Interfax-Russia.ru – Нашумевший закон о митингах вступил в силу, однако ужесточение наказаний за нарушения не оттолкнуло желающих принять участие в "марше миллионов" 12 июня.
Закон об ужесточении наказаний за нарушения на митингах вслед за Госдумой срочным порядком одобрил Совет Федерации. Сенаторы утвердили законопроект подавляющим большинством голосов ("за" проголосовали 132 сенатора, "против" - 1, воздержался 1) менее чем через 12 часов после голосования в нижней палате парламента.
Надежды правозащитников на вето президента также не оправдались. С просьбой ветировать закон о митингах к Владимиру Путину обращались Московская Хельсинкская группа, уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин и президентский совет по правам человека. В думской оппозиции на то, что президент наложит вето на закон о повышении штрафов за нарушения на митингах, особо не надеялись, но такую вероятность не отвергали.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков пообещал, что Путин внимательно ознакомится с законом "после того, как он поступит на подписание президенту". При этом он пояснил, что глава государства будет возражать против этого закона только в одном случае – "если этот закон будет противоречить общепринятым и применяемым в других странах практикам по реализации тех прав граждан, о которых идет речь в законе".
Не увидев в нем более жестких положений, чем в европейском законодательстве, президент 8 июня подписал федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
На совещании по вопросам совершенствования судебной системы Путин рассказал, что сравнил российский закон с аналогичными законодательными актами других европейских стран: Германии, Италии, Испании, Великобритании и Франции. "Судя по этим материалам, в нашем законе нет ни одного положения, которое было бы более жестким, чем меры, предусмотренные аналогичными законами в странах, которые я назвал", - отметил президент.
При этом глава государства обратил внимание на то, что правоприменительная практика в этом случае должна быть такой, "которая не ограничивала бы никоим образом демократические права граждан на волеизъявление и на выражение своей позиции по любым вопросам внутренней и внешней политики, в том числе и с помощью уличных шествий и мероприятий".
"Но это все должно быть организовано таким образом, чтобы не наносить ущерба другим гражданам, которые в этих мероприятиях участия не принимают", - подчеркнул Путин.
Он напомнил, что в ряде европейских стран в прошлом и позапрошлом годах к судебной ответственности не раз привлекали зачинщики массовых беспорядков. "Мы с вами помним, что происходило в некоторых европейских странах в прошлом году и позапрошлом. Скажем, в Великобритании, в Лондоне, когда дело дошло до массовых беспорядков, до поджогов машин и грабежа магазинов. Потом полиция целый год зачинщиков этих событий искала, и все были привлечены к судебной ответственности. Но общество, гарантируя части граждан права на выражение своего мнения, в том числе и с помощью уличных мероприятий, должно оградить других граждан, общество в целом, от радикализма", - заявил президент.
Глава государства также попросил судей проанализировать подписанный им закон, не исключив, что затем можно будет обратиться в Госдуму с предложениями о внесении поправок. "У нас ничего не является застывшим, если мы обнаружим, что что-то депутаты не досмотрели, что-то можно было изложить иначе, пожалуйста, мы можем с вами потом выйти к депутатам Госдумы, посмотреть, как этот закон будет применяться, и обратиться к ним с просьбой что-то поправить", - сказал Путин.
Новый закон вступил в силу 9 июня после опубликования в "Российской газете".
Между тем политолог Глеб Павловский считает, что президент сделал ошибку, подписав этот закон. "Это очень большая ошибка президента, от которого, по-видимому, исходила инициатива этого закона. То, что этот закон будет иметь очень долгосрочные последствия, - несомненно", - заявил Павловский "Интерфаксу".
По его мнению, в законе заимствованы наиболее жесткие санкции из законодательств стран Запада. "В нем (в законе - ИФ) собраны максимальные санкции из разных законов западных стран за очень тяжелые формы противодействия органам правопорядка и за очень тяжелые формы экстремистского поведения, которые можно было наблюдать во время событий в Лондоне или акции антиглобалистов во время саммита "восьмерки", - отмечает Павловский.
В условиях российской действительности меры, обозначенные в законе, представляют собой "драконовские санкции", сказал политолог. "Парадокс в том, что этот закон готовился как некая ситуативная, превентивная мера против митинга 12 июня, который, вполне возможно, будет не самым выразительным из всех подобных акций. А действие принятого по этому случаю закона создаст невозможность диалога общественных сил с властью на долгое время", - считает политолог.
Впрочем, как оказалось, вступление в силу закона об ужесточении наказаний за нарушения на митингах не оттолкнуло желающих принять участие в "марше миллионов" 12 июня.
8 июня столичные власти согласовали так называемый "марш миллионов" с разрешенным количеством участников до 50 тыс. человек. "Мы удовлетворили одну из заявок, поданных гражданами Митюшкиной, Давидисом и Удальцовым. В результате взаимных договоренностей шествие пройдет по Страстному, Петровскому бульвару, Рождественскому бульвару", - сообщил "Интерфаксу" глава департамента региональной безопасности Москвы Алексей Майоров.
По его словам, митинг пройдет на проспекте Сахарова, с внутренней стороны Садового кольца. Глава департамента уточнил, что начало демонстрации запланировано на 13:00, начало митинга - на 15:00, а окончание всего мероприятия - на 18:00.
В свою очередь в интервью "Российской газете" Майоров отметил, что новый закон о нарушениях на митингах никак не отразится на процедуре согласования акций. "Она как регулировалась 54-ФЗ, так и регулируется: там четко расписаны условия, при которых проведение митингов и шествий может быть разрешено и при каких запрещено", - сообщил он.
Майоров согласился, что ему как руководителю департамента региональной безопасности было бы гораздо проще запретить "Марш миллионов", намеченный на 12 июня. "Но я очень хотел, чтобы она (акция – ИФ) все-таки состоялась. И уверен, что и в будущем переговоры будут заканчиваться на такой же мажорной ноте, как вчера, если стороны хотят договориться", - резюмировал он.
Вместе с тем, он предположил, что со временем число митингов в Москве будет уменьшаться. "Если всмотреться в лица митингующих, среди них не увидишь большинства тех, кто ходил на демонстрации в 90-е годы прошлого века. Эти люди перенесли свою активность, свою энергию в другую плоскость. Они участвуют в работе существующих или организуют свои партии, разрабатывают их программы, готовятся к следующим выборам", - отметил Майоров.
По его мнению, на бульварах остались те, кто не нашел себя, либо молодежь, которая ищет единомышленников и решает для себя вопрос, что делать. "И если те, кто гуляет на бульварах, не осознают необходимости самоорганизации, не найдут себе применения - в партийной ли, политической или иной общественной работе, их протест так и останется там", - считает глава департамента региональной безопасности Москвы.
В настоящий момент в социальных сетях общее число тех, кто собирается принять участие в разрешенной мэрией акции оппозиции, превысило 10 тысяч человек. Вечер после подписания и публикации закона о штрафах за нарушения на массовых акциях был отмечен оживлением дискуссий в специализированных сообществах, а также ростом числа подписантов на участие в акции - в целом за минувшую неделю рост составил более 1 тыс. человек.
В числе прочего потенциальные участники обсуждают тактику поведения на митинге в новых условиях, а также согласованный мэрией маршрут и сопряженные с ним риски, например, риски повреждения травы на бульварах, по которым пройдет часть шествия.
Число тех, кто пока не уверен в том, что присоединится к митингующим, но рассматривает для себя эту возможность, превышает 18 тысяч человек.
Тем временем депутаты Госдумы от фракции "Справедливая Россия" совместно с депутатами-коммунистами собирают необходимые подписи для оспаривания в Конституционном суде принятие закона об ужесточении санкций за нарушения на массовых акциях.
"Для подачи такой апелляции в Конституционный суд требуется не менее 90 подписей депутатов", - пояснил "Интерфаксу" депутат-"эсер" Илья Пономарев, отметив, что "справороссы" не смогут самостоятельно собрать такое количество подписей, и они ведут соответствующие переговоры с коммунистами.
Парламентарий отметил, что подача апелляции в КС может быть мотивирована тремя причинами: "Это либо грубое нарушение процедуры рассмотрения и принятия закона; либо отсутствие его предварительного обсуждения с субъектами законодательной инициативы в лице региональных парламентов; либо, наконец, противоречие Конституции РФ и обязательствам нашей страны перед Советом Европы".
По словам Пономарева, в настоящее время проводятся консультации с юристами, чтобы выяснить, достаточно ли одного из этих мотивировочных поводов или можно сослаться на все три: "Все депутаты, не голосовавшие за этот закон, понимают, что им нарушены все три данные позиции".
Обозреватель Анастасия Николаева