Дальний Восток / Эксклюзив 12 декабря 2013 г. 11:39

Губернатор Приморского края В.Миклушевский: "Экономика не будет развиваться без создания комфортных условий для жизни людей"

Уходящий год оказался для Приморского края не менее богат на события, чем предыдущий, когда во Владивостоке проходил саммит АТЭС. В 2013 году регион испытал на себе удары стихии, привлек внимание крупных инвесторов, принял участие в создании региональной авиакомпании, открыл хоккейный клуб. О результатах уходящего года и планах региона на будущее рассказал в интервью агентству "Интерфакс - Дальний Восток" губернатор Приморского края Владимир Миклушевский.

Губернатор Приморского края В.Миклушевский: "Экономика не будет развиваться без создания комфортных условий для жизни людей"

- Владимир Владимирович, не так давно Вы вошли в президиум экономического совета при главе государства. Какую пользу это может принести экономике Приморья?

- Я хотел бы верить, что смогу принести там определенную пользу. Президент России Владимир Путин поручил нам одновременно быть экспертами по вопросам, которые будет рассматривать совет.

Сейчас идут разговоры о создании в России условий для ускоренного экономического роста. Но разработанные на сегодняшний день правительством и экспертным сообществом сценарии предполагают экономический рост на уровне не более 3%. Между тем, чтобы стабильно развиваться и демонстрировать результаты, укладывающиеся в концепцию долгосрочного развития, российской экономике надо иметь рост не менее 5%. Задачей президиума экономического совета, как сформулировал ее президент, и является поиск путей, которые могли бы обеспечить такой рост.

Мы будем собираться ежемесячно. Нам было предложено выбирать стратегические темы для заседаний президиума. Я это уже сделал, отправив свои предложения помощнику президента Андрею Белоусову.

Поскольку я представляю Приморье и Дальневосточный регион, в который входят девять субъектов федерации, то среди предложенных мною тем, в первую очередь, вопросы, касающиеся развития этой части России.

- Какие темы, касающиеся Дальнего Востока, необходимо, по Вашему мнению, поднять на ближайших заседаниях президиума?

- Они были достаточно четко сформулированы в концепции, представленной новым министром по развитию Дальнего Востока Александром Галушкой.

Если коротко, то это развитие экспортно-ориентированных отраслей, создание зон ускоренного роста – индустриальных парков и развитие инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов.

Во многих странах применяется так называемый возвратный тип финансирования - возврат дополнительных налогов с площадки после развития на ней инфраструктуры.

Инфраструктура стоит дорого. Например, строительство дорог, проведение водопровода, электричества для интегрированного курорта на базе игорной зоны в Приморском крае обойдется в 1 миллиард рублей. Для региона это значительная сумма. У себя в Приморье мы планируем создать пять таких площадок. Даже если линейно экстраполировать, то на развитие их инфраструктуры на первом этапе понадобится не менее 5 миллиардов рублей. А ведь еще потребуются дополнительные вложения.

Безусловно, мы будем рассчитывать на помощь федеральных властей, потому что инфраструктура полностью не может быть создана за счет местных бюджетов. Но часто выполнение какой-либо задачи требует не столько денег, сколько принятия властного управленческого решения.

- Поясните, пожалуйста, на конкретном примере…

- Например, у нас есть трасса М-60 (Владивосток-Хабаровск), которую требуется максимально быстро и качественно сделать, как минимум, четырехполосной. В этом случае мы сможем эффективно использовать логистические возможности Приморского края по экспорту товаров на Дальний Восток. Это задача не только приморская, для ее решения необходимо развивать железную дорогу. Но чтобы ее монополия не ощущалась в столь явном виде, в качестве альтернативы необходимо модернизировать автомобильную трассу.

На совещании, которое в конце августа во Владивостоке проводил президент, я предложил смелее применять концессионную схему. Любой концессионер, если он к вам придет, потребует некий рычаг в виде бюджетного финансирования, потому что целиком строить дорогу за собственные деньги он вряд ли будет. Если это будет федеральный рычаг, либо региональное финансирование и частные средства, то мы получим нормальную, рабочую схему.

Подобная практика показала свою эффективность в других странах. Возможно, ее нельзя просто перенести на российскую почву по причинам другой ментальности и другого законодательства. Но найти способ для максимально эффективного использования лучших мировых практик можно и нужно.

- Вы упомянули про создание игорной зоны. Скажите, когда она начнет работать, и сколько регион вложит в ее развитие?

- У компании, которая ведет строительство, в планах ввести в эксплуатацию первую гостиницу осенью 2014 года. По большому счету, она уже построена, возведен корпус, в котором сейчас начнутся отделочные работы. Гостиница должна заработать к указанному сроку.

Чтобы ее запустить, мы намерены вложить 500 миллионов рублей в развитие инфраструктуры площадки, на которой находится интегрированный курорт. Эти средства уже предусмотрены в бюджете. На 2014 год мы заложили еще 500 миллионов рублей.

Площадь интегрированного курорта составляет 620 гектаров, и она будет сдаваться очередями примерно с пятилетними циклами.

Общий объем вложений, я думаю, будет не менее 3 миллиардов рублей. Но их необходимо вкладывать не единовременно, а "пошагово" – по мере развития территории.

- По итогам проходившего осенью Дальневосточного инвестиционного конгресса было подписано несколько соглашений на общую сумму более миллиарда долларов. Насколько эта сумма соответствует потенциалу Приморья, довольны ли результатом этой работы?

- Дело даже не в сумме. Миллиард долларов, с одной стороны, цифра красивая, но с другой – не самая большая. Это 32 миллиарда рублей, а при подготовке к саммиту АТЭС во Владивосток было вложено 680 миллиардов.

Гораздо более важно, что к нам пришли крупнейшие мировые инвесторы. Партнеров нашей игорной зоны – корпорации Melco (Макао) и Naga (Камбоджа) – никогда прежде не было на российском рынке. Подобные компании с трудом заходят на новые высокорисковые рынки, к которым пока относится и российский.

- Сейчас много говорят о развитии судостроения на Дальнем Востоке. Какие перспективы у судостроительного кластера в Приморье?

- Одно из совещаний, которые у нас во время своего визита проводил президент, было посвящено развитию судостроения. На нем было принято стратегическое решение о создании консорциума с участием компаний "Роснефть" и "Газпромбанк". Они совместно профинансируют создание Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) в городе Большой Камень.

Развитию ДЦСС мешала серьезная проблема - отсутствие финансирования. Работы выполнялись по большей части на кредитные средства, пока лимиты были возможны. Привлечение крупных инвесторов в лице "Роснефти" и "Газпромбанка", по моему мнению, является решением проблемы. Речь идет о сумме почти 12 миллиардов рублей.

Для меня, как губернатора, важно, чтобы в Приморье появился судостроительный центр, потому что он будет формировать налоговую базу и создавать дополнительные рабочие места в регионе. Он важен для нас и еще по одной причине – судостроение на Дальнем Востоке никогда не было, был только судоремонт. А это новый уровень и хорошие объемы.

- А в чем интерес "Роснефти" в этом проекте?

- Все очевидно. Интерес компании заключается в том, что для освоения арктического шельфа ей нужны платформы и буровые, которые надо построить. Не будет платформы – не будет соответствующей добычи. ДЦСС как раз и специализируется на этих платформах – погружных и полупогружных. Мы отчетливо понимали, что конкурировать с Китаем и Южной Кореей в обычном судостроении довольно трудно – у них очень развитая база, другие технологии и климатические условия. Я думаю, Дальневосточный центр нашел правильную специализацию в этой отрасли. Так считают и эксперты.

- Будут ли в этом центре строить рыбопромысловые суда?

- Такой вопрос обсуждался. Но я не берусь сейчас сказать, насколько это реалистично, ведь рыбопромысловые суда должны быть конкурентоспособны. На том совещании ставилась задача, чтобы ДЦСС оценила свои возможности по этому виду кораблей.

Здесь нужно учитывать, что ни одна верфь не возьмется разово строить отдельные суда, она будет делать их только сериями. Но чтобы запустить серию, надо иметь спрос и рынок сбыта. Как правило, в решении этого вопроса участвует государство. Администрация Приморского края начала уже прорабатывать этот вопрос.

Пока в рыбопромысловом судостроении мы ориентируемся не на ДЦСС, а на другие наши верфи. Так, например, у нас есть "Восточная верфь", на которой строят, в основном, корабли военного назначения - пограничные и сторожевые. Но они готовы взяться за постройку и рыбопромысловых судов.

Однако для этого нужно сформировать заказ, иметь соответствующую лизинговую компанию, которая гарантировала бы выкуп этих судов у судостроителей. Иначе это будет нерентабельно.

- Как продвигается инициатива по созданию во Владивостоке рыбопромыслового кластера?

- Я бы уточнил: рыбоперерабатывающего кластера. На сегодняшний день одна из главных проблем в рыбной отрасли на всем Дальнем Востоке заключается в том, что рыба "уходит" для переработки в прибрежные регионы Китая или Кореи. Оттуда ее уже экспортируют в Европу, которая является основным потребителем этой продукции. Возникает законный вопрос: почему мы сами, на своем берегу, не можем создавать добавленную стоимость для этой продукции?

При создании такого кластера одной из главных задач, которую мы будем решать, является налаживание каналов дистрибуции готовой продукции. Я имею в виду тот самый продукт с добавленной стоимостью (филе минтая и другие продукты глубокой переработки). Об этом я говорил, например, с руководителями компании Metro Cash & Carry, как с потенциально возможными дистрибьюторами. Это европейская компания, которая совершенно спокойно может заниматься дистрибуцией в России, Европе и в том же Китае, где у нее тоже есть магазины.

Сбыт - важная, но, вместе с тем непростая задача, поскольку его каналы обычно расписаны довольно жестко. Суметь в них "вклиниться" – одна из важнейших наших задач.

Так что само по себе строительство рыбоперерабатывающего кластера – лишь часть задачи, первый этап. Мы сейчас активно занимаемся проектом. Недавно мы очень подробно беседовали на эту тему с министром по развитию Дальнего Востока Александром Галушкой.

Агентство по привлечению инвестиций в Приморский край в ближайшем будущем проведет конкурс на разработку концепции рыбоперерабатывающего кластера, которая будет учитывать и вопросы дистрибуции. Судя по проведенным предварительным переговорам, у нас будет несколько претендентов на разработку концепции. Решение о создании такой концепции принято на уровне правительства РФ.

- Одним из главных событий уходящего года стало наводнение на Дальнем Востоке. Как Приморье пережило удар стихии?

- Мы стали первым регионом, на который в июле обрушился циклон. К счастью, ущерб оказался кратно меньше, чем у соседей. Но не потому, что у нас было меньше осадков – в некоторых районах за три дня выпала полугодовая норма. Просто, в отличие от Хабаровского края и Амурской области, где Амур и Зея текут по равнине, у нас горные речки, и вода быстро сошла.

Тем не менее, пострадало 397 домов, и около 10 тысяч человек понесли материальный ущерб. Чрезвычайная ситуация была объявлена в 17 районах из 34 – то есть более чем в половине региона.

Я несколько раз летал в пострадавшие районы. Основная проблема, которую озвучивали жители, заключалась не в том, что их затопило сейчас, а в том, что топит каждый год именно из-за отсутствия или ненадлежащего состояния гидротехнических сооружений. В западной части Приморья эти сооружения построены и находятся в более приличном состоянии, поэтому она пострадала меньше, чем восточная часть региона. Сейчас мы ведем работу над созданием программных средств мониторинга гидротехнических сооружений. Эта работа должна быть выполнена в течение трех-четырех лет.

- Как идет процесс восстановления разрушенной инфраструктуры?

- Мы в течение месяца провели основные работы. В частности, очень быстро восстановили транспортную доступность: расчистили дороги, организовали переправы по руслам рек, через водопропускные трубы и т. д. Финансирование работ шло из краевого и федерального бюджетов.

Постарались максимально быстро начать выплачивать людям соответствующие компенсации, чтобы они могли ремонтировать свои дома. Поручали главам районов обеспечить ремонт в домах социально незащищенных групп граждан, которые сами не могут сделать его. Ведь деньги выдать - это одно, а некоторым требуется элементарная физическая мужская помощь.

- Перейдем к другой важной для региона теме. Сейчас говорят о том, что программа компенсации авиабилетов для дальневосточников будет завершена, но как вариант "приближения" Дальнего Востока к центральной России рассматривается развитие "лоукоста". Ваше отношение к "лоукосту" и субсидированию авиабилетов для авиаперевозчиков?

- Я считаю, что субсидирование должно обязательно продолжаться. Это важная государственная программа, которая позволяет жителям регионов Дальнего Востока чувствовать себя близкими к центральной части России. Хотя я могу сказать, что вопреки общераспространенному мнению цена даже коммерческого билета по отношению к средней заработной плате сегодня примерно в два раза ниже, чем в советское время.

В советское время билет из Владивостока в Москву стоил 100-120 рублей, при средней зарплате не больше 200. А сейчас в обычной продаже при средней зарплате 32 тысячи рублей билет туда-обратно стоит 18 тысяч. Далеко не каждый дальневосточник мог себе позволить в советское время слетать в столицу.

Что касается "лоукоста", он, по большому счету, подразумевает минимальные удобства и питание за отдельную, не очень маленькую плату. Поэтому "лоукостер" со временем полета 1,5 часа и "лоукостер" с 8,5 часами перелета – вещи разные. Так что для нас субсидирование стратегически важно.

- Как идет процесс создания на Дальнем Востоке региональной авиакомпании "Аврора"?

- Она уже создана и выполняет рейсы. Приморский край выразил намерение поучаствовать в ее акционерном капитале.

Для внутрирегиональных перевозок в крае мы покупаем три 19-местных самолета канадского производства DCH-6. Один самолет уже готов и отправлен на брендирование. Два других приобретем во втором и четвертом квартале 2014 года. Мы покупаем их на средства краевого бюджета, чтобы отдать в операционное пользование "Авроры", и будем субсидировать региональные перевозки.

Достоинствами этих самолетов является их надежность и экономичность, для захода на посадку им достаточно грунтовой полосы длиной 400 метров. Как раз те условия, которые есть в небольших населенных пунктах.

По нашим оценкам, использование этих трех самолетов должно увеличить количество пассажиропотока внутри края к концу 2014 года в 10 раз. Мы ожидаем, что, помимо создания удобства для жителей края, это серьезно повысит деловую и туристическую активность в регионе.

- А как авиакомпания будет развиваться далее?

- Первый рейс состоялся в начале ноября по маршруту Владивосток-Хабаровск-Магадан. Есть договоренность с генеральным директором "Аэрофлота" Виталием Савельевым о том, что "Аврора" должна максимально расширить количество международных рейсов из Владивостока. В столице Приморского края будет полноценный филиал компании с авиапарком постоянного базирования.

Руководство "Авроры" обещает к 2018 году увеличить количество рейсов до 534. Количество направлений вырастет до 128.

- Важная для всех регионов тема в преддверии нового года – бюджет. Какие приоритеты у приморского бюджета будут в 2014 году?

- Бюджет края сохранит свою социальную направленность. По нашим оценкам, примерно 85% расходов пойдут на текущие и социальные нужды, остальное – на поддержку экономики.

В разговоре о бюджете необходимо помнить еще о том, что мы серьезно намерены развивать государственно-частное партнерство. То есть, развивать экономику за счет концессионных схем. Я уже говорил об этом выше.

- Расскажите подробней о социальных статьях бюджета…

- То, что бюджет получился социально ориентированным – абсолютно правильно. Без создания комфортных условий жизни для обычного человека никакая экономика развиваться не будет. Не придут и инвестиции, поскольку не будет интеллектуального капитала.

Нужно строить детские сады и больницы, повышать зарплаты учителям, врачам и социальным работникам. Потому что от того, насколько качественными окажутся услуги в указанных сферах, зависят условия проживания остальных людей на территории.

Если у человека есть нормальное образование, крыша над головой, его самого и его семью обслуживают хорошие врачи, то он полностью отдает себя работе, не думая о том, как решить ту или иную насущную проблему. Я, возможно, немного утрирую, но смысл именно в этом – создании социальной инфраструктуры и инвестициях в человека. Ведь если человек будет себя неуютно чувствовать на какой-нибудь территории, то и его вклад в экономику будет соответствующий.

- Уходящий 2013 год отмечен появлением в Приморье хоккейного клуба, выступающего в Континентальной хоккейной лиге, – "Адмирал". Повлияет ли его создание на развитие спорта в регионе? Это ведь тоже социально важное направление…

- Я просто уверен, что да. Собственно с этой целью мы клуб и создавали. Я часто говорю, что, помимо воспитания целой плеяды болельщиков, одной из главных задач клуба должна стать популяризация в крае детского и массового спорта.

С 2014 года мы начинаем большую программу, которая позволит строить в муниципалитетах пришкольные универсальные спортивные площадки. Зимой они будут заливаться льдом, а летом использоваться для игры в футбол, волейбол и баскетбол. Многие регионы это уже делают, и мы тоже приступаем.

Хотим создать в крае примерно 40-50 подобных спортивных площадок – как за счет бюджета, так и за счет спонсоров. Я договорился об этом с председателем правления "Газпрома" Алексеем Миллером. Нам готов в этом отношении помогать и "Сибирский деловой союз". Этот вопрос я обсуждал и с главой "Роснефти" Игорем Сечиным – они тоже рассматривают возможность участия.

- Другой важный социальный вопрос. Довольно много говорится о бесплатном выделении приморцам земли для строительства жилья по Вашей инициативе. Насколько сложно было такое решение пролоббировать?

- Решение было действительно непростым. Есть много пессимистов, которые считали, что земли не хватит. Я к таким пессимистам не отношусь.

Безусловно, над механизмом реализации закона нам предстоит еще поработать. Предвижу, что на первом этапе могут возникать трудности. Такие законы есть и в других субъектах федерации, но у нас, в отличие от них, минимальное количество критериев для получения земли. Краевой закон предполагает, что получить участок смогут семьи с двумя детьми, в том числе приемными, и молодые семьи, в которых возраст обоих супругов не превышает 35 лет.

- Не создаст ли это условий для спекуляции?

- Возможности для спекуляций просто нет, потому что мы сдаем в аренду землю сроком на пять лет. За это время надо построить дом, в противном случае ее придется возвращать назад. Программа полностью мотивирует на строительство жилья, но если ты построил дом, то, пожалуйста, можешь продавать – это твоя собственность.

Федеральный законопроект, предполагающий выделение земельного участка семьям с тремя и более детьми, дает людям землю, но они, как правило, пытаются ее продать. В этом ничего плохого нет, потому что семьи таким образом тоже решают свои насущные вопросы. Но задачу по увеличению количества жилья такой подход не решает. Наш краевой закон построен по другой формуле: не построив дом, ничего продать нельзя.

- По Вашим оценкам, сколько людей захочет взять землю на таких условиях?

- Я не готов сейчас давать такие оценки. Дело в том, что мотивация и желание людей зависят от большого количества факторов. Человек, который будет подавать заявку, чтобы взять землю, должен очень точно рассчитать бюджет своей семьи и оценить свои возможности за пять лет построить дом. Будет ли он это делать за свои деньги, возьмет ли ипотеку или родители ему помогут... Закон о земле начнет действовать с 1 января 2014 года, и с этого момента будет накапливаться определенная статистика.

Кстати, деньги за аренду земли надо платить все пять лет. Если человек взял землю без намерений строить дом, он будет платить арендную плату – и это бессмысленно с экономической точки зрения. Плата небольшая, в размере земельного налога, но это тоже способствует сбалансированному принятию решения. Иначе для семьи, не построившей дом, это будет пустая трата денег, которые потом не вернутся.

Каждая семья будет принимать решение брать землю, исходя из своих возможностей, поэтому сложно сейчас спрогнозировать количество желающих принять участие в программе. Это будет сильно зависеть и от того, где живет человек – в городе или деревне, от общего уровня доходов семьи.

Я думаю, что в любом случае закон будет востребован. Если судить по различным опросам населения, то у нас более 80% опрошенных жителей высказались за принятие этого закона. Редкая инициатива поддерживается таким количеством людей. Сейчас самое главное – эту инициативу реализовать. Я думаю, у нас все получится!