Уже без Мазды

Interfax-Russia.ru – "Соллерс" перезапустит автозавод во Владивостоке после ухода Mazda Motor из России.

Уже без Мазды
© РИА Новости. Виталий Аньков

Автозавод "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус" (МСМР, Владивосток) планирует возобновить работу во II квартале 2023 года.

"Мазда Соллерс" продолжает выплачивать сотрудникам заработную плату в полном объеме. Предприятие сохранило свою привлекательность для инвесторов и готовится запустить новую производственную линию уже во втором квартале 2023 года", - сообщил журналистам на брифинге заместитель председателя правительства Приморского края Николай Стецко.

Автозавод "Мазда Соллерс" ушел в корпоративный отпуск в мае 2022 года. С учетом праздников и выходных нерабочие дни на предприятии продлились с 30 апреля по 18 мая. Однако 19 мая завод работать так и не начал. Вместо этого предприятие продлило своим сотрудникам оплачиваемый корпоративный отпуск на неопределенный срок, сославшись на дефицит компонентов из-за разрыва логистических цепочек.

Осенью японский автоконцерн Mazda сообщил о передаче российской группе "Соллерс" своей доли в совместном предприятии (СП) "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус". Соответствующее соглашение подписали 24 октября. Отмечалось, что сделка будет совершена за символическую стоимость в один евро и предполагает опцион на выкуп японским автопроизводителем доли в СП в течение следующих трех лет. В связи с передачей своей доли "Соллерсу" Mazda планирует отразить убыток в размере 12 млрд иен - чуть более $82 млн по текущему курсу.

Японский концерн также отметил, что после прекращения поставок автозапчастей на МСМР в марте и приостановки деятельности СП в конце апреля продолжал переговоры с группой "Соллерс", но "не увидел возможностей продолжения бизнеса в РФ". Как сообщала японская газета Nikkei, причиной окончательного ухода Mazda из России стали сбои в цепочке поставок, возникшие после начала специальной военной операции на Украине.

В "Соллерсе" подтвердили факт соглашения по выкупу доли в СП и отметили, что готовят "запуск новых продуктов на мощностях площадки в следующем году". Группа еще в сентябре заявляла, что обсуждает с Mazda прекращение производства автомобилей на Дальнем Востоке и выкуп доли японцев с перспективой загрузки освободившихся мощностей автозавода выпуском автомобилей других брендов. Тогда в "Соллерсе" отмечали, что переговоры по перезапуску завода находятся на финальной стадии.

По данным источника, знакомого с ходом переговоров между сторонами, сделка по передаче российской группе "Соллерс" доли Mazda в паритетном СП может быть закрыта до декабря. В самом "Соллерс" сроки закрытия сделки комментировать не стали, однако отметили, что все необходимые для этого разрешения от ФАС и правительственной комиссии уже получены.

Автозавод "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус" выпускал автомобили с 2012 года. До весны во Владивостоке производились кроссоверы Mazda CX-9 и Mazda CX-5, седан Mazda 6. За 2021 год предприятие произвело около 29 тыс. машин.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи Mazda в РФ в 2021 году составили 29 177 автомобилей (+10,6%). Доля рынка компании была на уровне 1,8%. По итогам 10 месяцев 2022 года продажи Mazda рухнули на 63,7%, до 8 494 шт. Доля рынка за этот период сократилась на 0,1 п.п., до 1,7%.

Группа "Соллерс Авто" объединяет "Ульяновский автомобильный завод" (УАЗ, выпускает автомобили "УАЗ", является ключевым активом группы), промплощадку "ЗМЗ" (Нижегородская область), а также имеет в РФ совместные предприятия c Ford (ООО "Соллерс Форд", Елабуга), Isuzu (ООО "Исузу Соллерс", Ульяновск) и Mazda ("ООО Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус", Владивосток).

Ранее о прекращении производства автомобилей в России официально объявил японский автоконцерн Toyota, чьи мощности располагались в Санкт-Петербурге.

"Мы были вынуждены остановить производство в Санкт-Петербурге 4 марта 2022 года из-за серьезных нарушений в логистических цепочках поставок ключевых материалов и деталей. C этого момента мы тщательно следили за ситуацией и оценивали устойчивость нашего бизнеса в России. Все это время мы сохраняли полный штат сотрудников и обеспечивали готовность предприятия возобновить производство в любой момент. Однако по прошествии шести месяцев мы не смогли выработать подход, который позволил бы нам вернуться к полноценной деятельности, и не видим возможности для возобновления производства в ближайшем будущем", - говорилось в пресс-релизе концерна в сентябре.

В сообщении отмечалось, что операционная деятельность московского офиса ООО "Тойота Мотор" будет оптимизирована и реструктурирована с фокусом на поддержку дилерской сети для продолжения обслуживания российских клиентов Toyota и Lexus.

Концерн также сообщил, что предложит своим сотрудникам "поддержку, включая помощь в дальнейшем трудоустройстве, обучении и повышенные выплаты". Всего, по данным компании на сентябрь 2022 года, в "Тойота Мотор" трудились 2,35 тыс. человек.

В конце октября глава комитета по труду и занятости Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко сообщил "Интерфаксу", что сотрудники петербургского завода ООО "Тойота Мотор" будут увольняться по соглашению сторон, а не по процедуре сокращения.

"Грамотные руководители на "Тойоте" основную часть сотрудников увольняют по соглашению сторон, и это не отражается в статистике сокращений. Условия увольнения более чем щедрые, с превышением норм российского законодательства: это 12 среднемесячных зарплат плюс одна среднемесячная заработная плата за каждый год, отработанный на заводе", - сказал он.

Специалист подчеркнул, что речь идет именно о средней зарплате, а не об окладе. Чернейко подтвердил, что будут уволены 2 тыс. сотрудников петербургского завода.

Что касается самого актива, то его судьба еще не решена. Как сообщал газете "Коммерсант" источник, близкий к властям Санкт-Петербурга, компания рассматривает вариант продажи завода. По данным другого источника издания, выпуск автомобилей Toyota на нем не возобновится.

При этом из отчетности компании за II квартал текущего финансового года, завершившийся 30 сентября, следует, что японский автоконцерн Toyota Motor Corporation оценил расходы, связанные с прекращением выпуска автомобилей в России, в 97 млрд иен (более $650 млн по текущему курсу). Как уточнил журналистам главный бухгалтер Toyota Масахиро Ямамото, соответствующая "сумма убытков, понесенных в первом полугодии, включает расходы на увольнение уходящих сотрудников и расходы в связи с обесценением активов".

Российское представительство Toyota (ООО "Тойота Мотор") зарегистрировано в 2001 году. Филиалом компании является завод Toyota в Санкт-Петербурге мощностью 100 тыс. автомобилей в год. Предприятие ввели в эксплуатацию в конце 2007 года, оно выпускало модели RAV4 и Camry в рамках заключенного СПИК с Минпромторгом РФ. Общая сумма инвестиций со стороны Toyota по контракту заявлялась на уровне 20 млрд рублей.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи Toyota в РФ в январе-августе 2022 г. упали в 3,6 раза, до 20 856 шт. Доля рынка сократилась на 2,1 п.п., до 5,1%.

Обозреватель Наталья Пономарева