Первый зампред правительства Амурской области В.Щербина: "Сырьевые ресурсы Приамурья являются базисом для областного бюджета"

Первый зампред правительства Амурской области В.Щербина: "Сырьевые ресурсы Приамурья являются базисом для областного бюджета"

Амурская область после наводнения 2013 года, которое охватило 22 из 29 муниципальных образований, оказалась в сложном финансовом положении, даже с учетом федеральной поддержки. При формировании бюджета власти региона прогнозируют "трехлетку" жесткой экономии. Потребности Амурской области в будущем году почти на 7 млрд рублей превышают финансовые возможности формируемого бюджета.

Вместе с этим у Приамурья наметились серьезные экономические перспективы, которые связаны с реализацией крупных проектов с участием иностранных инвесторов. О проектах и ходе их реализации в интервью агентству "Интерфакс - Дальний Восток" рассказала первый заместитель председателя правительства Амурской области Вера Щербина.

- Вера Георгиевна, не так давно область посетил глава МИД КНДР Ли Су Ен. В какой стадии переговоры с представителями Японии и Северной Кореи по вопросам предоставления амурских земель в аренду под сельхозугодья?

- По проекту с японцами есть определенные трудности. Они идут на дальнейший диалог, есть взаимные предложения, которые прорабатываются. Япония собирается пробно отработать свои технологии возделывания сельхозкультур на наших землях, а уже потом заключать долгосрочные контракты. Подписаны протоколы о намерениях, обсуждается финансовая сторона вопроса создания совместного предприятия и его регистрации у нас в Амурской области. Споров о конкретных суммах пока нет, больше прорабатываются различные предложения, так как проект пока в стадии обсуждения. Сейчас конкретно речь идет об экспериментальной площадке, на которой будет обрабатываться земля по японским технологиям, чтобы на основе полученных результатов строить дальнейшие взаимоотношения.

С Северной Кореей немного иначе. Если раньше граждане этой страны работали у нас в качестве иностранной рабочей силы, то сейчас они рассматривают возможность самостоятельно возделывать земли в нашем регионе и реализовывать здесь продукцию. Мы предлагаем им взять в субаренду земли, которые закреплены за госпредприятиями.

- То есть они хотят работать на тех же условиях, на которых долгие годы получали урожай в Приамурье китайцы?

- Не совсем. Северная Корея планирует в дальнейшем заняться переработкой сельхозпродукции, ее консервированием. Пока еще нет ясности, чьей техникой они будут пользоваться, где будут размещаться корейские рабочие. Именно сейчас все эти вопросы обсуждаются. В обработку будем отдавать участки, которые не используются нашими аграриями, чтобы как можно больше площадей были в обороте, не пустовали. В ближайшее время пройдет встреча двух сторон на уровне министерства сельского хозяйства области и соответствующего ведомства Северной Кореи.

- Определенные перспективы развития экономики региона связаны с отношениями с китайскими партнерами. В какой степени зависимости от КНР реализация крупных проектов в Амурской области?

- Мы сейчас отрабатываем много проектов с Китаем и видим в них серьезные перспективы для региона. Причем кроме сырьевых проектов обсуждаем варианты сотрудничества в создании так называемой "предмостовой" зоны в районе будущего моста между Благовещенском и китайским городом Хэйхэ. Есть поручение президента России о том, чтобы рассмотреть вопрос создания в этом районе особой экономической зоны с льготным таможенным и налоговым режимами. Поэтому данный вопрос мы обсуждаем вместе с заинтересованными федеральными структурами.

- Какие инвесторы уже заявили о своих намерениях принять участие в реализации данного проекта, помимо якорного инвестора ООО "САТИК"?

- Уже семь компаний подписали протоколы о намерениях сотрудничества. Сумма инвестиций, которые они готовы вложить на первом этапе реализации проекта, - 21 млрд рублей. Инвесторы, конечно же, будут смотреть на ближайшие изменения в законодательстве РФ. Ведь сейчас министерство по развитию Дальнего Востока отрабатывает новый закон о территориях опережающего развития. Я вам больше скажу, что в проектировках федерального бюджета на ближайшую трехлетку уже предусмотрены средства для министерства по развитию Дальнего Востока - на будущий год 7 млрд рублей, на последующие два - 15 млрд рублей и 20 млрд рублей. Будут расписаны правила расходования этих средств, поэтому мы должны успеть подготовить все свои проекты и защитить их, чтобы привлечь федеральные средства на развитие нашей области.

- Протоколы о намерениях по экономической зоне "Предмостовая" уже имеют отраслевые направления?

Да, это и переработка сельскохозяйственной продукции, производство вакцины против рака, строительство сборочных производств и многое другое. Здесь будут располагаться лесопромышленный, инновационный, производственный, агропромышленный комплексы. Пока соглашения подписаны только с китайскими инвесторами. Есть потенциальный интерес соотечественников, но об этом пока преждевременно говорить.

- Есть ли уже примеры отказов от вложения инвестиций в проекты региона из-за сложной внешнеполитической обстановки?

- Нет, мы не ощущаем на территории Амурской области каких-либо изменений в отношениях с инвесторами в связи с санкциями в отношении России. Япония пока осторожно ведет переговоры, но не отказывается от прежних договоренностей.

- ИнтерРАО и Shenhua могут совместно освоить Ерковецкое месторождение угля. На каких условиях будут привлекаться китайские партнеры?

- Проектно-сметной документации по Ерковецкому месторождению еще нет, поэтому об условиях говорить рано. Китайских инвесторов интересует не только этот участок, но и Огоджинское месторождение. Мы понимаем, что глубокая переработка требует привлечения весомых капиталов, поэтому сырьевые ресурсы Приамурья являются базисом для областного бюджета.

- Что касается бюджета, насколько увеличился кредитный долг Приамурья после наводнения?

- На сегодня он составляет около 29 млрд рублей. Я хочу сказать, что чрезвычайная ситуация, в которой жила область после прошлогоднего наводнения, не прошла бесследно. Из федеральной казны мы получили 16 млрд рублей финансовой помощи, но мы еще потратили 3,5 млрд рублей собственных средств и это в основном привлеченные кредиты, что тоже увеличило государственный долг. Правительством РФ поставлена задача сократить его в два раза в ближайшие два года. В 2015 году нам его снизить не удастся, мы это планируем сделать в последующие годы, так как намерены взять еще 1,9 млрд рублей кредитных средств. Они будут направлены на покрытие дефицита бюджета.

- На что сейчас в первую очередь не хватает средств?

- Нам сейчас не хватает средств на текущее содержание бюджетных учреждений, на выполнение указов президента РФ, на софинансирование федеральных целевых программ, причем дорогостоящих, емких. К примеру, переселение из ветхого и аварийного жилья. Мы будем вынуждены недовыполнить некоторые программы. Насколько, я пока сказать не могу, так как надеемся на увеличение налоговых поступлений. Будем сокращать недоимки, серьезно займемся вопросом легализации незаконного бизнеса.

Что касается указов президента в части оплаты труда, то мы их выполняем, нам обещана финансовая помощь по этому направлению. По зарплатам опасений нет, а вот по другим расходам придется сокращать и экономить.

- Сколько сейчас программ социальной направленности не финансируются или же финансируются с заметным отставанием по срокам из-за дефицита бюджета?

- Социальные программы закрываться не будут, но изменятся масштабы охвата населения. К примеру, если у нас региональный материнский капитал 296 тыс. рублей получали все, кто попадал под условия программы, то сейчас мы будем выдавать по принципу нуждаемости, то есть малообеспеченным семьям. Что касается социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, то мы берем на себя обязательство гасить долги перед теми гражданами, которые уже вошли в эту программу. Далее предусмотрены только квоты для малообеспеченных работников бюджетной сферы.

У нас Бюджетным кодексом предусмотрено, что госдолг может составлять до 100% собственных доходов. На сегодняшний день этот процент составляет 92,3% - пока мы в рамках действующего законодательства. Надеемся на реструктуризацию бюджетных кредитов, тем более сейчас активно идет замещение коммерческих кредитов бюджетными, это политика правительства РФ. В этом году мы уже два транша таких кредитов получили. Надеемся получить также два транша до конца года и в следующем году тоже. Мы заместим ими коммерческие кредиты и, по нашим подсчетам, сэкономим на процентных платежах порядка 600 млн рублей.