Interfax-Russia.ru — РФ и КНР подготовили соглашение о строительстве и работе трансграничного газопровода через реку Уссури. Это позволит Китаю перевести котельные с угля на газ и приблизит страну к углеродной нейтральности.
Российская и китайская стороны подготовили проект межправительственного соглашения о поставках газа по "дальневосточному" маршруту. Документ опубликован в составе соответствующего распоряжения правительства РФ от 28 января на официальном интернет-портале правовой информации. Главный пункт соглашения: регулирование вопросов строительства и эксплуатации трансграничного участка газопровода — подводного перехода через реку Уссури (Усулицзян) в районе городов Дальнереченск (РФ) и Хулинь (КНР).
Как сообщалось, в 2022 году ПАО "Газпром" и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (КННК, CNPC) подписали долгосрочный договор купли-продажи природного газа по "дальневосточному" маршруту, который позволит увеличить объем поставок газа российского концерна в КНР на 10 млрд куб. м в год.
Предполагается, что в рамках нового договора энергоноситель пойдет не только на рынок Пекина и Шанхая, но будет активно потребляться и по трассе "дальневосточного" газопровода в северо-восточных регионах Китая. Как полагает заместитель председателя правления ПАО "Газпром" Виталий Маркелов, это позволит властям КНР постепенно перевести местные теплоэлектростанции (ТЭС) и котельные с угля на природный газ и достигнуть поставленных целей по углеродной нейтральности в стране.
Отдельно в документе подчеркивается приоритетная роль рубля и юаня при расчетах: "стороны приветствуют и поощряют использование уполномоченными организациями национальных валют Российской Федерации и Китайской народной республики при осуществлении расчетов в энергетической сфере, финансовые ведомства сторон будут совместно создавать условия для продвижения использования уполномоченными организациями национальных валют при осуществлении расчетов в энергетической сфере".
Трансграничный участок газопровода начинается на газоизмерительной станции на российском берегу и заканчивается на стартовой станции Хулинь в КНР (и не включает газоизмерительную станцию (ГИС) и стартовую станцию). Соглашение определяет, что на ГИС на российской территории должен присутствовать представитель CNPC, которому российские партнеры обеспечат ускоренное оформление разрешительных документов для пребывания.
ПАО "Газпром" назначено единственной организацией, осуществляющей поставку природного газа по трансграничному участку газопровода, а также проектирование, строительство и эксплуатацию этого участка газопровода на территории РФ.
"Строительство подводного перехода не должно изменять направление водного потока, вызывать изменения русла реки Уссури (Усулицзян) и ее фарватера, береговой линии и отражаться на безопасности судоходства", — отмечается в соглашении.
КННК в свою очередь будет единственной организацией, осуществляющей прием природного газа по трансграничному участку газопровода, a Китайская национальная трубопроводная корпорация (КНТК) будет отвечать за проектирование, строительство и эксплуатацию трансграничного участка газопровода на территории КНР.
Собственниками трансграничного газопровода (включая национальную часть подводного перехода) будут "Газпром" (или его 100-процентное дочернее общество) и КНТК (или ее аффилированная организация). Точка разграничения участков подводного перехода определяется на дату окончания строительства трансграничного участка газопровода и остается неизменной на весь срок действия соглашения (первоначально 30 лет).
Координация работ по выполнению соглашения возложена на Минэнерго России и Государственное энергетическое управление КНР.
Как полагает заместитель директора Института нефти и газа Сибирского федерального университета (СФУ, Красноярск) по научной работе Евгений Агафонов, Россия имеет достаточный опыт для успешной реализации такого проекта.
"Считаю, что такой проект может быть без труда реализован в России компанией ПАО "Газпром", которая обладает технологиями строительства трубопроводов при реализации амбициозных инфраструктурных проектов, включая "Северные потоки" и "Силу Сибири". Данный проект, по всей видимости, необходим для увеличения пропускной способности транспорта природного газа в КНР в преддверии работ по строительству газопровода "Сила Сибири-3", который направит газ из Сахалина в Китай", — сказал Interfax-Russia.ru эксперт.
Поставки газа из РФ в КНР осуществляются с 2019 года по газопроводу "Сила Сибири" в рамках долгосрочного договора между "Газпромом" и китайской компанией CNPC (был подписан в 2014 году). Проектная мощность газопровода составляет 38 млрд куб. м в год, выйти на нее планируется постепенно после 2024 года. Ресурсной базой для проекта являются Чаяндинское месторождение в Якутии (запасы газа — 1,2 трлн куб. м) и Ковыктинское в Иркутской области (1,8 трлн куб. м), именно с них газ поступает в газопровод.
Как пишет газета "Ведомости", в 2020 году поставки газа из РФ в Китай составили 4,1 млрд куб. м, а в 2021 году выросли в 2,5 раза до 10,4 млрд куб. м., а в 2022 году достигли рекордного значения в 15,5 млрд куб. м. В начале 2023 года тенденция роста сохраняется.
"Символично, что год начался с исторических рекордов. С 1 января компания ("Газпром" — ИФ) вышла на принципиально новый уровень суточных поставок в Китай по газопроводу "Сила Сибири", предусмотренный долгосрочным контрактом с CNPC, и уже третьего числа превысила его на 0,45%", — написал главный редактор журнала "Газовая промышленность" Виталий Маркелов, который также является заместителем председателя правления ПАО "Газпром", в своем обращении к читателям.
По его словам, востребованность российского природного газа подтверждается тем, что "запросы покупателя часто превышают обязательства продавца" (то есть поставки газа по газопроводу регулярно идут сверх суточных контрактных количеств).
"Перспективы роста его потребления в мире связаны с Азией, и "Газпром" усиливает свои позиции на этом направлении", — добавил эксперт.
В том, что объемы поставок газа из РФ в Китай и дальше будут увеличиваться, не сомневается и Евгений Агафонов.
"Поставки газа в Китай будут расти на фоне снижения экспорта в Европу. Перераспределение потоков на Восток — давно наметившийся и развивающийся в настоящее время тренд. Этот процесс подкреплен международными соглашениями с КНР и Монголией и планами по проектированию и строительству магистрального газопровода "Сила Сибири-2", — сказал Interfax-Russia.ru эксперт.
По его словам, газопровод "Сила Сибири-2" свяжет месторождения Сибири и Синьцзян-Уйгурский автономный район на северо-западе Китая. Его протяженность — около 6,7 тыс. км, из которых 2,7 тыс. должны пройти по территории РФ. Проектируемая мощность — 50 млрд куб м в год. Ресурсной базой проекта, по словам специалиста, могут стать ресурсы Ямала и Надым-Пур-Тазовского региона ЯНАО, Красноярского края, включая запускаемое в 2025 году Собинское месторождение, а также Ковыктинского месторождения.
"Проект газопровода "Сила Сибири-2" находится на стадии разработки сметной документации (по состоянию на конец 2022 года), строительство может начаться в 2024 году, а завершиться — в 2029 году", — уточнил эксперт.
В целом же, как полагает Агафонов, энергетическое сотрудничество России и Китая в настоящее время находится в наивысшей точке роста с момента его начала.
"И если магистральный транспорт нефти в Китай функционирует уже давно, то газовые поставки только сейчас выходят на существенный уровень, способный заместить выпадение европейского газового рынка", — сказал он.
При этом основным преимуществом энергетического взаимодействия двух стран эксперт назвал его долгосрочный характер.
"Китай сейчас рассматривается как надежный партнер. Рынок энергоресурсов Китая с его беспрецедентным экономическим потенциалом важен для России сегодня и в обозримом будущем", — пояснил он.
Трудности же, по словам специалиста, могут быть связаны с необходимостью масштабных инвестиций в прокладку новых магистральных маршрутов, интенсивного освоения месторождений газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
В свою очередь ведущий научный сотрудник Центра японских исследований Института Китая и современной Азии РАН, заведующий кафедрой востоковедения МГИМО Дмитрий Стрельцов отметил, что нарастающее взаимодействие РФ и Китая в энергетической сфере говорит об установившихся доверительных отношениях между двумя государствами.
"Соглашение о строительстве трансграничного газопровода через реку Уссури свидетельствует о том, что между Китаем и Россией сложились достаточно прочные, доверительные отношения в энергетической сфере, которые позволяют планировать проекты энергетического сотрудничества на десятки лет вперед", — сказал эксперт.
По его словам, любой подобный инфраструктурный проект требует колоссальных инвестиций, которые должны иметь долгосрочную перспективу окупаемости.
"Ясно, что в нынешних условиях, по всей видимости, только с Китаем у России могут быть такие длительные договоренности", — добавил он.
Вместе с тем, по словам эксперта, соглашение между РФ и КНР о строительстве трансграничного газопровода через реку Уссури говорит о возросшей роли китайского рынка для России.
"Этот газопровод (через реку Уссури — ИФ) — очередное свидетельство фактически переориентации российских энергетических приоритетов в восточном направлении. Прежде всего, в Китай", — сказал Стрельцов.
Вместе с тем, как полагает востоковед, такая "газопроводная стратегия" формирует некоторую взаимозависимость между РФ и КНР.
"С одной стороны она обеспечивает стабильность поставок и предсказуемость на годы вперед, но с другой стороны создает определенный риск, связанный с зависимостью от потребителя. То есть Россия в этом случае будет зависеть от ситуации на китайском рынке, от цен, в общем, не имеет возможности маневрировать", — сказал он.
В таких случаях, по его словам, экспортеры обычно проводят хеджирование рисков, начинают поиск альтернативных направлений экспорта.
"Думаю, нужно расширить круг потребителей российской нефти и газа в Азии с тем, чтобы снизить долю Китая в российском экспорте, чтобы был своего рода баланс", — сказал он.
Покупателями, по словам эксперта, могут, к примеру, быть Индия, а также Южная Корея, Япония, которые еще не ввели запрет на импорт российских энергоресурсов.