Военный прокурор Восточного военного округа А.Рушкин: "Выполнение Гособоронзаказа на Востоке России под особым контролем"

Военный прокурор Восточного военного округа А.Рушкин: "Выполнение Гособоронзаказа на Востоке России под особым контролем"

            В марте 2014 года состоялась коллегия Главной военной прокуратуры, на которой особое внимание уделялось обеспечению надзорными средствами проходящих в Вооруженных Силах модернизации и обновления вооружений и военной техники. Тем более, что сейчас отечественным оборонным предприятиям поставлена задача освоить 20 триллионов рублей, выделенных именно на эти цели. О том, как используют военные прокуроры свои полномочия в этой и других областях на Дальнем Востоке, в Бурятии и Забайкалье, агентству "Интерфакс - Дальний Восток" рассказал военный прокурор Восточного военного округа (ВВО), генерал-майор юстиции Александр Рушкин.

            - Александр Николаевич, география мест службы и разнонаправленность занимаемых Вами должностей впечатляет. Военная прокуратура Тихоокеанского флота, которой Вы руководили до недавнего времени, структурно входит в состав ВВО. Вам хорошо известно, как и чем живет регион и войска округа. Можно ли выделить приоритетные направления прокурорского надзора на Востоке России?

            - Приоритетные направления в профессиональной деятельности у нас в основном такие же, как и у наших коллег из других регионов. Кстати, наиболее важные из них были рассмотрены на заседании расширенной коллегии Главной военной прокуратуры в марте этого года. Прежде всего, это вопросы обеспечения законности расходования бюджетных средств, выделенных на оборону; качественного и своевременного выполнения гособоронзаказа; боеготовности войск; противодействия коррупционным правонарушениям. Актуальными остаются и вопросы обеспечения безопасности военной службы, сохранности федеральной собственности, вооружения и военной техники. Большое внимание уделяется реализации социальных прав и гарантий военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, а также членов их семей.

            Но, безусловно, есть и определенные особенности. С учетом сурового дальневосточного климата на первый план для нас выходят проблемы, связанные с соблюдением законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), и прежде всего - в период подготовки и проведения отопительного сезона. В минувшем году в этой сфере прокуратурой выявлено свыше 2 тыс. нарушений закона. В результате принятых мер прокурорского реагирования восстановлены нарушенные права более 40 тыс. граждан.

            Основная сложность в том, что в округе большое количество отдаленных гарнизонов, которые являются обособленными объектами Минобороны России. Соответственно, их инженерные структуры не могут быть подключены к городским коммуникациям, что характерно для военных городков западной части страны, и далеко не всегда они содержатся в надлежащем состоянии. Самая большая проблема - готовность инженерных сетей этих объектов к эксплуатации. Несколько лет назад центральные СМИ "гремели" о случаях, когда военные городки в холода оставались без тепла. До такой ситуации доводить людей нельзя. Здесь, на Дальнем Востоке, подобного нам избежать удалось.

            В ходе отопительного сезона 2013-2014 гг. военные прокуроры гарнизонов своевременно выявляли нарушения, связанные с ненадлежащим техническим состоянием котельного оборудования, обеспечением котельных жидким и твердым топливом. В суды заявлено 90 исковых заявлений о понуждении ОАО "РЭУ", филиалы которого обеспечивают тепловой энергией более тысячи военных городков, к производству необходимых ремонтных работ и снабжению котельных топливом. Филиалы ОАО "РЭУ" эксплуатируют более 1000 котельных, 12 тыс. км теплосетей, 1,3 тыс. км сетей водопроводов и 1,1 тыс. км сетей канализации. И претензий к ним немало. Так что здесь у нас еще целый фронт работы.

            В октябре-ноябре 2013 г. имелись проблемы при обеспечении котельных военных городков, расположенных на территории Амурской области, нормативным запасом топлива. О сложившейся ситуации мы проинформировали генеральных директоров ОАО "Оборонсервис" и ОАО "РЭУ". После этого поставка топлива в котельные стабилизировалась.

            Не решены до конца проблемы, связанные с наличием у сторонних специализированных организаций кредиторской задолженности перед организациями коммунального комплекса за предоставленные услуги энергоснабжения, что повлекло случаи ограничения оказания этих услуг для объектов Минобороны России.

            В частности, факты ввода подобных ограничений отмечены на территории Приморского края. ОАО "Оборонэнергосбыт" имело долги перед ОАО "Дальневосточная энергетическая компания". В декабре 2013 года об этом был проинформирован прокурор Приморского края, в адрес генерального директора ОАО "Оборонэнергосбыт" направлена соответствующая информация. В результате принятых мер задолженность по состоянию на январь 2014 г. погашена в полном объеме. Во избежание в дальнейшем ограничения энергоснабжения объектов, обеспечивающих безопасность государства, динамика кредиторской задолженности ОАО "Оборонэнергосбыт" у нас находится на постоянном контроле.

            - Часто поступают жалобы на работу служб ЖКХ в военных городках. Как вы оцениваете деятельность представителей этих служб в округе?

            - К сожалению, военные прокуроры продолжают выявлять проблемы при предоставлении услуг и обслуживании объектов Минобороны России на территории ВВО организациями, управляемыми ОАО "Оборонсервис".

            Как вы знаете, в настоящее время содержание, эксплуатация и управление казарменно-жилищным фондом Минобороны России возложены на ОАО "Славянка". Филиалы этой организации, осуществляющие свою деятельность на территории округа, обслуживают более 1,3 тыс. военных городков, а также иные объекты.

            Как показывает надзорная практика, ОАО "Славянка" при выполнении возложенных на нее обязанностей в некоторых случаях фактически исполняет роль посредника. Более того, иногда при обслуживании казарменно-жилищного фонда, расположенного в труднодоступных местах и отдаленной местности, ею привлекаются организации, которые не обладают необходимым персоналом и техническими средствами для выполнения требуемых работ. О данной ситуации мы проинформировали соответствующих должностных лиц Министерства обороны РФ и ОАО "Оборонсервис".

            Продолжаются нарекания со стороны жителей военных городков по поводу деятельности ОАО "Славянка" по содержанию и ремонту жилых помещений, а также придомовых территорий. К примеру, надзорными мероприятиями, проведенными в филиалах "Славянка-Восток" и "Хабаровский" ОАО "Славянка", выявлены многочисленные факты невыполнения обязательств по вывозу с территории объектов Минобороны России, в том числе жилых военных городков, отходов производства и потребления. Попросту говоря - не вывозится вовремя мусор. В частности, с этой проблемой столкнулись жители Волочаевского городка, расположенного в центральной части Хабаровска. И такая ситуация сложилась не только здесь.

            Однако, несмотря на то, что работники названных филиалов и подчиненных ему структурных подразделений за нарушения природоохранного законодательства неоднократно привлекались к ответственности, в том числе административной, действенных мер по устранению нарушений законодательства в минувшем году ими не принято. В связи с этим в феврале 2014 г. мною в адрес генерального директора ОАО "Славянка" внесено представление об устранении выявленных нарушений. В результате его рассмотрения работники структурных подразделений организации выполнили комплекс мероприятий по организации сбора и вывоза мусора с объектов Минобороны России. Работа в этом направлении продолжается в настоящее время.

            Кроме того, выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности и ненадлежащего технического содержания мест общего пользования жилых домов.

            Ранее в филиал "Славянка-Восток" уже поступали обращения граждан по аналогичным вопросам. По указанию бывшего директора филиала они были перенаправлены в филиал "Хабаровский", где контроль за их разрешением организован не был. Только после вмешательства прокурорских работников ответы были направлены заявителям.

            По результатам проверки военными прокурорами принят целый комплекс мер реагирования. Директорам филиалов "Хабаровский" и "Славянка-Восток" внесены два представления об устранении нарушений закона, начальник ремонтно-эксплуатационного района N1 филиала "Хабаровский" оштрафован за административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.22 КоАП РФ. Кроме этого, суд удовлетворил два наших иска о понуждении ОАО "Славянка" к устранению выявленных нарушений. О сложившейся ситуации проинформирован начальник управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций ВВО. В итоге нарушения закона устранены.

            - Как вы считаете, стоит ли вернуть систему КЭЧей? Или нормализовать работу сторонних организаций, обслуживающих воинские части от ОАО "Оборонсервис", было бы целесообразней?

            - Когда работали КЭЧ и было финансирование, тогда удавалось проблемы решать. Хотя система была неидеальна. К сожалению, система сторонних организаций Минобороны РФ тоже далеко не совершенна. И здесь, безусловно, есть над чем работать.

            В первую очередь необходимо уделить большее внимание вопросам контроля работы ОАО "Оборонсервиса", в том числе со стороны заказчика - представителей Минобороны России. Это очевидно, поскольку в условиях, когда командиры частей выступают от лица заказчика по доверенности Минобороны, еще находится возможность для всевозможных махинаций. В частности, подписываются акты выполненных работ с завышенными объемами.

            Такие же проблемы существуют в сфере организации питания военнослужащих. К примеру, в Забайкальском виновный в подписании недостоверных актов аутсорсинговой компании о завышенном количестве военнослужащих, обеспеченных питанием, приговорен к 8 годам лишения свободы. Более того, суд удовлетворил иск военного прокурора о взыскании с него в счет возмещения причиненного государству ущерба свыше 18,2 млн рублей.

            Естественно, наказание должно строго соответствовать букве закона и тяжести допущенного нарушения. Мы прилагаем максимальные усилия для того, чтобы нарушитель закона понес максимально суровое наказание. Ведь согласитесь, надлежащее решение повседневных бытовых вопросов влияет не только на здоровье личного состава и его моральное состояние, но, в конечном итоге, на боеготовность войск в целом.

            - Александр Николаевич, как вы оцениваете работу органов военного управления в области социального обеспечения военнослужащих?

            - В настоящее время государством принимаются беспрецедентные меры для качественного улучшения уровня жизни всех категорий военнослужащих и членов их семей. Это касается всех сфер жизнедеятельности, что не могло не сказаться положительно на престиже военной службы.

            Тем не менее, из-за недоработки отдельных должностных лиц в некоторых случаях военнослужащие не получают в полном объеме положенные им социальные гарантии.

            К примеру, в Приморском крае финансовым органом почти полтора года незаконно удерживалась из денежного довольствия более 30 военных летчиков авиаэскадрильи положенная им ежемесячная надбавка за выполнение задач, связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время. По искам военного прокурора гарнизона суд вынес решение о возврате каждому военнослужащему более чем по 260 тыс. рублей.

            - Можно ли говорить о существенной надзорной работе в области оборонного заказа на Дальнем Востоке?

            - Прокурорский надзор за законным расходованием бюджетных средств, выделенных на реализацию госконтрактов для нужд обороны, в военной прокуратуре ВВО выведен в одно из приоритетных направлений работы. В результате принятых нами мер в 2013 году возмещен причиненный государству ущерб в размере 56 млн рублей. К ответственности привлечены более 130 должностных лиц. Эта работа продолжается.

            Впрочем, объектов промышленности и военных приемок на территории ВВО меньше, чем в других военных округах, тем не менее, работы в данном направлении достаточно.

            В первую очередь наше внимание обращено на соблюдение предприятиями оборонной промышленности сроков строительства, ремонта или сервисного обслуживания военной техники. Помимо всего прочего, смотрим, как должностные лица МО РФ проводят претензионно-исковую работу. Если она не организована, мы информируем соответствующие департаменты Минобороны России для принятия необходимых мер. Таким образом удалось повысить требовательность со стороны заказчика к предприятиям-изготовителям, в том числе осуществляющим ремонт военной техники. Сейчас такая работа набирает обороты. И это дисциплинирует предприятия.

            - Александр Николаевич, но ведь бывает так, что на предприятиях завышают объемы выполненных работ…

            - Мы используем весь спектр прокурорских полномочий, чтобы этого не допустить. Сами исследуем роль военприемок. Кроме того, проверяем технику, поступившую в войска, качество производства, ремонта и техобслуживания.

            На память приходит случай, когда проверкой было выявлено, что на один из боевых самолетов в Приморье поставлена контрафактная продукция. По требованию военных прокуроров деталь была заменена. А ведь установка контрафакта на самолет могла повлечь за собой гибель людей и потерю летательного аппарата.

            В ОАО "12 авиационный ремонтный завод" (Хабаровск) нами установлено, что должностные лица завода превысили полномочия. Они незаконно передали коммерческой организации один из узлов находящегося у них на хранении вертолета Минобороны России. В результате имущество неправомерно эксплуатировалось в течение нескольких лет, чем государству был причинен ущерб более чем на 800 тыс. рублей. Материалы прокурорской проверки легли в основу уголовного дела, которое сейчас расследуется.

            Словом, за выполнением предприятиями оборонно-промышленного комплекса заданий государственного оборонного заказа смотрим очень пристально.

            - В настоящее время проходит наиболее активная фаза весенней призывной кампании. Каким вопросам при проведении призыва военная прокуратура уделяет особое внимание?

            - В первую очередь, это соответствие пунктов приема личного состава и сборных пунктов требованиям санитарно-эпидемиологических норм. Следим и за надлежащей организацией питания призывников, обеспечения обмундированием, за сохранностью их жизни и здоровья. В частности, большое внимание уделяется соблюдению правил размещения молодого пополнения в воинских частях и мерам безопасности при их перевозке. Отслеживаем, как организуется отбор военными комиссариатами граждан, направляемых на обучение в учебные учреждения ДОСААФ, соответствие их учебно-материальной базы установленным требованиям, обоснованность расходования бюджетных средств, выделенных на допризывную подготовку граждан, укомплектованность преподавательским составом.

            В целях недопущения нарушений закона и оказания оперативной правовой помощи в период отправки призывников в войска нами обеспечивается ежедневное нахождение прокурорского работника на сборных пунктах субъектов РФ.

            Организована и выдача призывникам специальной памятки, где указана полезная информация правового характера, контакты военной прокуратуры и органов военного управления.

            Более того, в восьми городах Дальнего Востока, Забайкалья и Бурятии при военных прокуратурах открыты консультационно-правовые пункты, работают телефоны "горячих линий" по вопросам призыва граждан на военную службу. Плодотворно сотрудничаем с Комитетами солдатских матерей.

            - Какое место, на ваш взгляд, в работе военной прокуратуры занимает профилактика преступлений и правонарушений в армейской среде?

            - Военные прокуроры выполняют значительное количество функций. Это надзор за соблюдением прав, свобод военнослужащих, членов их семей, иных граждан, за исполнением законов при расследовании преступлений, борьба с коррупцией, участие в судах по уголовным и гражданским делам и прочие.

            При этом армия - это не какая-то обособленная группа людей, а часть общества. Отвечая на данный вопрос, позволю себе привести некоторую аналогию, сравнив наше общество с живым организмом, а преступления и правонарушения - с его болезнью. И здесь, на мой взгляд, ответ очевиден, чтобы этот организм благополучно жил и развивался, эффективнее предупредить его болезнь, чем в последующем с ней бороться.

            В этой связи превентивные меры, принимаемые военной прокуратурой, выходят на первый план. Наша задача - предотвратить нарушение закона. В этой сфере мы работаем не одни. Совместно с командованием и с участием общественных организаций проводим целый комплекс предупредительных профилактических мероприятий, в ходе которых прокурорские работники разъясняют нормы действующего законодательства, доводят приговоры военных судов, проводят индивидуальные беседы с военнослужащими, склонными к нарушениям воинской дисциплины.

            В минувшем году проведено более 5 тыс. таких мероприятий, на которых присутствовало свыше 200 тыс. военнослужащих.

            В феврале этого года прошел месячник сплочения воинских коллективов, направленный на предупреждение нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, а также неделя и единый день правовых знаний. Подобные мероприятия запланированы также на август этого года. В июне и июле пройдут соответственно месячник противодействия наркомании "Армия против наркотиков!" и безопасности военной службы.

            Таким образом, мы реагируем не только в тех случаях, когда закон уже нарушен, но и делаем все, чтобы заблаговременно проинформировать командование и соответствующие органы о возможных негативных тенденциях в состоянии правопорядка.

            Наиболее проблемные вопросы являются предметом рассмотрения на военных советах, межведомственных совещаниях, на которых вырабатываются меры, направленные на улучшение состояния законности в той или иной сфере. На мой взгляд, в этом и заключается самая главная функция военной прокуратуры - вовремя скоординировать деятельность по борьбе с преступностью. И здесь роль межведомственного сотрудничества трудно переоценить.