Interfax-Russia.ru – Следствие утверждает, что располагает доказательствами причастности пятерых исполнителей к убийству Немцова. Однако заказчик преступления до сих пор не найден.
Оппозиционный политик Борис Немцов был убит в ночь на 28 февраля буквально в нескольких шагах от московского Кремля. По делу арестовали пятерых - Заура Дадаева, Анзора и Шадида Губашевых, Хамзата Бахаева и Тамерлана Эскерханова. Следствие предполагает, что убийство политика было совершено по найму, однако заказчика пока не нашли.
Следствие продолжается
Заседание Мосгорсуда, на котором представители СК РФ рассказали о ходе расследования, состоялось 1 апреля. В ходе него выяснилось, что следствие уже располагает доказательствами причастности арестованных к преступлению.
"Были проведены обыски, выемки, иные следственные действия",- пояснил представитель СК РФ.
В настоящее время расследование находится в активной фазе: идут следственные действия, устанавливаются соучастники преступления.
"В настоящее время идет работа, направленная на установление соучастников преступления и поиска заказчика", - сказал представитель ведомства.
Он также добавил, что обвиняемых не следует освобождать из-под стражи, так как они могут вступить в контакт со своими подельниками.
"Имеются достаточные основания полагать, что находясь на свободе, Анзор Губашев может вступить в контакт с другими, в том числе пока неустановленными, участниками преступления", - подчеркнул следователь.
Согласно данным официального сайта суда, следователи инкриминировали всем пятерым арестованным по делу об убийстве Немцова совершение преступления по ч. 2 ст. 105 УК РФ п."ж", "з" (убийство, совершенное организованной группой по найму). Кроме того, им предъявлено обвинение в незаконном приобретении и хранении оружия (ст. 222 УК РФ).
О предполагаемой роли каждого из обвиняемых в убийстве следствие пока сообщило немного. Например, они полагают, что Хамзат Бахаев обеспечивал исполнителей информацией и намеревался скрыть убийц.
"Следствие говорит, что Бахаев обеспечивал информацией, в другом документе содержится информация о том, что Бахаев намеревался скрыть преступников", - сообщил в Мосгорсуде адвокат обвиняемого Заурбек Садаханов.
Он отметил, что подобные доводы содержатся в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого. "Никаких доказательств этому нет", - сказал адвокат. Сам Бахаев заявил, что не причастен к убийству.
Главный подозреваемый
Непосредственным же исполнителем убийства, по предварительным данным следствия, считается Заур Дадаев – бывший заместитель командира чеченского батальона "Север".
Следователи утверждают, что Дадаев сотрудничает с правоохранительным органами. Ранее представитель СК заявил, что именно признательные показания Дадаева и его активное сотрудничество со следствием дали основания для того, чтобы считать всех пять обвиняемых причастными к убийству Немцова.
Представитель следствия в Мосгорсуде отметил, что Дадаев дал показания против других фигурантов дела, в частности, Хамзата Бахаева. Однако адвокат Дадаева эту информацию опроверг.
Источник, знакомый с ситуацией, сообщал "Интерфаксу" 17 марта, что все обвиняемые отказались сотрудничать со следствием. "На первоначальном этапе сотрудничал только Дадаев, но сейчас он уже официально отказался от признательных показаний, изменив свою тактику", - сказал источник.
Дадаев 1 апреля действительно заявил, что не сотрудничает со следствием, а ранние показания были даны якобы под давлением после похищения на территории Ингушетии.
"Я активно рассказывал, когда был неизвестными людьми похищен, меня избивали, я был доставлен в неизвестное место, мне угрожали жизнью моего друга Руслана Юсупова", - заявил обвиняемый, подчеркнув, что не знает, каким образом попал в следственный комитет.
Он также заявил, что его держали двое суток в неизвестном месте без предъявления постановления о задержании.
"Пятого ноль третьего я был похищен неизвестными. Не знаю, где я был, в каком месте меня держали. Только седьмого ноль третьего мне было предъявлено уже в Следственном комитете постановление о том, что я задержан",- сказал Дадаев на заседании в Мосгорсуде, добавив, что ему давали указания как и что говорить.
Кроме того, Дадаев заявил, что "во время убийства был у себя дома". В свою очередь, следствие заявило в суде, что причастность фигуранта к убийству Немцова подтверждается показаниями свидетелей и медэкспертизами.
"Причастность его подтверждается не только признательными показаниями, но и показаниями свидетелей и результатами медицинских экспертиз", - сказал в суде представитель СК РФ.
Следствие пообещало проверить информацию о якобы проводившихся в отношении Дадаева противоправных действиях.
Неопознанный субъект
По словам Дадаева, свидетель по уголовному делу не опознал его во время следственных действий. "Тот свидетель, который был на месте убийства, меня не опознал",- сказал он, имея в виду менеджера Евгения - случайного прохожего, который утверждает, что шел позади Немцова и украинской модели Анны Дурицкой в момент убийства.
Действительно, признательные показания Дадаева не подтверждаются непосредственным свидетелем происшедшего, сообщала ранее газета "Коммерсант" со ссылкой на источник, близкий к следствию.
Отмечалось, что нестыковки в показаниях Дадаева и свидетеля Евгения адвокаты планируют использовать как доказательство его непричастности к убийству.
Сейчас для процедуры опознания следствие планирует вызвать в Москву одного из главных свидетелей преступления - подругу Немцова Дурицкую, сообщила газета "Известия".
"Дурицкая познакомилась с Немцовым 3 года назад, в последнее время фактически всегда находилась рядом с ним, поэтому может вспомнить киллера или людей, которые появлялись около него, пусть даже и эпизодически - например, в кафе или около подъезда дома. Именно поэтому с нею планируется провести процедуру опознания: ей покажут всех арестованных, возможно, она кого-то вспомнит или опознает", - рассказал изданию источник в правоохранительных органах.
Представители обвиняемых утверждают, что их подзащитные не боятся встречи с Дурицкой, потому что не имеют отношения к этому преступлению.
"Заур Дадаев готов предстать перед Дурицкой и не боится процедуры опознания, потому что он не имел к убийству Немцова никакого отношения", - заявил "Известиям" адвокат Дадаева Иван Герасимов.
По его словам, опознание должно пройти только в очной форме в Москве. Если следователи будут использовать фотографии, то, по мнению Герасимова, это может привести к ошибкам и стать поводом для обжалования результатов экспертизы.
Такое же мнение и у адвоката другого обвиняемого - Шадида Губашева.
"Я думаю, что не только мой подзащитный, но и все остальные не боятся процедуры опознания, потому что и опознавать-то некого - они не имели отношения к этому убийству", - сказал газете адвокат Илья Трофимов.
Продление ареста
В данный момент все обвиняемые находятся под стражей. Их заключение под арест с 8 марта до 28 апреля санкционировал Басманный суд Москвы, однако адвокаты подали жалобу с просьбой отменить решение и изменить подзащитным меру пресечения.
Мосгорсуд 1 апреля провел заседания, на котором определил законность ареста. По итогам рассмотрения жалоб, постановление об аресте Бахаева, Эскерханова и Шадида Губашева было признано незаконным, однако их оставили под стражей до момента рассмотрения вопроса в районном суде. Двум другим меру пресечения не изменили.
"Судьи апелляционной инстанции Андрей Мохов и Олег Гайдар оставили без удовлетворения апелляционные жалобы стороны защиты Заура Дадаева и Анзора Губашева, тогда как постановление об избрании меры пресечения в отношении Шадида Губашева, Тамерлана Эскерханова и Хамзата Бахаева было отменено", - сообщается на сайте суда.
Повторное рассмотрение вопроса об аресте трех обвиняемых по делу об убийстве Немцова назначено на 6 апреля в Басманном суде Москвы.
Обозреватель Елизавета Паршукова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"