Interfax-Russia.ru - Российский бизнес все больше интересуется рынком АТР. Свою роль играет не только территориальная близость к Азии, но и выгода подобных сделок для российских компаний.
Россия заинтересована в сотрудничестве со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Дело не только в географической близости – АТР интересен для бизнесменов всего мира: экономика входящих в регион стран показывает высокие темпы роста. Кроме того, в АТР реализуются крупные проекты в разных областях – начиная от энергетики и заканчивая космической промышленностью. Это делает регион еще привлекательнее для долгого сотрудничества, на которое рассчитывают, в том числе, и российские компании.
В настоящее время на Дальнем Востоке создано 18 территорий опережающего развития (ТОР). Кроме того, в Приморье, Хабаровском крае, Сахалинской области, на Камчатке и Чукотке действует режим Свободного порта. Минвостокразвития России также рассматривает возможность распространения режима порто-франко на Благовещенск в Амурской области. Все это значительно упрощает выход российских компаний на азиатский рынок.
"За всем этим стоит новая модель развития Дальнего Востока, в основе которой международная интеграция со странами АТР, создание глобальных конкурентоспособных условий экономического развития, условий инвестирования, ведения бизнеса, ставка на частные инвестиции, малый и средний бизнес, развитие конкуренции", – заявил глава Минвостокразвития Александр Галушка.
Он также отметил, что прямые инвестиции в развитие региона в 2017 году превысили 3,3 трлн рублей. Сейчас на Дальнем Востоке запущено 950 инвестпроектов, а к 2025 год будет создано 115 тыс. новых рабочих мест. Еще 280 проектов должно быть запущено до 2020 года – среди них и обрабатывающие предприятия, и логистические центры, и сельхозпроизводства. Планируется, что на это направят 51 млрд рублей – а это почти в два раза больше, чем было инвестировано в 2015-2017 годах.
В развитие Дальнего Востока активно инвестируют иностранные компании. По словам Галушки, регион лидирует в России по числу привлеченных инвестиций на душу населения.
"В первом полугодии 2017 года рост инвестиций в основной капитал составил 19,8%, что выше общероссийского уровня в четыре раза. Из общего объема прямых иностранных инвестиций в Российскую Федерацию 26% приходятся на Дальний Восток. Больше только в Центральном федеральном округе, а там основной вклад Москва привнесла. Если мы из расчетов уберем Москву, то у нас Дальний Восток будет на первом месте", – сказал Александр Галушка.
По его словам, за первое полугодие на Дальнем Востоке на 12% выросли объемы строительства, на 35% - промышленное производство и на 6% - сельское хозяйство, тогда как в целом по России показатели существенно ниже.
С 2016 года АО "Корпорация развития Дальнего Востока" (АО "КРДВ") создает инфраструктуру территорий опережающего развития. Сейчас работы ведутся на 12 территориях, их ввод в эксплуатацию намечен на 2018 год, общий объем инвестиций оценивают в 70 млрд рублей, причем более 34 млрд рублей будет выделено из федерального бюджета.
"Эти решения в комплексе уже дали хороший результат: на 1 рубль государственных вложений в инфраструктуру приходится 10 фактически вложенных рублей частных инвестиций. Нам важно не останавливаться и постоянно двигаться дальше. Наши соседи по Азиатско-Тихоокеанскому региону развиваются очень активно. Нам нужно стараться держаться наравне, а по возможности – опережать", - заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
Исходя из этого, большая часть работающих в регионе предприятий ориентирована на экспорт своей продукции, прежде всего, в страны АТР.
"В макрорегионе создается экспортно-ориентированная модель экономики. Уникальные преференции позволяют бизнесу снизить затраты на производство, что делает предприятия конкурентоспособными на мировых рынках", – отметил генеральный директор Агентства по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Леонид Петухов.
По его словам, компании в регионе систематизированы по инвестиционному и экспортному потенциалу, и для каждого региона "выявлены те проекты, которые наиболее интересны с точки зрения привлечения инвестиций, а также выделены самые перспективные отрасли для экспорта".
Сейчас отечественные компании поставляют в АТР сельхозпродукцию, рыбу, древесину, ископаемые ресурсы и пр. И предполагается, что со временем российский бизнес будет больше представлен в регионе. Это возможно, например, благодаря мерам поддержки российских компаний государством. Те же ТОР и порто-франко дают бизнесменам определенные налоговые преференции, а многие административные процедуры в таких зонах упрощены. Это делает производство на Дальнем Востоке выгоднее, на руку бизнесу также играет близость растущего азиатского рынка.
Несмотря на все это, нужно учитывать определенную специфику работы с азиатскими компаниями, считает директор по маркетингу Дальневосточного центра глубокой переработки древесины RFP Group Виталий Демиденко.
"Компания – преемник советских предприятий, которые давно поставляли круглый лес на рынки этих стран – в первую очередь Японии. Постепенно кроме круглого леса мы начали осваивать другую продукцию – строили заводы по производству продукции более глубокой переработки: шпон, пиломатериалы. Мы с момента возникновения компании присутствовали на этих рынках, но сейчас расширили географию и товарную номенклатуру. Так что для нас актуален не выход на новые рынки, а укрепление позиций в Азии", – рассказал Interfax-Russia.ru Виталий Демиденко.
По его словам, компании из Японии, Китая и Кореи по-разному ведут свой бизнес, и российским предпринимателям нужно быть к этому готовыми.
"У каждой из стран региона есть свои особенности. Например, Китай – это огромный рынок, еще растущий, но со своей большой спецификой. Это, зачастую, не очень высокие цены, невысокая надежность контрагента, люди легко могут договориться о чем-то и пропасть. Поэтому мы обычно стараемся заключать договор на условиях предоплаты. Либо полной, либо оплаты большей части. Все зависит от конъюнктуры: когда потребность в продукции высокая, китайцы приезжают и без проблем дают 100% аванса", – рассказал директора по маркетингу RFP Group.
В то же время, подчеркнул собеседник Interfax-Russia.ru, в случае снижения спроса на рынке китайские бизнесмены начинают упорно торговаться и неохотно дают предоплату.
"С японцами таких проблем нет – они обладают высочайшей платежной дисциплиной, но с ними сложно вести переговоры по контрактам. Когда мы выходили на рынок Японии с новой продукцией (шпон и пиломатериалы), было очень непросто – они очень осторожны. Для них главное не цена, а устойчивость долгосрочных поставок. Каждого потенциального контрагента они как минимум год изучают, договариваются, все моменты, связанные с контрактом, долго прорабатываются. Зато маловероятно, что они куда-то исчезнут", – рассказал он.
Представитель RFP Group также отметил, что японские бизнесмены, в отличие от китайских, предпочитают оплачивать товар после отгрузки – это "создает достаточно большую нагрузку на оборотный потенциал компании".
По его словам, рынок Южной Кореи, где также работает компания, развивается по-своему.
"Рынок Южной Кореи – что-то среднее между Китаем и Японией. Более-менее устойчивые компании, более-менее надежные контрагенты, но не настолько, как Япония. Там комбинация факторов: нужна и твердая договоренность, и какая-то часть авансовая", – сказал Виталий Демиденко.
RFP Group в настоящее время является резидентом территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в Амурске. Это дает компании преференции – в частности, льготы по налогам и оформлению земли.
"Это взаимовыгодная схема – государство дает преференции, но за это предприятие должно гарантировать инвестиции, создание новых рабочих мест и новых производств. У нас есть положительный опыт работы в зоне ТОР. Льготы предоставляются на какой-то период, но они помогают для реализации проектов", – сказал Виталий Демиденко.
В свою очередь, генеральный директор российской сельскохозяйственной и продовольственной группы компаний "Русагро" Максим Басов считает, что рынок АТР открывает для бизнеса новые возможности.
"Крупнейшие импортеры продовольствия находятся в АТР. Их импорт продовольствия будет расти. Мы поставляем на рынки АТР зерновые, свекловичный жом, растительное масло, мясные субпродукты. Планируем расширять сотрудничество. Mitsui (крупная универсальная торговая компания в Японии - ИФ) и Cofco (крупнейшая продовольственная компания Китая - ИФ) являются нашими крупнейшими контрагентами. Также работаем с несколькими крупными китайскими региональными компаниями", – рассказал он Interfax-Russia.ru.
Угледобывающая компания "Колмар" также имеет выход на рынок Азии. По словам гендиректора "Колмар" Сергея Цивилева, компания экспортируют в АТР премиальные коксующиеся угли.
"Азиатско-тихоокеанский рынок – это основной наш рынок для сбыта продукции в сегменте премиальных коксующихся углей. Мы работаем со всеми странами АТР, потребляющими коксующиеся угли, и постоянно наращиваем там присутствие", – рассказал он Interfax-Russia.ru, отметив, что одно из дочерних предприятий компании – АО "ВаниноТрансУголь" – является резидентом свободного порта "Ванино".
Об интересе к рынку стран АТР рассказал Interfax-Russia.ru и председатель правления ООО "Композитное кораблестроение" Дмитрий Волошенко. По его словам, выход компании на рынок АТР открывает для нее новые перспективы: здесь играет роль территориальная близость, возможность ускоренной работы с НДС и интерес представителей рынка Азии к продукции компании.
"Сейчас мы ведем переговоры с двумя корейскими компаниями, поставщиками оборудования и дилерами морских судов о возможности поставки катеров и катамаранов на рынок Кореи к началу сезона 2018 года", – рассказал Interfax-Russia.ru председатель правления ООО "Композитное кораблестроение".
По его словам, чаще всего композитные суда, производимые компанией, используют для пассажирских перевозок, в качестве прогулочных, патрульных судов и судов спецназначения. Однако из-за устаревших законов "Композитное кораблестроение" не может строить композитные суда по общемировым стандартам. Хотя они могли бы соперничать с популярными в России японскими судами.
"В японском судостроении, безусловно, очень хорошо налажена серийность. Суда делают быстро, но проблема заключается в устаревшей технологии постройки: корпус изготавливают из полиэфирной смолы, которая выделяет стирол, что просто опасно для человека. Кроме того, срок службы таких судов составляет всего 15 лет", – рассказал Дмитрий Волошенко.
Собеседник Interfax-Russia.ru отметил, что в России часто покупают уже не новые японские суда, потому что им нет аналогов.
"Чаще всего завозятся именно такие (бывшие в употреблении суда – ИФ), из-за чего создается ложная иллюзия "японского" качества. Мы только заходим на этот рынок, но технологический разрыв с японцами огромный. Средний срок службы наших судов 25-30 лет, корпус не выделяет опасных веществ, и начальная стоимость сравнима с внедорожником среднего класса", – пояснил Дмитрий Волошенко.
По его словам, компания еще достаточно молодая – с мая 2016 года ООО "Композитное кораблестроение" стало резидентом свободного порта Владивосток. Это несколько облегчает ее деятельность – например, компания-резидент сейчас не платит налог на прибыль и может экономить на страховых взносах, направляя эти средства на увеличение зарплат сотрудникам и привлекая к работе профессионалов.
По понятным причинам на рынке АТР представлены в основном дальневосточные компании или крупные группы компаний, имеющие представительство на Дальнем Востоке. Однако экономический потенциал региона позволяет продолжить успешную экспансию на рынок Азии.
"Развитие этой богатейшей территории сегодня является приоритетом национальной политики, реализуемой президентом нашей страны Владимиром Путиным. Наша задача сегодня - конвертировать эти преимущества, а также растущую экономическую мощь Азии в развитие Дальнего Востока России", – заявил глава Минвостокразвития Александр Галушка.
Обозреватель Татьяна Якунина
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook