Interfax-Russia.ru – Шесть моряков с судна "Палладий", задержанного в Южной Корее за долги, вернулись домой. Остальные ждут репатриации.
Руководство порта Пусан (Южная Корея) задержало российское судно "Палладий" (принадлежит компании "ДальТранс") за долги по зарплате морякам в июне этого года. Восемь членов экипажа сообщили Российскому профсоюзу моряков (РПСМ), что работодатель задолжал им 250 тыс. рублей. Они также уточнили, что официальная часть заработной платы, прописанная в трудовом договоре у каждого из них, составляет только 23 тыс. рублей, остальная часть заработка по договоренности с судовладельцем должна была выплачиваться премиями. Компания в свою очередь настаивала на том, что задолжала 8 морякам заработную плату только за один месяц. Тем не менее, после жалобы экипажа в Дальневосточное следственное управление (ДВСУ) на транспорте СКР и инспекцию Международной федерации транспортных рабочих (МФТ) в порту Пусан, "ДальТранс" погасил большую часть задолженности, а судно встало в Пусане на ремонт.
В августе история повторилась. На этот раз в профсоюз обратились пять моряков с "Палладия". Они попросили руководство организации помочь им получить полный расчет по зарплате и добиться репатриации из порта Пусан (Южная Корея).
"По рассказам самих моряков, трудовые контракты у них закончились еще два месяца назад, однако судовладелец не спешит списывать их с судна, а заработная плата выдается с задержками. Кроме того, во время последней встречи с генеральным директором компании Андреем Андреевым, членов экипажа предупредили, что никакие обращения в адрес прокуратуры, МФТ и профсоюза им не помогут", - рассказали в пресс-службе дальневосточной региональной организации РПСМ (ДВРО РПСМ).
Там же отметили, что наряду с обращением в профсоюз экипаж направил жалобу в Генеральное консульство РФ в Южной Корее. А РПСМ в свою очередь попросил помощи у Приморской транспортной прокуратуры. Компания при этом вновь заявила об отсутствии проблем у моряков.
28 августа "Палладий" попытался покинуть Пусан, однако в Корейском проливе танкер задержала береговая охрана и отбуксировала его обратно в порт. Как оказалось, экипаж не оформил отход, и перед выходом его не досмотрела портовая инспекция. Впрочем, основной причиной для задержания стали серьезные долги судовладельца за ремонт танкера (в общей сложности судно простояло на ремонте четыре месяца). Кроме того, как выяснилось, у компании был штраф за загрязнение акватории порта. Общая сумма по долгам составила порядка $200 тыс.
В итоге южнокорейская полиция задержала капитана, матроса, моториста, а также генерального директора компании "Дальтранс" и заключила их под стражу. Остальным членам экипажа запретили сходить на берег.
Допросы моряков продолжались на протяжении почти полутора месяцев, в итоге двум из них (не арестованным) все-таки разрешили покинуть Пусан.
"Генеральный консул России в Южной Корее Роман Быков помог в оформлении всех необходимых иммиграционных документов и приобрел билеты для двух моряков. Портовые власти Пусана разрешили их репатриацию без замены", - рассказал председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов.
Он также сообщил, что в сентябре южнокорейская полиция отпустила из-под ареста старшего механика танкера. Вместо него под стражу был взят моторист танкера. В итоге число арестованных не изменилось.
Между тем, на днях домой вернулись еще четыре моряка с "Палладия". Само судно по-прежнему стоит в порту Пусана - как сообщил один из членов команды, корабль передан на хранение корейской компании до погашения долга. На борту танкера остаются семь моряков. Продукты, вода, лекарства и электричество на судне имеются.
"По информации сотрудников российского консульства, еще четыре моряка были отправлены домой. На борту осталось семь моряков. Из них пять после прибытия замены могут вернуться в РФ, двое пока под подозрением", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" Суханов.
Он также добавил, что 17 октября в Южной Корее состоялось первое судебное слушание по делу "Палладия". Все 4 арестованных отрицают обвинения в сопротивлении местным властям при аресте и в уклонении от наказания - попытке покинуть порт, не оплатив долг и штрафы. Следующее заседание суда над тремя членами экипажа и судовладельцем назначено на 31 октября. Напомним, что изначально на судне "Палладий" находилось 15 членов экипажа, большинство - жители Находки.
Вместе с тем, в непростую ситуацию в Южной Корее недавно попало и российское судно "Севастополь" – местные власти задержали сухогруз в порту из-за санкций США. Решать проблему моряков пришлось на самом высоком уровне. Благодаря усилиям российских дипломатов, корейские власти все-таки разрешили "Севастополю" покинуть порт, однако из-за возникшей задержки судовладелец – приморская компания "Гудзон" – уже понес большие финансовые потери.
Впрочем, на этом беды "Гудзона" не закончились. Помимо проблем с "Севастополем", американские санкции помешали компании вовремя забрать из ремонта другое ее судно - "Нептун".
"Судовладелец уже обратился за помощью к дипведомствам РФ в Китае и готов подавать официальное обращение в суд с материальным иском к судоверфи из-за задержки по политическим мотивам", - говорится в сообщении компании "Гудзон", поступившем в агентство "Интерфакс - Дальний Восток".
По данным судовладельца, "Нептун" простаивает в "необоснованно затянувшемся ремонте на верфи Sino United Docks Co., Ltd. в Китае". В компании заявляют, что судно должно быть задействовано в выполнении госзаказа.
"Судну срочно надо сниматься и следовать во Владивосток для выполнения государственного заказа по перевозке плавучих объектов ВМФ РФ на Камчатку. Задержка в приходе судна под погрузку грозит срывом этого заказа и соответствующими последствиями для планов различных ведомств Минобороны России", - говорится в сообщении компании.
Как в свою очередь пояснил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" заместитель гендиректора компании "Гудзон" Валерий Улискин, судно находится в китайском порту Нантонг с середины апреля, ремонт должен был завершиться еще к началу лета.
"Судоремонтный завод в Нантонге (расположен недалеко от Шанхая, КНР) начал ремонт в середине апреля, затянул его до неприличия, налицо саботаж, начали бригады снимать на другие суда, объясняя это устно опасениями вторничных санкций США, за то, что они заключили договор с компанией, которая находится в "черном списке", - сообщил он.
Улискин отметил, что из-за задержки ремонта судна компания несет убытки.
"Сорвались заказы по линии ВМФ из-за того, что судно в ремонте. Мы оказались заложниками ситуации и вынуждены были обратиться в Генконсульство РФ в КНР. Там нам порекомендовали список юристов, которые могут помочь в этой ситуации. Также консульство направило ноту в Минтранс Китая", - сказал представитель компании.
По словам Улискина, "Нептун" готов покинуть судоремонтный завод в КНР и завершить ремонт в РФ, однако китайские партнеры пока не предоставили необходимые для этого документы.
"На "Нептуне" сейчас находятся 15 российских членов экипажа. Их родственники беспокоятся, возникали перебои со снабжением и бункеровкой. Все это последствия этого затягивания ремонта. Сейчас руководство компании там добилось доставки провизии", - добавил заместитель гендиректора "Гудзона".
Он также отметил, что после введения санкций компании сложно работать и со страховыми компаниями.
"Из опасения вторичных санкций зарубежные страховые компании, с которыми мы до этого сотрудничали, приняли решение расторгнуть соглашения по страхованию ответственности, а это обязательное международное требование. Даже некоторые российские компании, с которыми стали работать, стали отказываться", – посетовал представитель компании.
Напомним, что в августе этого года Минфин США из-за ситуации вокруг КНДР внес в санкционный список ряд российских компаний. Среди них оказалась и судоходная компания "Гудзон".
По данным аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", ООО "Судоходная компания Гудзон" (СК "Гудзон") было зарегистрировано во Владивостоке в 2011 году. Компания занимается грузоперевозками, на паритетных основах принадлежит Андрею Иванцу и руководителю СК Геннадию Кононенко. Выручка компании за 2017 год составила 684 млн руб., чистая прибыль - 3,6 млн руб. По данным СК, она перевозит грузы по Дальнему Востоку РФ и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"