Новая утечка

Interfax-Russia.ru - Спасатели откачали с танкера "Надежда" весь мазут. Однако, как заявляют экологи, он по-прежнему продолжает загрязнять море у берегов Сахалина.

Оперативные службы региона на минувших выходных завершили откачку мазута с танкера "Надежда", севшего на мель у берегов Сахалина.

"26 декабря с танкера были откачаны последние 24 куб.м. мазутной жидкости. Ее вывезли на полигон в Корсаков. Всего с начала работ с судна было откачено 168 куб.м. мазутной жидкости", - сообщила пресс-служба регионального управления МЧС России.

После завершения этих работ специалисты заполнили опустевшие танкеры судна 170 килограммами сорбента, который должен вобрать в себя остатки опасных отходов. На днях его также вывезут на полигон, а уже затем начнут утилизацию танкера.

"Собственник танкера готов его разобрать. Вероятно, сначала специалисты срежут верх судна. Затем будет решено, что делать с нижней частью танкера. Не исключено, что ее вообще не смогут поднять, ведь для этого нужен очень мощный кран. В этом случае основание танкера просто забетонируют, а дамбу превратят в пирс", - сообщила пресс-служба правительства Сахалинской области.

Впрочем, как в свою очередь сообщили в мэрии Невельска, на этом историю с танкером все же вряд ли можно считать оконченной. Ведь теперь специалистам предстоит бросить все силы на очистку прибрежной полосы города.

"Это второй этап операции, к которому уже в начале следующего года приступят подразделения сахалинского центра "Экоспас". Специалисты будут вести постоянный экологический мониторинг береговой полосы для того, чтобы вовремя обнаружить на ней новые выбросы нефтепродуктов, ранее не попавшие в море", - пояснили в пресс-службе городской администрации.

Между тем, как уверяют экологи, новые загрязнения в акватории и на побережье Невельска можно наблюдать уже сейчас.

"Нефтяное загрязнение прибивает к берегу в районе набережной, прямо напротив танкера. По виду оно больше всего напоминает мазут, который постоянно перемешивает прибойная волна, что способствует переходу нефтепродуктов в растворенное состояние, повышая тем самым токсичное воздействие на все живое, обитающее в этой зоне моря", - сообщил Interfax-Russia.ru председатель совета региональной общественной организации "Экологическая вахта Сахалина" Дмитрий Лисицын.

Кроме того, по его словам, на сильный нефтяной запах уже жалуются и жители одного из микрорайонов Невельска, расположенного недалеко от аварийного танкера.

"По наблюдениям волонтеров, 27 и 28 декабря утром в районе нового нефтяного загрязнения моря появлялись только сотрудники Морспасслужбы Росморречфлота, их было несколько человек, и они ничего не могли сделать из-за сильного шторма", - отметил эколог.

Также, как рассказал Лисицын, мазутные пятна, несмотря на все старания спасателей и других оперативных служб региона, продолжают появляться и под бортом аварийного танкера. Особенно хорошо, по его словам, их видно с построенной к судну дамбы.

"Вероятность распространения нефтяного загрязнения можно было значительно сократить, если бы аварийный танкер был с самого начала огорожен морскими бонами", - считает собеседник Interfax-Russia.ru.

Такие заграждения, как пояснил эколог, обычно крепятся на якорях судов и состоят из надувных секций высотой до 2,5 метров.

"Они способны эффективно локализовать и удерживать нефтяное загрязнение при высоте волны до 3 метров. Гибкая конструкция таких бонов позволяет им точно следовать профилю волны и не допускать распространения слоя нефтепродуктов на поверхности воды", - уточнил специалист.

Тем не менее, как отметил эколог, несмотря на все явные преимущества такой технологии, при ликвидации последствий крушения танкера "Надежда" морские бонны, как и скиммеры (специальные плавающие насосы для сбора и откачки нефтепродуктов с поверхности воды) Морспасслужба ни разу не применяла.

Наличие в акватории Невельска новых нефтяных пятен позже подтвердили и в администрации Сахалинской области.

"В районе происшествия ощущается сильный запах. Спасатели убеждены, с судна вымыло остатки мазута. Сейчас "Надежду" накрывают огромные волны. Однако сбор мазута продолжается даже в непогоду. С улучшением метеобстановки группировку нарастят", - отмечают в пресс-службе местного правительства.

Тем временем, наряду с различными оперативными службами, задействованным при ликвидации ЧП, в Невельске продолжают работать следователи и представители Дальневосточной транспортной прокуратуры.

"В результате прокурорской проверки установлено, что в соответствии с выданной лицензией танкер не был предназначен для транспортировки нефти тяжелых сортов, к которым относился перевозимый мазут", - сообщила пресс-служба ведомства.

Кроме того, численность экипажа судна не соответствовала свидетельству о его минимальном составе.

"Чтобы получить разрешение на отход судна из порта Невельск, капитан предоставил в инспекцию государственного портового контроля судовую роль, в которой указал недостоверные сведения о полном составе экипажа", - уточнили в региональной прокуратуре.

В связи с этим Находкинский транспортный прокурор уже внес представление руководителю судовладельца ООО "ДВ-Акватория", в отношении предприятия и его руководителя возбуждены дела об административных правонарушениях по ч.3 ст. 14.1.2 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией).

Кроме того, по материалам проверки Сахалинского транспортного прокурора следственные органы возбудили уголовные дела по ч. 1 ст. 247 УК РФ (транспортировка химических веществ с нарушением установленных правил, если это создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде) и по ч. 3 ст. 327 УК РФ (использование заведомо подложного документа).

"Также выявлены нарушения законодательства о безопасности мореплавания в деятельности капитанов портов Ванино и Невельск, между которыми осуществлялась каботажная перевозка нефтепродуктов. Должностные лица инспекции государственного портового контроля морского порта Ванино в свою очередь должным образом не проверили соблюдение требований к загрузке танкера "Надежда", что позволило осуществить незаконную перевозку мазута", - добавили в ведомстве.

Кроме того, вопросы у специалистов возникли и к руководству морского порта Невельск, которое не проверило достоверность сведений, представленных капитаном аварийного судна, в результате чего оно вышло из порта с запрещенным грузом на борту и неполным составом экипажа.

В связи с этим Ванинский транспортный прокурор внес представление руководителю ФГБУ "Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива", Сахалинский транспортный прокурор - руководителю ФГБУ "Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook