Цена мира

Interfax-Russia.ru - Япония может подписать мирный договор с Россией при условии передачи ей двух островов Южно-Курильской гряды.

Цена мира
© РИА Новости. Роман Денисов

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ готов заключить мирный договор с Россией, если Москва передаст Токио хотя бы два из четырех спорных островов Курильской гряды, сообщило информационное агентство "Киодо" со ссылкой на правительственные источники. По их данным, речь идет о небольшом острове Шикотан и необитаемом архипелаге Хабомаи.

Как отмечают источники, Абе понимает, что если Токио продолжит настаивать на возвращении сразу четырех спорных островов, то это может не только привести к тупику в переговорах, но и сократить шансы на получение даже этих двух островов.

"Это нереально (убедить Москву передать все четыре острова - ИФ). Нет никакого способа, чтобы господин Путин (президент РФ – ИФ) одобрил это", - заявил агентству высокопоставленный правительственный чиновник, близкий к Синдзо Абэ.

По словам источника, окончательное решение о том, должна ли Япония заключить сделку с Россией на основе передачи двух меньших островов, премьер-министр примет после оценки общественного мнения.

При этом, как напомнило агентство, ранее президент РФ Владимир Путин заявлял, суверенитет России над Курильскими островами, даже в случае их передачи Японии, сомнению не подлежит.

Между тем, как заявил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, от Японии пока не поступало официальных предложений по мирному договору и Курилам.

"Пока ничего никто официально не предлагал, поэтому здесь какие-то эвентуальные рассуждения вряд ли уместны, они не способствуют успеху переговоров", - сказал он.

Он призвал дождаться итогов переговоров.

"Мы призываем всех быть реалистами, исходить из того, что предстоит искать развязку при абсолютной константе соблюдения национальных интересов двух стран. От своих национальных интересов никто отступать не собирается", - сказал Песков.

Пресс-секретарь главы государства напомнил, что президент неоднократно высказывался относительно приоритетных вопросов, на которые до сих пор нет ответов.

В интервью "Интерфаксу" Абэ заявил, что в ходе консультаций с Владимиром Путиным он рассчитывает найти решение проблемы мирного договора, устраивающее и Токио, и Москву.

"Я намерен продолжить тесные консультации с президентом Путиным и достичь взаимоприемлемого решения проблемы. Я полон решимости под нашим общим руководством добиться завершения переговоров по мирному договору - вопросу, остающемуся нерешенным в течение всего послевоенного периода", - сказал японский премьер-министр.

По его словам, отсутствие мирного договора мешает развитию экономического потенциала двух стран.

"За последние несколько лет сотрудничество и обмены между Японией и Россией значительно расширились, в частности в рамках Плана сотрудничества из восьми пунктов сформировано более 150 частных проектов. Углубляются диалог и контакты двух стран на всех уровнях, включая парламентариев двух стран, деятелей экономики, представителей регионов, студентов", - рассказал Абэ.

Кроме того, по его словам, активно развивается и сфера международного туризма (в 2017 году турпоток между Японией и Россией вырос до 180 тыс. человек).

"Чтобы полностью раскрыть потенциал отношений двух стран и еще больше продвинуть вперед наше сотрудничество, необходимо в скорейшие сроки разрешить ситуацию с отсутствием мирного договора между Японией и Россией", - подчеркнул премьер-министр.

Между тем, как полагают эксперты, быстрых решений от переговоров России и Японии по вопросу заключения мирного договора ждать не стоит.

"У обеих сторон переговоров сейчас есть так называемое "окно возможностей". Как оно будет использовано, зависит уже от начавшихся переговоров. Пока можно констатировать, что диалог совершенно предсказуемо был начат в довольно жесткой форме. Нет никакого сомнения в заинтересованности Абэ в продвижении переговорного процесса", - заявил "Интерфаксу" бывший посол РФ в Японии, заведующий кафедрой дипломатии МГИМО МИД РФ Александр Панов.

Эксперт также отметил, что предстоящая встреча Путина и Абэ, безусловно, важна для поддержания начавшегося переговорного процесса, однако вряд ли на ней произойдет какой-то прорыв в вопросе заключения мирного договора.

"Полагаю, что прорывных результатов, во всяком случае, на данный момент, быть не может. Вместе с тем, вполне реально, что японский премьер может развить темы, которые обсуждались неделю назад на встрече глав внешнеполитических ведомств двух стран. По каким-то позициям Абэ, наверно, даст свои оценки. Но, в целом, все это будет направлено на то, чтобы процесс не тормозился", - сказал собеседник агентства.

По его мнению, Москва и Токио на ближайший период не будут планировать подписание некоего промежуточного документа, предваряющего мирный договор.

"В этом нет необходимости. Думаю, что уже сам факт встречи на высшем уровне является подтверждением намерения сторон искать выход на мирный договор. Это уже весомый фактор, гарантирующий, что переговорный процесс будет продолжен. Бумага здесь ничего не добавит", - сказал Панов.

При этом, как полагает эксперт, позиция Абэ по "территориальному вопросу" по-прежнему остается достаточно жесткой, но это не означает, что в отдаленной перспективе Токио не сможет пойти на компромисс.

"Абэ в свое время принял историческое для японцев решение, предложив ограничиться тем, чтобы претендовать не на все четыре острова Южный Курил, а только на Хабомаи и Шикотан. Это, без преувеличения, исторический поворот, поскольку до этого японская позиция десятилетиями не менялась, и лишь после ее изменения стал возможным начавшийся сейчас переговорный процесс", - сказал Александр Панов.

При этом он отметил, что советско-японская Декларация 1956 года, в которой как раз и обозначена возможность передачи Японии двух островов Курильской гряды, а также ряд других послевоенных документов, не ставят под сомнение вопрос о советском, и теперь уже российском суверенитете над Шикотаном и Хабомаи.

"В тексте декларации 1956 года СССР пошел на то, чтобы согласиться на передачу этих двух островов. Сомнения в том, что они принадлежали Советскому Союзу и теперь России никогда не возникали. У нас было очень четкое понимание, что все эти территории были получены по соглашению в Ялте, а потом по Сан-Францисскому договору. Что касается японцев, то они всегда считали, что Шикотан и Хабомаи - не Курильские острова, а продолжение Хоккайдо", - пояснил Панов.

Японист не исключил, что в ходе переговорного процесса Токио может "пойти на фиксацию в мирном договоре тех озабоченностей, которые были высказаны на встрече Лаврова с Коно (главы МИД РФ и Японии Сергей Лавров и Таро Коно - ИФ)".

"Есть много вопросов, которые предстоит решить. Поэтому процесс будет небыстрый. Если будет политическая воля с обеих сторон, то нерешаемых вопросов не вижу. Возможность достижения компромиссного решения сохраняется", - заявил эксперт.

Между тем, как считает руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов, начавшийся диалог между РФ и Японией по вопросу заключения мирного договора, во многом, носит ритуальный характер.

"Разумеется, мы знаем о переговорах не все. Но если исходить из той информации, которая дана для СМИ, общественности, то возникает довольно устойчивое впечатление, что начавшийся переговорный процесс носит, скорее, ритуальный характер. Позиции сторон по "островному" вопросу остаются противоположными. Исходя из этого, получается, что Москва и Токио идут в "лобовое столкновение", и ни о каком сближении позиций речь не идет", - заявил Кистанов "Интерфаксу".

При этом по его словам, если бы все действительно обстояло именно так, то можно было бы уже сейчас ставить точку в этом вопросе.

"Но, как мы видим, говорить уже начали. На прошлой неделе в Москве был глава МИД Японии Таро Коно, и сейчас приезжает премьер-министр Синдзо Абэ и будет продолжать разговор с Путиным о решении "территориальной проблемы", что необходимо для подписания мирного договора", - сказал он.

По мнению специалиста, такая высокая заинтересованность японского премьер-министра в продвижении переговоров с Москвой, прежде всего, связана с его намерением продемонстрировать японскому истеблишменту и избирателю свою эффективность как переговорщика, и, соответственно, усилить свои внутриполитические позиции.

"Абэ старается продемонстрировать японцам, что может в этом году добиться каких-то подвижек, приемлемых с точки зрения Токио. Цель в том, чтобы возглавляемая им Либерально-демократическая партия могла успешно выступить на выборах в верхнюю палату парламента, которые будут ближе к осени. В этой связи демонстрация успехов на российском направлении - главный внешнеполитический приоритет для Абэ. Главнее просто нет", - подчеркнул Кистанов.

Соответственно, как полагает эксперт, все заявления по проблематике "северных территорий", сделанные Абэ накануне визита в Москву, являются для него, своего рода, PR-ходом для того, чтобы убедить в своей позиции даже своих оппонентов. Таким образом, как считает Кистанов, сам факт диалога с российским президентом является для японского премьера серьезным "активом" для демонстрации своей эффективности вести переговоры.

"Абэ не скрывает, что хочет войти в историю, как человек, решивший "территориальную проблему". Сроки пребывания на премьерском посту (до 2021 года - ИФ) поджимают. Абэ делает ставку лично на Путина, считая, что только действующий российский президент может эту проблему решить", - сказал японист.

И, по мнению Кистанова, судя по всему, снижать темп Абэ не намерен.

"В наших СМИ вызвало бурное обсуждение заявления Абэ на могиле своего отца (Синтаро Абэ, в свое время возглавлял МИД Японии - ИФ). Он сказал журналистам, что на могиле своего отца поклялся приложить все усилия для продвижения территориальной проблемы и подписания мирного договора с тем, чтобы 2019 год прорывным в наших отношениях по территориальной проблеме", - напомнил руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН.

Подобные заявления, на его взгляд, достаточно прагматичны, и если цель не будет достигнута, Абэ всегда может заметить, что обещал не подписать мирный договор, а приложить все усилия для этого.

"Когда его будут критиковать в Японии оппоненты, Абэ спросит: "А кто это мог сделать лучше меня, или, по крайней мере, попытался?", - сказал собеседник агентства.

В любом случае, как отметил эксперт, японская сторона "уже приняла к сведению принципиальную позицию Москвы относительно того, что российский суверенитет над Курилами не подлежит сомнению".

"Если исходить из внутриполитической ситуации в Японии, то действия Абэ совершенно понятны. Если же затрагивать непосредственно диалог с Москвой, то не совсем понятно, на что рассчитывает японский премьер, поднимая тему островов", - добавил Кистанов.

В целом, как отметил специалист, Синдзо Абэ достаточно эффективно использует регулярные контакты с российской стороной для усиления своих позиций в Японии.

"Обращает на себя внимание, что Абэ зачастил в Россию. В прошлом году он побывал в Москве, Санкт-Петербурге, во Владивостоке в сентябре, встречался с Путиным в Сингапуре и Буэнос-Айресе. В японской прессе встречаются сообщения, что Абэ жаждет видеть Путина в августе, когда в Японии будет чемпионат мира по дзюдо. Это уж совсем ритуальный ход", - подчеркнул он.

Что же касается возможных результатов российско-японских переговоров, то, как полагает Александр Панов, тут "все зависит от того, какое политическое решение будет принято российским руководством".

"Если речь идет о мирном договоре, то это не просто документ, а договор о новых принципах отношений между Россией и Японией. Судя по тому, как свои позиции озвучивает Москва, явно есть намерение решить эти проблемы в максимально выгодном для себя свете. Если поставлена цель выйти на договор, то он должен стать прорывным для российско-японских отношений", - подчеркнул эксперт.

Как сообщалось, Япония претендует на четыре острова Южно-Курильской гряды - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на Трактат о торговле и границах 1855 года. Позиция Москвы состоит в том, что Южные Курилы вошли в состав СССР по итогам второй мировой войны, и российский суверенитет над ними, имеющий международно-правовое оформление, сомнению не подлежит. В Токио, в свою очередь, продолжают заявлять, что мирный договор будет заключен только после решения проблемы "северных территорий", которые "находятся под оккупацией".

Обозреватель Наталья Пономарева, Александр Иващенко

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"