Точка зрения 23 декабря 2015 г. 18:19

Не оставляя "Надежду"

Interfax-Russia.ru - Спасатели начали откачивать мазут c танкера "Надежда", выброшенного на мель у берегов Сахалина. Все дизельное топливо с судна уже слили.

Последствия крушения танкера "Надежда" на Дальнем Востоке ликвидируют уже более трех недель. К настоящему времени, по данным регионального управления МЧС России, специалисты слили с судна все дизельное топливо и начали откачивать мазут.

"Мазут и так сам по себе достаточно вязкий продукт, а при низких температурах он и вовсе затвердевает, поэтому, в отличие от того же дизтоплива, откачать его пожарными рукавами, просто протянув их на берег, у нас бы не вышло. Поэтому для того чтобы снять его с судна, нам пришлось отсыпать рядом с танкером площадку, поместить туда мощный парогенератор, способный разогревать застывшую смесь, а уже приступить к откачке оставшегося на борту топливо", - рассказал Interfax-Russia.ru сотрудник пресс-службы ГУ МЧС России по Сахалинской области Александр Ивельский.

К настоящему времени с танкера удалось слить 130 тонн мазута. Изначально на борту судна находилось около 300 тонн мазута.

"Откачанный мазут отвозят на нефтебазу в поселок Троицкое для утилизации", - уточнил представитель регионального управления МЧС России.

Между тем, как отметили в пресс-службе администрации Невельска, чтобы слить с "Надежды" весь мазут, одного только парогенератора будет явно недостаточно.

"В связи с тем, что емкости, где перевозился мазут, были повреждены, оставшаяся на судне часть топлива сильно обводнена, а значит, что для проведения дальнейших работ по откачке нефтепродуктов нужна другая технология. В частности, для очистки мазута от воды специалисты сахалинской морской спасательной службы предложили использовать скимеры", - сообщили в мэрии города.

В дальнейшем аварийное судно либо снимут с мели и оттранспортируют в безопасное место, либо утилизируют по частям.

"По результатам последнего обследования корпуса судна водолазной группой килевая часть глубоко погружена в грунт. Поэтому окончательное решение должны принять специалисты", - уточняется в сообщении невельской городской администрации.

Если будет принято решение об утилизации судна, то оплачивать утилизацию аварийного танкера придется, вероятно, Невельскому морскому порту. Как сообщила пресс-служба областного правительства, собственник "Надежды" ясно дал понять, что на утилизацию судна, как, впрочем, и на ликвидацию последствий ЧС, денег у него нет.

"Всю работу ведет правительство Сахалинской области, муниципалитет и МЧС России. Сейчас собственником занимаются правоохранительные органы", - отметили в администрации региона.

По факту ЧП с танкером "Надежда", которое привело к утечке нефтепродуктов в акваторию морского порта Невельска, Дальневосточное следственное управление на транспорте (ДВСУТ) СК России возбудило сразу два уголовных дела - по ч.1 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта) и по ч. 2 ст.247 УК РФ (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, повлекшее загрязнение окружающей среды)

"Судно "Надежда" является однобортным с дедвейтом 1139 тонн и не предназначено для перевозки нефти тяжелых сортов, каковым является мазут", - пояснили в пресс-службе ведомства.

Собственник "Надежды" - ООО "Росторг", однако эксплуатировало танкер по договору фрахтования ООО "ДВ-Акватория". Загрузили судно нефтепродуктами в порту Ванино (Хабаровский край). Груз предназначался для АО "Невельский торговый порт".

За ситуацией с разливом нефти с танкера "Надежда" продолжают также следить и экологи.

"Нефтепродуктами было загрязнено около 5 км береговой линии. Большую часть этой территории специалисты уже очистили. Помогло и море, которое местами смыло мазут обратно в море. Однако большое количество нефтепродуктов все еще остается в порту Невельска, и нас это очень беспокоит. Дело в том, что большинство пирсов в этом порту арендуют частные компании, которые попросту не пускают к себе специалистов морской спасательной службы, которые должны вести очистку берега и акватории", - рассказал Interfax-Russia.ru председатель совета региональной общественной организации "Экологическая вахта Сахалина" Дмитрий Лисицын.

Кроме того, экологи продолжают находить на берегу испачканных в мазуте птиц.

"Из 79 замазученных птиц, которых мы подобрали на берегу, выжило только 17 птиц. Это, в основном, бакланы, но есть также утки и чайки. Также в течение последних недель мы находили немало мертвых птиц. Их мы тоже забрали с побережья, чтобы их мясом не отравились другие животные", - сказал собеседник Interfax-Russia.ru.

При этом, как отметил Лисицын, за судьбу сивучей, чье лежбище также оказалось в зоне загрязнения, у него опасений уже нет.

"Похоже, что вода в том районе уже очистилась, и сивучи возвращаются обратно на брекватер. Последний раз мы насчитали на нем 20 животных", - сообщил председатель экологической организации.

Кроме того, очередное обследование побережья Невельска на днях провели и специалисты Научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанологии.

"Погибших или иммобилизованных гидробионтов на литорали не обнаружено. По визуальным оценкам, нефтяная пленка в прибойной полосе не наблюдалась, но все еще присутствовала вокруг танкера "Надежда". Содержание нефтепродуктов в пробах морской воды на станциях, находящихся на различном расстоянии от эпицентра техногенного воздействия, еще больше снизилось по сравнению с предыдущим обследованием", - сообщила пресс-служба научной организации.

Так, в частности, по ее данным, на станции рядом с местом разлива топлива концентрация нефтепродуктов в воде уменьшилась до 4 ПДК, рядом с местом лежбища сивучей - до 2,4 ПДК, в самой южной части акватории - до 0,6 ПДК. Вода на двух станциях, находящихся севернее места крушения танкера, не превышала предельно допустимой концентрации нефтепродуктов, а на одной достигала 2 ПДК.

"Таким образом, можно сказать, что влияние разлива мазута и судового топлива на содержание нефтепродуктов в воде в мористой части акватории Татарского пролива в момент отбора проб с судна "Профессор Пробатов" не зафиксировано. Наибольшему воздействию данного разлива подверглась прибрежная зона МО Невельского городского округа, а особенно набережная города Невельск и лежбище сивучей", - сообщили экологи.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще