Энергия с моря

Interfax-Russia.ru – Дальневосточные ученые разработали универсальный морской ветрогенератор, который можно устанавливать как на малых, так и больших глубинах.

Новую модель ветроэнергетической морской установки (ВЭМУ) придумали сотрудники Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Как пояснили в пресс-службе вуза, она представляет собой крупногабаритную конструкцию, в центре которой над водой находится невысокая башня, а вокруг медленно вращается ротор с лопастями.

"Эта башня стационарна. Для большой глубины она может быть плавучей, то есть держаться на якоре, а для мелководья – стоять на сваях. Внутри этой башни находится генератор. Ротор (колесо) вращается вокруг нее и за счет передачи крутящего момента через кабели на ступицу этого генератора вырабатывается энергия. Это стандартный вариант. Обычно во всех ветрогенераторах преобразователь находится внутри", - сообщил Interfax-Russia.ru разработчик ветроэнергетической морской установки, доцент кафедры технологий промышленного производства ДВФУ Виктор Чебоксаров.

По его словам, в отличие от традиционных установок, разработка ученых ДВФУ

для наращивания своей мощности не требует увеличения своего размера.

"Чтобы увеличивать мощность нужно делать генератор больше и тяжелее, и устанавливать его все выше и выше, то есть, соответственно, для этого и саму башню нужно делать больше и выше. В нашей же установке башня невысокая, она максимум находится в 20 метрах над водой. Тем не менее, в нее можно поставить генератор практически любого размера", - пояснил ученый.

Кроме того, как отметил Чебоксаров, конструктивные особенности новой ветроэнергетической установки позволяют ей не бояться сильных морских волн.

"Подобные установки часто страдают от морских волн, но мы эту проблему решили. У нашего ветрогенератора башня стоит на тонких колоннах, благодаря чему ротор имеет относительное небольшое гидравлическое сопротивление. Иными словами, при такой конструкции основная энергия волн проходит под башней, не задевая установку", - сказал собеседник Interfax-Russia.ru.

Как рассчитывают ученые, диаметр первой типовой установки (10 МВТ) составит около 200 метров, размах лопастей - около 40. При таких параметрах, один такой морской ветрогенератор сможет обеспечить электроэнергией порядка 5 тыс. домов.

"Если я не ошибаюсь, одно домохозяйство в среднем потребляет где-то 2 кВт энергии. Установка, которую мы проектируем, будет иметь номинальную мощность порядка 10 МВТ. Соответственно, делим 10 МГВ на 2 кВт и получаем около 5 тысяч домов", - пояснил Чебоксаров.

По его мнению, изобретение подойдет для снабжения отдаленных прибрежных поселков, например в Магаданской области, на Курильских островах, Сахалине или Камчатке. Хотя одним только Дальним Востоком ее география может не ограничиваться.

"Большая часть населения во многих странах мира живет именно на прибрежных территориях. Сейчас ветроэнергетика во многих странах мира, например, в Европе, прежде всего, развивается в морях. То есть там ставят такие оффшорные ветроустановки мощностью 8 МВТ. В США пока это направление развивается не так активно - пока что там ветрогенераторы больше ставят на суше, чем в море. Дело в том, что у Америки шельф в основном глубоководный (большие глубины рядом с побережьем) и существующие морские установки там работать не могут. Так что наша разработка может быть им интересна", - сказал разработчик.

Чебоксаров уверен, что морские ветрогенераторы ДВФУ могут составить конкуренцию другим существующим источникам электроэнергии.

"До сих пор ветроэнергетика не конкурентоспособна. Во всем мире она держится только за счет дотаций государства. Одна из проблем, сдерживающих более широкое ее использование, - высокая себестоимость, по сравнению с традиционными источниками энергии (гидро-, тепло- и атомные электростанции). Наша же установка будет конкурентоспособна за счет своего масштаба. Она плавучая и, соответственно, ее размер можно увеличивать и, соответственно, наращивать ее мощность", - пояснил он.

Впрочем, морские просторы дальневосточные ученые используют не только для развития альтернативной энергетики. Параллельно с проектом по созданию плавучих ветрогенераторов в ДВФУ полным ходом идет строительство водных экранопланов. Под эти цели в вузе даже создали отдельный научно-образовательный центр (НОЦ) "Экранопланостроение", где в настоящее время идет разработка первого экспериментального образца.

"Экраноплан – универсальный вид транспорта, который совмещает в себе свойства самолета и морского судна. Принципиальное отличие аппарата от них заключается в эффективном движении за счет образования аэродинамического "экрана" – динамической воздушной подушки. Опираясь на экран аппарат, летит подобно самолету над водой, заснеженной и ледяной поверхностью, может преодолевать мелководье и отдельные участки суши в любое время года", - сообщили Interfax-Russia.ru в пресс-службе вуза.

В университете отметили, что в содружестве с инженерами предприятия "Союзмортранс" и ведущими специалистами российского экранопланостроения к настоящему времени сотрудники вуза уже разработали типоразмерный модельный ряд, рассчитанный на перевозку различного количества пассажиров - от 16 до 110 человек. Притом, что базовой модификацией считается именно 16-местный экраноплан.

На таком аппарате со скоростью около 200 км/ч можно будет добраться из Владивостока до Большого Камня всего за 11 минут (35 км), путь в Славянку займет 15 минут, а в Находку – 34 минуты. В целом же, экранопланы, разрабатываемые в Приморье, будут обладать повышенной мореходностью для регулярной эксплуатации на морских акваториях, кроме того они смогут совершать кратковременные подлеты на высоту до 150 метров.

"С учетом своих свойств и перспективных возможностей экранопланы помогут сделать революционный качественный скачок в развитии и повышении эффективности скоростного морского транспорта. Мы вышли на оптимальный вариант базовой аэрогидродинамической схемы для больших и малых экранопланов и готовы приступить к стендовым аэротрубным испытаниям и строительству экспериментальных образцов", - сообщил генеральный директор ООО "Союзмортранс" Геннадий Федореев.

Он уточнил, что по проектам "Экранофлот-Приморье" и "Экранофлот-ДВ" предполагаются местные междугородние маршруты на юге Приморья, а также маршруты от Владивостока до Камчатки, Ниигаты, Сокчо, Пусана, Шанхая и других городов и стран.

Кроме того, использование экранопланов будет выгодно и с финансовой точки зрения. По данным Федосеева, за 11 месяцев эксплуатации таких аппаратов (чья рыночная стоимость оценивается приблизительно в 800 тыс. долларов) на шести грузопассажирских маршрутных линиях потенциальная прибыль до налогообложения может составить около 5 млн. долларов.

"Использование экранопланов для междугороднего и межрегионального сообщения имеет огромные перспективы для Дальнего Востока России. В отличие от автотранспорта, самолетов и морских судов, им не нужна дополнительная инфраструктура (дороги, мосты, причалы, аэродромы), они могут высаживать и принимать пассажиров на необорудованном побережье, расходуют мало топлива и более безопасны", - отметили в свою очередь в пресс-службе вуза.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"