощности по производству 50 тыс. двигателей в год с объемом инвестиций 2 млрд рублей. Отмечу, что производительность труда на этом предприятии в 14 раз выше, чем средняя в Приморье. В 14 раз!
Другой пример хорошо работающих инвестиций из области деревопереработки. Наша компания "Тернейлес" вместе со своим партнером "Сумитомо Корпорэйшн" построила четыре современных предприятия по переработке древесины. Это автоматизированное производство, которым человек управляет с помощью компьютера и джойстика.
Когда в этот визит в Японию меня спросили, какой бизнес мы хотим видеть в Приморье, я ответил, что любой, какой придет, мы всем рады. Но мы бы хотели видеть у себя высокотехнологичное и высокопроизводительное производство.
Кроме того, мы рассчитываем на экспортоориентированные производства. В силу того, что наш внутренний рынок невелик, нам необходимо произведенную продукцию вывезти. Мало кто знает, но вокруг Владивостока в радиусе часа полета на самолете живут 400 млн человек. Ни один город в мире, за исключением разве что китайских, не может похвастаться таким соседством. Конечно, попасть на иностранные рынки сложнее, но, тем не менее, заниматься этим нужно, и наши японские коллеги об этом тоже говорили.
- Какие соглашения удалось заключить между приморскими и японскими компаниями в эту поездку?
- В рамках Дней Приморского края в Тоттори наши компании заключили с японцами контракты на строительство завода по вторичной переработке отходов, также совместно с японскими коллегами будем выпускать электромобили на базе японских малолитражных автомобилей, планируем начать производство электромоторов.
Кроме того, наши компании подписали контракты на покупку компонентов для биодобавок, а в Японию будет поставляться экологически чистая приморская продукция: мед, джемы, варенье и биопрепараты.
Напомню также, что японские инвесторы планируют построить во Владивостоке медицинский реабилитационный центр. Этим займется крупная японская инжиниринговая компания JGC Corporation. Я пригласил ее принять участие в проекте еще в ходе Петербургского международного экономического форума.
- Расскажите, пожалуйста, подробнее о проекте модернизации подержанных иномарок до электромобилей.
- Мы подписали соответствующее соглашение с технохолдингом Sumotori и корпорацией Arai Shoji Co. Ltd. Мы хотим создать действительно массовый и экономичный автомобиль для наших граждан. При этом он будет сделан на базе японских машин, известных своим высоким качеством. Будем трансформировать японские малолитражные автомобили в электрокары - это не требует каких-то больших затрат, поскольку технология уже обкатана.
С учетом режима Свободного порта Владивосток на первом этапе планируем производить до 5 тыс. автомобилей в год, часть из них пойдет на экспорт – в Индию и Таиланд. Такие электромобили после переоборудования не облагаются таможенными пошлинами. Эксплуатационные расходы еще находятся на стадии расчета.
В свою очередь, для эффективной эксплуатации электромобилей Приморью необходима соответствующая инфраструктура. Поэтому параллельно с производством мы будем заниматься ее развитием.
- Как Вы оцениваете итоги прошедшего второго Восточного экономического форума? Насколько он был полезен для вашего региона?
- Если на первом форуме наш край заключил 20 соглашений с общим объемом в 100 млрд рублей, то на втором – 59 на 200 млрд рублей. Цифры говорят сами за себя. Не знаю, будет ли "утроение" объемов инвестиций на третьем форуме – такой непосредственной задачи мы перед собой не ставим. Стоит задача поиска качественных проектов, которые потом будут реализованы. В свою очередь, мультипликативным эффектом реализации инвестпроектов станет увеличение налоговых поступлений в краевой бюджет.
Форум наглядно продемонстрировал интерес соседних стран к тому, что сегодня делается в Приморье - к Свободному порту Владивосток и территориям опережающего развития. Самые многочисленные делегации приехали из Китая, Южной Кореи и Японии.
Кроме того, ВЭФ стал площадкой для встреч на самом высоком уровне – в его работе приняли участие лидеры России, Японии и Южной Кореи. И это тоже говорит сегодня о статусе Приморья.
- Что вы ждете от следующего форума? Как готовитесь к нему?
- Подготовка к третьему форуму уже идет. Недавно прошло очередное заседание оргкомитета под руководством полпреда президента в ДФО, заместителя председателя правительства Юрия Трутнева, на котором обсуждались вопросы подготовки города и края к проведению форума.
Сейчас уже согласована и подписана "дорожная карта". Администрации края и Владивостока, Дальневосточный федеральный университет и другие заинтересованные стороны проведут работы по подготовке инженерной и транспортной инфраструктуры, будет организована работа с гостиницами города и аэропортом Владивостока.
Третий ВЭФ должен показать динамику развития Дальнего Востока, Приморского края в частности, рассказать о первых результатах новой экономической политики. Мы прекрасно понимаем, что реализация проектов, заключенных на первых двух ВЭФ, только началась. Они не могут быть выполнены в полном объеме за один-два года. Но работа идет, и это надо показать – строятся предприятия, создаются новые рабочие места, производится продукция.
Для нас форум – это не только площадка, где собираются люди, а практический инструмент развития региона. Нашей главной задачей остается наиболее полная и всесторонняя презентация потенциала Приморского края.
- К сожалению, проведение Второго Восточного экономического форума совпало с накрывшим край тайфуном Лайонрок. Как идет восстановление?
- Тайфун был такой разрушительной силы, какого не было за всю историю метеонаблюдений в крае. У нас вспоминают обрушившийся на Приморье в 1989 году печально известный тайфун Джуди. Так вот, Лайонрок оказался в полтора-два раза его сильнее.
Особенно сильно пострадали от последствий тайфуна северо-восточные и центральные районы региона. К счастью, не были задеты южные, промышленные районы. Также почти не пострадали сельскохозяйственные районы. Правда, в некоторых из них произошло переувлажнение земли и частичная потеря урожая. К счастью, всего 10% урожая потеряно. Чтобы не допустить скачка цен на продукты, мы закупаем картофель и овощи в соседних регионах.
Последствием паводка стало подтопление 170 населенных пунктов или более 15 тыс. домовладений. На какое-то время отключались от электричества 56 населенных пунктов, 51 - был без связи. К некоторым населенным пунктам можно было добраться только на вертолете. В 27 районах края был объявлен ЧС федерального уровня. Но мы успели эвакуировать людей, и обошлось без жертв среди населения.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить президента, правительство, коллег из МЧС и военных – помощь краю в ликвидации последствий тайфуна была оказана грамотно в максимально короткие сроки. Была задействована огромная группировка людей, работавших день и ночь, буквально не жалея сил. Также хотел бы сказать спасибо главам муниципальных образований и, конечно, самим приморцам за стойкость, проявленное мужество и терпение.
Основные аварийно-восстановительные работы в целом завершены. Но восстановление дорог и мостов до нормативного состояния - это, к сожалению, задача на более долгий срок. Работы там должны идти в теплое время года.
Кроме того, у нас 32 не подлежащих восстановлению моста, их надо заново проектировать и строить. Нормативный срок такого строительства составляет полтора-два года. Мы планируем завершить основные работы в этой части до 30 сентября 2017 года.
- Все ли пострадавшие получили компенсации?
- На сегодняшний день мы выплатили почти все компенсации - это около 1,3 млрд рублей из краевого (400 млн рублей) и федерального (874 млн рублей) бюджетов. Всего компенсации размером от 10 тыс. до 100 тыс. рублей получили около 52 тыс. человек.
Следует отметить оперативность принятия решения по выплатам. Я докладывал президенту РФ о сложившейся в регионе ситуации 2 сентября, а уже 5 сентября вышло постановление правительства, и пошли первые выплаты.
Мы также начали выплачивать деньги людям, дома которых признаны непригодными для жилья – на сегодняшний день это 432 домовладения. Средства в размере 841 млн рублей на эти цели выделит правительство РФ.
В основном приморцы предпочитают покупать дома на вторичном рынке. Процедура простая – согласно нормативам, учитывающим количество членов семьи, человеку выдается сертификат на определенную сумму, с которым он может выбрать себе новый дом или квартиру. Мы проверяем выбранное жилье с точки зрения юридической чистоты, и не завышена ли на него цена. После чего человек заключает договор купли-продажи, и деньги поступают продавцу дома – сам пострадавший их не получает. Пока выдано 300 сертификатов, а жилье подобрали 115 собственников.
Дополнительно мы поддержим многодетные семьи, пострадавшие от стихии. Сумма единовременной выплаты составит 30 тыс. рублей на семью. Деньги на эти цели поступили на благотворительные счета, открытые в первые дни чрезвычайной ситуации. Благодаря поддержке неравнодушных людей из разных регионов России и властей субъектов РФ удалось собрать 21,5 млн рублей.
Также дополнительную поддержку получат пенсионеры из пострадавших районов - 20 млн рублей на эти цели предоставил Пенсионный фонд России и региональный бюджет. По подсчетам специалистов, размер выплаты составляет 5,5 тыс. рублей. Ее получат более 3,5 тыс. пожилых людей и получателей пенсии по инвалидности.
- В каком режиме сейчас происходит работа по ликвидации последствий тайфуна?
- Первые два месяца после тайфуна мы с моей командой практически все время провели в вертолете, объезжали все территории, встречались с жителями. А с ноября я каждую неделю совершаю инспекционные поездки по пострадавшим районам, проверяю, как восстанавливаются дороги, мосты, как идет и расчистка русел рек.
Сейчас самая значительная сумма требуется на восстановление дорог – 3,7 млрд рублей. Ведь в крае было разрушено или существенно повреждено 550 км дорог и 124 моста. Уже восстановлено до состояния, близкого к нормативному, 275 км дорог. Дорожники трудятся в Приморье круглые сутки. Остальные дороги, несмотря на свое состояние, являются проезжими для легкового транспорта и автобусов. Их асфальтирование начнем с приходом весны.
Кроме того, в Приморье потеряли часть своего урожая сельхозпроизводители. Около 640 млн рублей требуется на выплаты компенсации. Еще примерно около 300 млн рублей правительство РФ выделит на берегоукрепительные работы. В преддверии весеннего паводка это сделать необходимо, иначе снова будет беда.
- Задел ли тайфун районы, в которых реализуются проекты транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2"?
- Нет, тайфун эти трассы вообще никак не затронул.
- В таком случае, как сейчас реализуются эти проекты?
- Мы в этом году сдали важный участок новой автомобильной дороги Владивосток – Находка длиной 13,5 км - объезд Артема. Эта трасса является частью международного транспортного коридора "Приморье-1", и строится в рамках его модернизации. Ранее дорога шла через город со всеми вытекающими последствиями – пробками из фур и легковых автомобилей, загазованностью, что вызывало неудобство, как у жителей, так и водителей. Сейчас суперсовременная четырехполосная бетонная трасса обходит город, и мы в декабре приступаем к следующему этапу – строительству участка трассы до Большого Камня длиной 41,5 км. Поскольку дорога также будет бетонной, время года не влияет на качество полотна. Деньги в федеральном и краевом бюджете на эти цели уже заложены. Кроме того, мы планируем привлечь китайские инвестиции для реконструкции международных транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2". Наши соседи очень заинтересованы в этом, ведь тогда путь грузов из северо-восточных провинций в Северо-Восточную Азию сократится в 2-3 раза. Коридоры – это целый комплекс, состоящий из автомобильных и железных дорог, пунктов пропуска через границу, морских портов. На реализацию проектов на разных этапах требуется более 300 млрд рублей. Согласитесь, это внушительная сумма для регионального бюджета. На данный момент уже разработана концепция развития этих коридоров, она была представлена на Втором Восточном экономическом форуме. Мы предлагаем инвесторам форму государственно-частного партнерства. Недавно наша делегация во главе с Юрием Трутневым посетила Пекин, где с китайскими коллегами была достигнута договоренность о создании управляющей компании по развитию "Приморье-1" и "Приморье-2".
- Хотелось бы затронуть тему бюджета региона. Недавно в СМИ появилась информация, что некоторые расходы краю придется сократить в следующем году. Как идет работа над новым бюджетом?
- Отмечу, что законопроект в первом чтении принимался без учета федеральных средств, которое правительство распределит до конца 2016 года, поэтому внешне кажется, что средств в бюджете меньше, но это не так. В этом году федеральный бюджет принимается на месяц позже. Так что объемы доходов и расходов Приморского края в 2017 году будут скорректированы во втором чтении. Социальная направленность регионального бюджета обязательно сохранится. Кроме того, у нас с 2017 года появится новая социальная выплата – региональная доплата пенсионерам с низким достатком. Так что ни о каких сокращениях социальных расходов речи быть не может. Более того, доходная часть бюджета вырастет на 1 млрд рублей по сравнению с прошлым годом: первые резиденты территорий опережающего развития и Свободного порта наращивают свои производства и, следовательно, платят налоги.
- В этом году на Дальнем Востоке вообще и в Приморье, в частности, началась выдача "дальневосточного гектара". Сколько заявок в крае уже принято и одобрено?
- Интерес к "дальневосточному гектару" очень большой. На сегодняшний день подано 2,4 тыс. заявок и 440 из них одобрено. Такая разница связана с тем, что люди часто делают ошибки во время подачи заявки: случайно выбирают запретную зону или забывают предоставить свои данные. То есть имеет место чисто техническая сторона дела.
Отмечу, что сайт Надальнийвосток.рф работает в автоматизированном режиме. На карте, которая находится в публичном доступе, обозначены зоны, где получить гектар нельзя (они либо заняты, либо являются природоохранными зонами). Во всех остальных случаях вы сами рисуете границы желаемого участка, прикладываете паспорт и минимальное количество документов в электронном виде, после чего ваша заявка направляется на исполнение.
На это дается месяц, в течение которого на место должен выехать кадастровый инженер. Он должен проверить, нет ли там чьей-то собственности, не отмеченной в публичной кадастровой карте, либо проходящей линии электропередачи. Это может оказаться причиной отказа. Но плюс автоматизации состоит в том, что отсутствует контакт с чиновником или исполнителем, никто не может потребовать взятку за помощь.
Как вы знаете, с 1 октября все дальневосточники могут выбрать себе участок земли в любом регионе Дальнего Востока. Мы ожидаем всплеск особой активности с 1 февраля, когда этот закон заработает для всех россиян. Интерес к краю велик - у нас самые лучшие климатические условия (море, тайга), и люди сюда стремятся. Меня это радует, потому что чем больше людей будут тут жить, тем лучше будет развиваться экономика.
В Приморье сейчас живет около 2 млн человек, мы ставим перед собой задачу – в течение десяти лет увеличить население края до 3 млн. Помню свою беседу с министром стратегии и экономического развития Сингапура, который сказал, что каждая территория, город и страна должны бороться за людей. Люди создают экономику края, и именно для них необходимо развивать социальную сферу и строить дороги.
- Одним из двигателей экономического роста Приморского края должны стать территории опережающего развития. Как они развиваются сейчас?
- У нас сейчас три таких территории - "Надеждинская", "Михайловский" и "Большой Камень".
ТОР "Надеждинская" в силу своего местоположения планируется как производственно-логистическая. В ней также будет размещено промышленное, пищевое и обрабатывающие производства. Мы не ставим жестких ограничений перед инвесторами в этом вопросе.
ТОР "Михайловский" специализируется на сельском хозяйстве и пищевом производстве. В частности, там строится сразу 16 крупнейших свинокомплексов (10 - ООО "Русагро-Приморье" 6 - ООО "Мерси Трейд"). Мы поставили себе задачу увеличить производство свинины в течение пяти лет в 12 раз. Сегодня край выпускает 15 тонн. После введения в эксплуатацию всех 16 только объемы этих двух производителей составят более 150 тыс. тонн, а ведь есть и небольшие производства. Естественно, что нам самим столько свинины не надо – это будет продукция, ориентированная, прежде всего, на экспорт в Китай. Кстати, нынешний курс национальной валюты служит на пользу именно экспортерам.
В свою очередь, созданная в начале этого года ТОР "Большой Камень" планируется как одна из крупнейших судостроительных верфей не только в России, но и в мире. Президент РФ поставил задачу в обозримом будущем весь флот, который требуется российским грузоперевозчикам - танкеры, газовозы, сухогрузы, контейнеровозы, а также все обслуживающие суда для нефте- и газодобычи, строить на наших верфях. Это требует поддержки со стороны государства, ведь конкурировать с корейскими или китайскими верфями довольно сложно. Но такая задача стоит, и, я думаю, что она будет выполнена.
Считаю, что старт всех трех ТОР прошел успешно. Сейчас в них зарегистрировано 24 резидента с инвестициями на сумму 204 млрд рублей. Из них 6 резидентов уже находятся в ТОР "Большой Камень". Там предполагается создание 7 тыс. рабочих мест, а планируемый объем инвестиций составит 143 млрд рублей.
Понятно, что реализация этих проектов – дело не одного года, она рассчитана на 5-10 лет. Крупные инвесторы планируют большое производство и вводят в эксплуатацию его поэтапно. Так, например, упомянутая "Мерси-Трейд" ввела в эксплуатацию два свинокомплекса: мощностью 39 тыс. и 83 тыс. голов в год. Она близка к тому, чтобы производить до 30 тонн свинины, тогда как год назад производила около 11. При этом компания использует экологически чистые корма, выращенные в Приморье - сою и кукурузу. Всего по завершению строительства всех свинокомплексов производительность компании составит до 540 тыс. голов в год. Объем капитальных вложений инвестора в проекты – более 20 млрд рублей. Также поэтапно строятся и свинокомплексы "Русагро", общая мощность которых составит 700 тысяч голов в год.
- А как обстоят дела с реализацией инициативы Свободного порта Владивосток? Вы планировали до конца года принять 100 резидентов, удалось ли это сделать?
- Количество резидентов Свободного порта растет с каждым днем. И это говорит само за себя – у бизнеса огромный интерес к проекту. К нам поступило более 200 заявок на общую сумму инвестиций более 256 млрд рублей. Проекты предполагают создание более 27 тыс. новых рабочих мест. В свою очередь, резидентами порта уже стали 107 компаний с инвестициями в почти 153 млрд рублей. Будет создано более 20,5 тыс. рабочих мест. Так что тот условный план, который стоял перед нами, уже выполнен.
Мы договорились с полпредом президента в ДФО Юрием Трутневым, что планка вхождения в Свободный порт Владивосток будет максимально низкой. Мы ничего особо не просим от резидентов для регистрации, кроме объемов инвестиций и еще пары параметров. Потому что льготы, которые предусмотрены в законе, инвестор получит только после того, как создаст производство. Не создаст – значит, не получит. С учетом того, что Свободный порт Владивосток - это 15 муниципалитетов, юг Приморья, где живет две трети населения Приморского края, нам такой режим крайне выгоден.
Я давно говорил в своих интервью, что есть вещи, которые не требуют денег. Иногда эффективнее просто открыть "окно возможностей", и оно даст больший эффект, чем вложенный бюджетный рубль.
- А есть уже какие-то конкретные итоги работы режима СПВ?
- Есть. Например, у нас открыт первый в регионе складской комплекс класса "А" промышленного парка "Авиаполис Янковский". Его загруженность составляет уже почти 100%, и предприятие планирует расширение производства. Приходят в Свободный порт Владивосток и компании с участием иностранных инвестиций, в том числе и в сферу транспорта и логистики.
Вторую очередь своего проекта намерен реализовать туристско-рекреационный кластер "Приморское кольцо" (PrimRing). Сейчас это профессиональная трасса для дрифта, на которой проходят соревнования международного уровня. Кроме того, там есть трассы для байков, квадроциклов и картинга.
- Возникают ли проблемы при реализации этих проектов? Какой эффект уже заметен для региона?
- Конечно, при реализации законов о ТОР и Свободном порте возникают практические вопросы, например касающиеся земельных отношений или порядка предоставления льгот по налогу на прибыль. Но мы будем работать, устранять все шероховатости.
В совокупности, если брать ТОРы и Свободный порт Владивосток, то, по оценкам экспертов, благодаря им у нас с момента появления этих механизмов в 2015 году за 10 лет в 2,5 раза увеличится ВРП. Это довольно амбициозная задача. Помните, в свое время президент РФ ставил задачу удвоения ВВП, и мы ее выполнили, хотя в тот момент казалось, что она невыполнимая? Так что я со сдержанным оптимизмом в эту цифру все же верю. Пусть ВРП увеличится не в два с половиной раза, а в два, все равно это будет огромный рывок.
Когда на границе XIX-XX веков во Владивостоке существовал порто франко, город получил мощный импульс для развития. Почему же, спрашивается, сейчас не должно получиться?
- Недавно президент РФ Владимир Путин озвучил очередное послание Федеральному собранию. Что из него Вы уже взяли на заметку?
- Все задачи, поставленные президентом, мы привыкли воспринимать как руководство к действию и выполнять. Хочу сказать, что некоторые вещи, о которых говорил президент, мы уже начали делать. Например, вопрос о санитарной авиации. Раньше было много скептиков, задававшихся вопросом, нужна ли она и зачем. Теперь скептиков почти не осталось, а санитарные вертолеты летают. Пока, к сожалению, они не отечественного производства, но если подобные будут производить у нас, то мы будем переходить на российские. Используемые нами вертолеты отличаются от многоцелевого Ми-8 тем, что могут сесть на любой площадке, даже просто на поляне, и забрать человека, которого невозможно транспортировать другим способом. Их эксплуатация в пять раз дешевле, чем Ми-8. Все это позволило нам в 10 раз увеличить количество летных часов.
- Достаточно ли краю вертолетов?
- Мы считаем, что пока достаточно. Один вертолет базируется во Владивостоке, другой – в поселке Кавалерово, чтобы обслуживать север и юг Приморья. Почти каждый день они совершают санитарный вылет, иногда два. Всего с февраля перевезено уже 206 тяжелых больных, среди них 73 ребенка. 2 операции пришлось сделать в воздухе. Вы ведь знаете, что есть правило "золотого часа", когда от минут зависит жизнь человека. Если в какой-то момент мы посчитаем нужным, то купим и третий вертолет.
Если немного отойти от темы, нам не хватает самолетов для региональных авиаперевозок. У нас два небольших самолета DHC-6, и мы планируем покупать третий. Опытным путем проверили, насколько это удобно. Добираться до того же Кавалерово пять часов на машине или один час на самолете – разница есть. При этом цена билета на самолет лишь на 20% дороже, чем на автобус. Естественно, мы дотируем такие перелеты. Помимо удобства жителей мы также заботимся о мобильности бизнеса и развитии туризма в регионе – ведь не каждый турист поедет пять часов на автобусе.
Так что приобретение третьего самолета через лизинг – вопрос решенный. Он сейчас в Европе, уже раскрашен в цвета авиакомпании "Аврора", осталось пройти все необходимые технические и юридические процедуры.
- Что еще Вам показалось важным в послании президента?
- Другим важным моментом, о котором сказал президент, является целый блок предложений по развитию здравоохранения, в частности, телемедицины. У нас почти 90% медицинских учреждений Приморья внедрили или находятся в процессе внедрения современных информационных технологий. Кроме того, у нас в крае в нескольких районных больницах, а также на базах Владивостокской и Уссурийской станциях скорой медицинской помощи, работают комплексы телеЭКГ с возможностью удаленного консультирования. Безусловно, этого недостаточно. Мы недели две назад, еще не догадываясь о том, что она будет упомянута в послании, проводили расширенное совещание на эту тему.
Телемедицина состоит из нескольких направлений: электронная карта больного, запись на прием к врачу, анализ или получение диагноза дистанционно. Она позволяет решить вопросы отсутствия современного диагностического оборудования в отдаленном населенном пункте или нехватку специалистов для работы с ним. Современные телекоммуникационные технологии позволяют передать результат исследований в Москву, Новосибирск или Владивосток, расшифровать его там и оперативно отправить назад.
Мы также должны постепенно выходить на показатели загрузки оборудования как в лучших мировых клиниках - в две смены. Сейчас они работают в лучшем случае в одну. Вообще на Западе медицина работает немного по-иному: там исследования проводит и отправляет на диагностику средний медицинский персонал. И я не вижу ничего сложного в повышении квалификации нашего среднего медицинского персонала в этой области.
Другая важная вещь, которую нужно быстро делать, - электронная карта больного. Это разгрузит работу врача. На нашем совещании мы как раз обсуждали переход с компьютеров на мобильные устройства и планшеты.
И, конечно же, третий важный момент, который у нас до конца пока не внедрен - дистанционная запись к врачу. Наши исследования показывают, что самое большое недовольство людей вызывает регистратура – именно там больному могут испортить впечатление от медицинского учреждения. Кроме того, там, как правило, работают люди без специального медицинского образования. Но ведь эту работу несложно автоматизировать, вплоть до направления к специалисту по имеющимся симптомам. Такие технологии уже широко распространены. И, я считаю, что этим надо заниматься в самую первую очередь.
- Как в целом развивается медицина в крае?
- Я во многих клиниках был, слава Богу, как гость, а не как пациент, и скажу, что, например, наш высокотехнологичный медицинский центр ДВФУ по своей оснащенности не уступает клиникам Южной Кореи, Сингапура или Соединенных Штатов Америки. Например, робот "Да Винчи" есть далеко не во всех клиниках, а у нас он имеется. У нас работают лучшие врачи, так, например, мы переманили назад из Сингапура нашего соотечественника, кардиохирурга Виталия Сорокина. Здесь считаю важным отметить, что объем высокотехнологичной помощи у нас в Приморье за последние три года вырос более чем в 2 раза. За неполный 2016 год такая помощь оказана уже почти 8 тысячам приморцев, а всего ее получили уже 18 тысяч человек.
Одно из ключевых достижений – снижение младенческой смертности. Сегодня этот показатель составляет 6,8 на 1000 рождений, тогда как еще три года назад она составляла около 11. Сегодня мы вплотную приближаемся к среднероссийскому – 5,9 на 1000, и ушли намного вперед по сравнению с некоторыми регионами ДФО. Безусловно, огромную роль в этом сыграл современный перинатальный центр, открывшийся в крае в 2014 году. За два года там родились пять с половиной тысяч малышей. В то же время, и я хочу это подчеркнуть, этот успех - результат большого труда всего медицинского сообщества края. У нас сегодня работает трехуровневая система помощи беременным, разработана маршрутизационная сеть их транспортировки в медицинские центры, закуплены специальные реанимобили. В этом году мы открыли неонатальный центр на базе краевой детская клинической больницы N 1, где есть возможность выхаживать самых маленьких пациентов.
Чем мне особенно запомнилось послание - президент, безусловно, называл болевые точки, которые нельзя обойти, но в тоже время оно было оптимистичным.
Мы, например, понимаем, что сразу и быстро оснастить все сельские больницы врачами не сможем объективно. Мы это делаем постепенно, у нас работает программа "Земский доктор" - врачу, переехавшему на работу в сельскую местность, выплачивается один миллион рублей. Только в этом году в села переехали 63 специалиста, а всего участниками программы стали более 240 врачей. Кроме того, уже третий год в наш медицинский университет идет целевой набор. Он пользуется большой популярностью, и уже более половины бюджетных мест у нас занимают студенты, пришедшие по направлениям из районных поликлиник и больниц. Понятно, что на подготовку специалиста требуется не менее 6 лет, но процесс этот идет. При этом зарплата у врачей и медицинского персонала серьезно выросла – сейчас она составляет в среднем 55 тыс. рублей. На фоне средней зарплаты в регионе в 33 тыс. рублей, это уже близко к двукратному увеличению, как и планировалось в майских указах президента.
Понятно, что люди в районах не могут ждать, пока выучатся студенты по целевой программе. Качественная медицинская помощь требуется приморцам уже сегодня. Поэтому мы в рамках государственно-частного партнерства создали автопоезда здоровья под названием "Забота": один - взрослый, другой - детский. В их составах работают самые лучшие специалисты. Проект не требует денег из бюджета, поезд представляет собой несколько фургонов на базе "КамАЗа", оснащенных современным медицинским оборудованием. Он ездит по определенному маршруту. Таким образом, врачи могут добраться до самого небольшого и отдаленного населенного пункта и работать там столько, сколько нужно, пока все жители не будут обследованы. При этом выявляемость заболеваний, о которых не знали сами приморцы, достигает 30%. Это хорошая цифра, потому что любое рано выявленное заболевание имеет высокие шансы на лечение. Особенно, если это онкология.
Мы получаем благодарные отзывы от людей об этом проекте и, честно говоря, им гордимся. Сейчас мы ведем переговоры с партнером о запуске нового направления автопоезда, специалисты которого будут выявлять онкозаболевания.
- В завершении нашего интервью хотелось бы спросить Вас про развитие туризма в крае. Как сейчас обстоят дела с ним? Что планируете делать для привлечения туристов?
- Как я уже говорил, у нас два последних года происходит удвоение потока китайских туристов, приезжающих по соглашению между нашими странами о безвизовых групповых поездках. Если раньше приморцы ездили в Суйфэньхэ, то сейчас направление потока поменялось с точностью наоборот. И это не может не радовать - туристы не просто приезжают, они оставляют деньги.
Приятно то, к нам стало больше приезжать японских туристов. Здесь цифры скромнее, но тенденция хорошая. Если в 2009 году в Приморье их приезжало чуть более 3 тысяч в год, то по итогам прошлого года этот показатель составил более 9,5 тысяч. Есть уже случаи, когда гости из Страны восходящего солнца приезжают посмотреть Владивосток, потому что их премьер-министр восхищался городом. Кстати, Приморский край вошел в десятку самых привлекательных для туристов регионов России. Это данные совместных исследований центра информационных коммуникаций "Рейтинг" и журнала "Отдых в России". Среди критериев, по которым оценивались регионы, – уровень развития гостиничного бизнеса и инфраструктуры, популярность региона у россиян и иностранцев, туристская уникальность, экологическое "здоровье" региона, криминогенная ситуация.
У нас выросли и показатели внутреннего туризма, так как о крае стали больше знать в стране и больше им интересоваться. Можно даже отметить его сезонность – летом и в начале осени в Приморском крае на морском побережье отдыхают в основном хабаровчане, амурчане, жители Еврейской автономной области. Владивосток пользуется популярностью у туристов в любое время года. Постепенно рост туристического потока сказывается и на улучшении качества номерного фонда.
У нас есть море, тайга, горный хребет Сихотэ-Алинь, дикие звери – амурский тигр и дальневосточный леопард. Их просто так в живой природе сложно увидеть, но можно встретить в нашем "Сафари-парке", где живут знаменитые Амур с Тимуром. У нас находится крупнейший в стране океанариум, который является одновременно и ведущим научным центром.
С некоторых пор, и в этом сыграло роль поручение президента, Владивосток постепенно превращается в культурную столицу Тихоокеанской России. Первым шагом к этому стало открытие Приморской сцены Мариинского театра. Невозможно объяснить, как поменялось отношение людей к театру. Люди с удовольствием ходили и в Приморский театр оперы и балета, но филиал Мариинки, которым он стал, – это большая разница, и совершенно другая атмосфера. На те фестивали, которые его художественный руководитель Валерий Гергиев устраивает в августе, накануне почти невозможно было попасть и купить билеты, настолько высок оказался интерес к постановкам.
Мы также открыли во Владивостоке филиал Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, и я тоже этому очень рад. Это единственное в мире балетное училище с почти трехвековой историей. И, конечно, продолжаем реализацию планов по открытию приморского филиала Эрмитажа. Уже нашли здание, начинаем его ремонт и планируем открыть к концу 2017 года. Подобрали помещения под филиалы Третьяковки и Русского музея. Есть уже решение президента о передачи нам этих зданий, так как они находятся в федеральной собственности. Там также проведем ремонт в соответствии со всеми музейными требованиями.
- Как сами музеи взаимодействуют с вами? Хотят ли делиться коллекциями с будущими филиалами?
- Со всеми музеями подписано соответствующее соглашение, все воспринимают это как доброе дело. При этом знаете ли вы или нет, Русский музей или Эрмитаж выставляют около 2-3% того, что есть в их запасниках. Физически они не могут экспонировать все коллекции, и, например, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский говорил, что будет с удовольствием это делать у нас. Мы будем нести все затраты, связанные с перевозкой, страховкой и содержанием экспонатов. А филиалы станут нашими краевыми учреждениями.
И, конечно, хочу добавить, что отношение к региону в целом меняется. Недавно я встречался со студентами по специальности "Государственное и муниципальное управление". И я им сказал следующее: "Многие люди раньше пытались искать счастье в больших городах - Москве, Санкт-Петербурге, хотели уехать и там состояться. Не советую вам этого делать, потому что на сегодняшний день Приморье по количеству уникальных проектов единственный регион в стране. У вас есть все шансы состояться здесь. В Москве и Санкт-Петербурге слишком большая конкуренция, а тут перед вами все дороги открыты".