Москва / Точка зрения 14 июня 2022 г. 13:22

Под новым брендом

Interfax-Russia.ru - Бывшие рестораны McDonald's, сменившие владельца и бренд на "Вкусно и точка", начали открываться в России после трех месяцев простоя. Новый владелец планирует увеличить сеть до 1 тыс. ресторанов.

Под новым брендом
© РИА Новости. Евгений Одиноков

Уход бренда

 

McDonald's проработал в России более 30 лет - первый ресторан сети открыли в 1990 году на Пушкинской площади в Москве.

Сеть McDonald's в России объединяла более 850 ресторанов быстрого обслуживания. Суммарные инвестиции McDonald's в РФ составили $2,5 млрд, налоговые выплаты - 167 млрд рублей. В системе McDonald's в России работало более 62 тыс. человек, на предприятиях поставщиков - еще около 100 тыс.

Решение временно закрыть все рестораны в РФ и приостановить операции на российском рынке McDonald's озвучил 8 марта. В обращении CEO McDonald's Corp. Криса Кемпчински при этом отмечалось, что компания понимает, какое влияние это решение окажет на местных сотрудников и партнеров, поэтому она поддержит их, в частности, продолжит выплачивать зарплаты.

Решение о приостановке работы в РФ компания объяснила тем, что "не может гарантировать бесперебойную работу основных направлений, поддержание ключевого ассортимента в предприятиях сети и высокие стандарты качества, к которым привыкли гости".

Обслуживание в предприятиях сети по всей России McDonald's остановил с 14 марта. Расходы на выполнение обязательств перед сотрудниками и контрагентами компания оценила в сумму до $50 млн в месяц. В эту сумму компания включила не только полную заработную плату, основанную на среднемесячном годовом доходе, для сотрудников, включая все социальные льготы и гарантии, которые им предоставлялись, но и поддержку поставщиков, которые могут испытывать сложности в связи с временной приостановкой работы сети в России.

В период временного закрытия залов компания будет также выполнять все свои обязательства перед поставщиками и арендодателями, пообещали в McDonald's.

Компания также сообщила, что рассматривает варианты использования временно закрытых помещений для организации центров волонтерской поддержки, а также продолжит поддерживать волонтерскую деятельность сотрудников.

В I квартале McDonald's в результате приостановки работы на рынках России и Украины зафиксировал расходы в размере $127 млн. Эта сумма включает $27 млн, потраченные компанией на выплаты сотрудникам, поставщикам и оплату аренды, а также списание стоимости нереализованных запасов на $100 млн.

В середине мая McDonald's Corp. заявила об уходе с российского рынка и запуске процесса продажи российского бизнеса. Предполагалось, что McDonald's продаст весь портфель ресторанов локальному покупателю. Рестораны больше не смогут использовать бренд и меню McDonald's, но при этом компания планирует сохранить свои торговые марки в РФ.

В компании отметили, что гуманитарный кризис, вызванный ситуацией на Украине, и ускоряющаяся непредсказуемость операционной среды привели McDonald's к заключению, что "дальнейшее владение бизнесом в России нецелесообразно и не соответствует ценностям McDonald's".

Через несколько дней компания сообщила, что заключила договор о продаже своего российского бизнеса Александру Говору, который является партнером-франчайзи компании и с 2015 года управляет 25 ресторанами в Сибири.

Говор - бенефициар ООО "ГиД", которое развивает сеть McDonald's в Сибирском федеральном округе. Он также владеет 50% АО "Нефтехимсервис" (инвестор строительства и собственник Яйского НПЗ в Кузбассе). Кроме того, Говор - экс-владелец девелоперской компании АО "Инрусинвест" и входит в ее совет директоров. В числе проектов "Инрусинвеста" - трехзвездочный отель Park Inn by Radisson и медицинский центр Grand Medica в Новокузнецке.

По информации McDonald's, сделка зависела от определенных условий, включая одобрение регуляторов, ее закрытие ожидалось в ближайшие недели. По условиям сделки Говор приобретает все ресторанное портфолио сети и в дальнейшем будет развивать его под новым брендом.

Соглашение также предусматривает, что покупатель сохранит персонал и условия его работы как минимум на два года. Покупатель также согласился профинансировать зарплаты корпоративных сотрудников, которые работают в 45 регионах страны, до закрытия сделки. Кроме того, он также будет финансировать существующие обязательства перед поставщиками, арендодателями и коммунальными службами.

 

Смена собственника

 

В начале июня Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России сообщила об одобрении ходатайства ООО "Клуб-Отель" Говора о приобретении российского бизнеса McDonald's. В ведомстве посчитали, что сделка не приведет к ограничению конкуренции на рынке услуг общественного питания и позволит сохранить рабочие места для сотрудников, обеспечив дальнейшую деятельность системообразующей организации в пределах страны.

Структура сделки предполагает, что ООО "Клуб Отель" приобретет 100% долей в ООО "Макдоналдс" и ООО "ДВРП", а ООО "Макдоналдс" сменит название на ООО "Система ПБО". С 18 февраля ООО "Макдоналдс" находилось в процессе реорганизации, в ходе которой к нему были присоединены еще три структуры McDonald's в России - ЗАО "Москва-Макдоналдс", ООО "СРП", "ЮРП". "ДВРП" в периметр реорганизации не вошло (эта компания была создана в конце 2020 года для развития сети на Дальнем Востоке).

При этом, отметили в ФАС, продавец в течение 15 лет вправе на рыночных условиях выкупить бизнес обратно.

Смена собственности была зарегистрирована в ЕГРЮЛ 10 июня. Как свидетельствуют данные аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", ООО "Клуб-Отель", единственным собственником которого является Александр Говор, стало владельцем 100% долей ООО "Система ПБО" (бывшее ООО "Макдоналдс") и ООО "ДВРП".

А уже 12 июня новый владелец бизнеса McDonald's в России начал открывать рестораны под брендом "Вкусно и точка". В этот день возобновили работу 15 ресторанов в Москве и Московской области, включая ресторан на Пушкинской площади, который по-прежнему остается флагманским предприятием новой сети.

Мэр Москвы Сергей Собянин, посетивший перед открытием новый флагманский ресторан быстрого питания, отметил, что российский бизнес создал новую сеть быстрого питания с привычным уровнем сервиса, меню и продуктами, которые в большинстве своем поступают от российских поставщиков.

"С праздником и с открытием ресторана! Мы волновались за вас, за судьбу сотрудников, за тех, кто поставлял вам продукцию - огромное количество людей, десятки тысяч. Ну и, конечно, сотни тысяч ваших посетителей, которые любили вашу продукцию. Принято считать, что она какая-то американская, на самом деле все наше, российское (производство)", - обратился мэр к руководству и сотрудникам ресторана.

Он подчеркнул, что правительство Москвы поддерживает этот проект, и отметил, что важно сохранить как рабочие места, так и разнообразие, качество и доступность общественного питания.

"Профессиональная команда, российская команда, с российскими поставщиками продуктов, сельским хозяйством российским, аграриями и почитателями должна работать", - сказал Собянин.

Мэр отметил, что в "Макдоналдс" за годы сформировался "достаточно серьезный стандарт изготовления продукции и технологий", и выразил надежду, что "высокий уровень и стандарт этой технологии будет сохранен".

"Все, кому нравится посещать ваши рестораны, ваши фаны уже, наверное, тоже рады, что вы сохранили свои компетенции, свои умения, знания и свое гостеприимство. Так что поздравляю с открытием", - сказал Собянин, подписав памятную табличку в "день рождения нового российского бренда".

Как сообщил гендиректор сети Олег Пароев на церемонии открытия ресторана на Пушкинской площади, до конца июня планируется открыть еще около 200 ресторанов, а затем будет открываться от 50 до 100 ресторанов в неделю.

По его словам, первое время некоторые позиции в меню будут недоступны, в том числе из-за логистических трудностей. Кроме того, сказал Пароев, меню может измениться из-за ограничений работы зарубежных поставщиков на рынке РФ. Так, пока у сети есть запасы Coca-Cola, затем замену этому напитку компания планирует выбрать на тендере.

В свою очередь новый владелец "дочек" McDonald's рассказал, что McDonald's Corp. продала свой российский бизнес за "символическую плату", но сумму сделки не раскрыл. При этом, по его словам, до конца года новый владелец бизнеса McDonald's должен вложить в развитие 6,5-7 млрд рублей.

"Это огромная сумма, которую я должен внести, которая в договоре имеется", - отметил Говор, уточнив, что эта сумма включает обязательства по оплате перед поставщиками, арендные платежи и другие.

Он подтвердил, что сделка с McDonald's также предусматривает опцион на обратный выкуп.

"Действительно, корпорация оставила за собой это право - до 15 лет, это в договоре и понятийных договоренностях. Но при моем утверждении (покупателем бизнеса - ИФ) я в категоричной форме сказал, что, если вы выберете меня, то я настаиваю на том, чтобы при возвращении бренда McDonald's в Россию мне было отдано предпочтение на владельца мастер-франшизы", - заявил Говор.

То есть, пояснил бизнесмен, если сейчас он является владельцем всех ресторанов, то потом просто по франшизе также будет владельцем этих ресторанов.

"Но до 10 лет ничего не случится, 10-15 лет", - уточнил Говор.

При этом он считает маловероятным выкуп обратно всех ресторанов "по определенной формуле".

"Это невыгодно, да и никто на это не пойдет, я так думаю. А вот мастер-франчайзи - они в принципе полуофициально согласие дали", - отметил бизнесмен.

Он также заявил, что в ближайшие 5-6 лет сеть может расшириться с 850 до 1 тыс. ресторанов, оставаясь лидером в сегменте.

Обозреватель Анастасия Николаева