Точка зрения 2 декабря 2015 г. 14:05

Ответят за аварию

Interfax-Russia.ru – Следствие возбудило уголовное дело по факту крушения танкера "Надежда" у берегов Сахалина. Ликвидация загрязнения нефтепродуктами акватории и берега продолжается.

Завели дело

Дальневосточное следственное управление на транспорте СК России возбудило уголовное дело по факту ЧП с танкером "Надежда", которое привело к утечке нефтепродуктов в акваторию морского порта города Невельска.

"По результатам процессуальной проверки, проведенной по факту крушения танкера "Надежда", возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее причинение крупного ущерба)", - уточнили в пресс-службе ведомства.

Как рассказал Interfax-Russia.ru президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский, все случаи, которые могут произойти с судном, описаны в документах, регламентирующих мореплавание. Там же представлены и инструкции, что экипаж должен предпринять в той или иной ситуации - на ходу, в порту, на швартовке, на якоре, во время шторма и в спокойную погоду.

"Конечно, ЧП с танкером "Надежда" – уже само по себе форс-мажор. Но если были какие-то недоработки со стороны экипажа по обеспечению безопасной стоянки судна в порту, на якоре, во время шторма, и если эти ошибки будут доказаны экспертами, то естественно виновные лица будут привлечены к уголовной ответственности", - сказал он.

Одной из основных оплошностей, допускаемых чаще всего неопытными моряками, Осичанский назвал неправильный выбор места для стоянки судна.

"Так, по правилам, если при усилении ветра свыше, например, 20 м/c стоянка в порту считается небезопасной, судно должно выйти для штормования в открытое море. Если же корабль решил укрыться от непогоды в какой-то бухте, важно знать, от каких именно ветров она защищена. Одни бухты, например, защищены от всех кроме южного, другие – от всех кроме восточного и так далее. На эти случаи тоже есть свои предписания. Поэтому капитан должен внимательно следить за изменениями погоды, и смотреть, что он в том или ином случае должен сделать", - сообщил эксперт.

Также, по словам Петра Осичанского, бывает, что моряки неправильно оценивают устойчивость своего судна.

"Иногда, например, крушение происходит потому, что судно должно было стоять на двух якорях, а оно стояло лишь на одном. Или, к примеру, если капитан вовремя не отследил ситуацию с усилением ветра, корабль начал дрейфовать, и капитан не успел принять необходимые меры, чтобы сохранить его в прежней позиции. Может быть масса подобных случаев, и к ним опытный моряк должен быть готов", - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.

В то же время, как подчеркнул президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов, в любых ситуациях могут быть обстоятельства, преодолеть которые человек просто не в силах, поэтому каждое такое ЧП необходимо рассматривать в отдельности.

Операция "Ликвидация"

Пока следователи разбираются в причинах произошедшей аварии, оперативные службы региона продолжают устранять ее последствия.

Как сообщили в областном правительстве, в настоящее время непогода все еще не позволяет специалистам возобновить откачку топлива из танков судна. Однако они создают все условия для того, чтобы, как только это будет можно, ускорить этот процесс. Так, в частности, на набережной, где танкер сель на мель, уже подготовлены специальные площадки для заезда спецтехники. От них ведется отсыпка временной дороги к судну, по которой к нему смогут подъехать бензовозы.

"Процесс возведения насыпи займет у нас не менее 15 дней. После завершения этой работы будет проще зачистить танки судна от нефтепродуктов, чтобы оно уже не представляло экологической опасности. А дальше будем решать, что делать с самим танкером", - заявил губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко.

Кроме того, по данным местных властей, на борт танкера планируется доставить 2 мощные мотопомпы, при помощи которых специалисты смогут быстрее перекачивать дизельное топливо, и дизельный генератор. Также к судну будет смонтирован второй трубопровод, по которому с него будет выводиться нефть.

Продолжаются и работы по очистке побережья Невельска от нефтепродуктов.

"Температура понизилась, и вся масса теперь представляет собой густой битум. Завтра, 3 декабря, привезем паровую установку, чтобы подогревать мазут", - сообщил руководитель сахалинского центра "Экоспас" Павел Стадник.

Всего, по данным МЧС России, с начала аварийно-спасательных работ спасатели собрали 521 куб.м. загрязненного грунта и очистили более 4,3 тыс. кв. метров загрязненной территории. По данным ведомства, в ликвидации последствий аварии принимает участие 205 человек, в том числе 54 сотрудника МЧС России, и 32 единицы техники.

"Работы здесь очень много. Важно для всех участников операции создавать хорошие бытовые условия, обеспечивать нормальное питание. Каждую неделю специалисты должны меняться, чтобы люди могли отдохнуть и впоследствии с новыми силами вновь могли обеспечивать выполнение всех поставленных задач", - подчеркнул глава Сахалинской области.

Удар по живому

За ситуацией с утечкой нефти с танкера "Надежда", продолжают также следить и экологи. На севере от места аварии, по их данным, загрязнения не обнаружено (вплоть до поселка Правда), однако на юге ситуация плачевная.

"Представители сахалинских общественных организаций "Клуб "Бумеранг" и "Экологическая вахта Сахалина" обследовали участок побережья Татарского пролива в районе города Невельск, где произошел разлив нефтепродуктов. От выброшенного на скалы судна загрязнение тянется на юг, вплоть до поселка Лопатино; его интенсивность меняется от плотной полосы мазута на берегу и его пятен в воде до нефтяной пленки и сгустков водонефтяной эмульсии", - сообщил Interfax-Russia.ru руководитель региональной общественной организации (РОО) "Экологическая вахта Сахалина" Дмитрий Лисицын.

Наибольшую тревогу у экологов, по его словам, по-прежнему вызывает состояние южного брекватера Невельского порта – это знаменитое место залежки сивучей (вид ушастых тюленей, занесенный в Красную книгу России - ИФ), а также гнездования некоторых морских птиц.

"Сивучей на брекватере мы не увидели. Местные жители говорят, что животные появлялись в акватории, на волнорезе и ушли. Мертвых сивучей, пострадавших от загрязнения, никто не видел", - сказал он.

По словам Лисицына, за разъяснениями относительно судьбы животных экологи обратились к российскому эксперту по сивучам, сотруднику Камчатского филиала Тихоокеанского института географии ДВО РАН Владимиру Бурканову. Ученый в свою очередь сообщил им, что ластоногие, к счастью, способны избегать загрязнений и обычно уходят из загрязненных акваторий.

"Существует вероятность, что сивучи ушли и не вернутся, пока не закончится загрязнение акватории. Они достаточно умные животные", - сказал Лисицын.

Тем не менее, по его словам, волонтеры РОО постоянно наблюдают за волнорезом Невельского морского рыбного порта.

"На брекватере и прилегающих скалах мы обнаружили множество беринговых бакланов, которые были практически полностью покрыты мазутом. Не менее 100 птиц были еще живы, но склеенные перья не давали им возможности летать и даже плавать. Бакланы пытались спрятаться от сильного северо-западного ветра за уступами скал и бетонных конструкций, не менее 5 птиц уже погибло. В ситуации сильного ветра и минусовой температуры шансы выжить у остальных очень небольшие", - посетовал собеседник Interfax-Russia.ru.

Не менее печальная судьба, по его словам, ждет птиц и на побережье. "Эковахта Сахалина" и Клуб "Бумеранг" собрали к настоящему времени уже 59 живых и 10 мертвых птиц (беринговых бакланов), загрязненных нефтепродуктами с танкера "Надежда".

"Все птицы в картонных вентилируемых коробках были загружены в вертолет ГУ МЧС России по Сахалинской области для доставки в Южно-Сахалинск. В областном центре вертолет встретят специалисты компании "Сахалин Энерджи" и доставят загрязненных птиц в поселке Пригородное для проведения очистки и реабилитации", - сказал он.

Вместе с тем, Лисицын призвал местных жителей не оставаться в стороне от произошедшего и помощь спасателям в очистке береговой полосы.

"1 декабря мы объявили об акции. Сейчас много людей нам звонит, предлагают помощь и материальную и личную. Мы надеемся, что люди придут в выходные. Будем помогать спасателям очищать побережье от мазута", - заявил руководитель РОО "Экологическая вахта Сахалина".

По его словам, волонтерам предоставят специальные комбинезоны, но необходимо одеться очень тепло в одежду, которую не жалко будет испачкать, а также надеть теплые резиновые сапоги.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще