Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН завершает реставрацию фасадов исторического корпуса в центре Петербурга и готовится к открытию нового здания. В беседе с "Интерфаксом" директор музея Андрей Головнёв рассказал о старинных сокровищах, научных разработках, судьбе "уродцев в банках" и новой жизни самого старого публичного музея.
- Андрей Владимирович, с какими итогами Кунсткамера подходит к концу года? Какова посещаемость музея?
- В этом году мы наблюдали прирост числа посетителей, пока не начали ремонтировать фасад: закутанность здания в леса не впечатляет, конечно, да и вход не сразу найдешь. Ремонт скоро завершится - думаю, мы уложимся в срок (до 20 декабря - ИФ) - леса снимут, и вы увидите свежее, юное лицо Кунсткамеры. Средняя посещаемость музея - порядка 50-70 тысяч человек в месяц, в высокий сезон - свыше 100 тысяч. То есть мы принимаем более 700 тысяч человек в год.
- Здание Кунсткамеры рассчитано на такое количество посетителей?
- Конечно, здание начала XVIII века не готовилось к такому наплыву. Оно рассчитано на 200 тысяч посетителей в год, то есть мы превысили возможности уже примерно втрое. Ввели посещения по сеансам, но при этом не можем отказать гостям, которые приходят с улицы и готовы стоять в очередях.
- С чем вы связываете рост числа посетителей?
- Прежний алгоритм посещения Кунсткамеры состоял в том, что человека приводил его дед, а затем, когда он сам становился дедом, он приводил внука. Сейчас к нам приходят по несколько раз, потому что появились новые экспозиции.
Мы считаем, что каждая наша экспозиция должна быть научным открытием, ведь мы - первый музей страны. Кроме того, на конец 2025 года фонды Кунсткамеры насчитывают свыше 1,2 млн единиц хранения, и они регулярно пополняются. Мы полны идей, готовим новые реэкспозиции и намерены расширяться.
- Каким образом музей планирует расширение?
- Историческое здание Кунсткамеры выходит фасадом на Неву, но в XIX веке к нему был пристроен флигель по Таможенному переулку. В начале ХХ века там был начат капитальный ремонт, но он растянулся надолго - третий этаж до сих пор не отремонтирован. Мы хотим завершить этот ремонт и произвести реэкспозицию площадей - на втором и третьем этажах, которые сегодня в запустении. Там также появится кинозал, где мы воссоздадим кинофестиваль антропологических фильмов. Это будет новая жизнь старой Кунсткамеры. С этим проектом нам помогает министерство науки и высшего образования РФ.
- Определены ли сроки реализации проекта?
- По плану ремонт должен начаться в следующем году, займет он пару лет. За это время мы подготовим проекты 13 новых экспозиций, семь из них - в первую очередь, остальные - во вторую. Первая очередь - это залы Японии, Америки, Океании, Африки, Китая и Кореи, также будет наконец возвращен зал происхождения человека. Научные отделы уже приступают к концептуальным разработкам, в середине 2026 года передадут их дизайнерским командам, и пока идет ремонт флигеля, семь новых проектов реэкспозиции будут готовы к старту.
У всех 13 экспозиций будет драматургический взгляд, взгляд живого человека. Они будут распределены между историческим зданием и новым - многофункциональным научно-хранительским центром Кунсткамеры на Заповедной улице. В Новую Кунсткамеру переедет часть важных экспонатов: например, демон Ракшас и вьетнамский бог охоты - гиганты, которые охраняют сегодня вход в Кунсткамеру с Невы. Надолго или нет - посмотрим, как им там понравится.
- Когда ожидается переезд?
- Это лучше назвать не переездом, а расширением, экспансией. Приемка нового здания идет, но сколько она продлится, неизвестно. К сожалению, есть существенные недоработки, а мы не хотим принимать недоделки. Чтобы здание зажило своей жизнью, нужно, чтобы оно было раем, не ниже - таков стиль Петра. Мы уверены, что новое здание будет привлекать жителей спальных районов, и намерены создать для них комфортную среду.
- До конца года приемка возможна?
- Нет, но уже в 2026 году планируем запустить там промо-экспозиции. Условно говоря, в середине следующего года мы принимаем новое здание и начинаем расширение Кунсткамеры, параллельно закрываем на ремонт флигель. Основной корпус продолжит работу, причем с обновленными экспозициями - уже обновлены восемь залов. Так, благодаря поддержке ПАО "Газпром" масштабную реэкспозицию прошли верхние этажи Башни - Астрономический зал и Планетарий с Готторпским глобусом.
Обновились Николаевский зал и музей М.В. Ломоносова на третьем этаже. Появились новые экспозиции "Многонародная Россия", "Петровская Кунсткамера. Театр мира", "Экспедиции". Впервые экспозиция открылась в подвале здания Кунсткамеры - "Кунсткамера в годы войны: Крепость науки и обороны". Мы покоряем и цифровую среду: запущен проект "Цифровая Кунсткамера XVIII века" - виртуальный тур по залам и академической библиотеке. Этот проект перспективен и его надо развивать.
- О чем сегодня рассказывает Кунсткамера?
- Петровская Кунсткамера - это весь мир в одном зале. На это наставлял Петра Готфрид Лейбниц, выдающийся философ начала XVIII века. Его можно назвать научным руководителем Петра Алексеевича. Лейбниц считал, что музей должен быть универсальным: в нем собрана вся планета, это должен быть театр. В этом смысле мы возвращаемся к истокам. Очень хотим, чтобы музей был живым, чтобы в нем проходили события, чтобы он не был хранилищем мертвых экспонатов. Мы хотели бы вернуться к статусу инновационной лаборатории, которая ничего не боится - никаких загадок, никаких диковин, каковой Кунсткамера была при Петре I.
- Кунсткамера продолжает научные исследования спустя три века?
- Ежегодно мы проводим десятки экспедиций. В Кунсткамере по стопам Юрия Кнорозова продолжают разгадывать древние письменности. Мы по-прежнему глобальны, как это и было всегда, с большим акцентом на восток и юг: развиваем отношения с Юго-Восточной Азией, в частности Филиппинами, со странами Магриба, в целом с Африкой, в том числе к югу от Сахары. Ведем совместные проекты с Монголией, поддерживаем хорошие отношения с Китаем. При обновлении китайской экспозиции покажем ее глазами Ладыженского и других путешественников, которые видели Китай XIX века.
Но и европейские исследования продолжаются. Наши сотрудники по-прежнему работают на Балканах, в силе скандинавистика. Готовим очередные издания по индейцам, коренным жителям Америки, готовим кое-что по инуитам. Всё ждет своего часа.
К слову, на третьем этаже Кунсткамера рассказывает, что такое русская наука. Там вместе с Ломоносовым проходим круг его жизни и спираль развития научного знания, которого в России не было до Петра Великого. В музее Ломоносова нас встречает академический стол, за которым происходили жаркие дебаты, вплоть до драк.
- Но стол не пострадал?
- Стол пострадал! Вещи помнят, что с ними было. Стол до сих пор гудит эхом этих дебатов, стоит только к нему прислушаться. Я считаю его третьим по значимости экспонатом Кунсткамеры. Или Готторпский глобус...
- Первый по значимости?
- Второй. Первый - сама Кунсткамера. Но Кунсткамера появилась как храм наук, потому что появился экспонат мирового уровня - Готторпский глобус. В 1713 году этот дипломатический дар был получен в ходе Северной войны, а в 1714 году впервые упоминается Кунсткамера. В 1717 году, когда Готторпский глобус приехал в Петербург, началось проектирование здания. Музей строится именно потому, что есть что показать. Иначе говоря, Кунсткамера начинается с идеи космоса, с астрономии. Это тот самый аттракцион, планетарий, в котором совершали "космические полеты" в XVII веке.
И все же, при всей глобальности музея, главное - это Россия. Я считаю Кунсткамеру летописью самопознания России, самой северной страны планеты. И сейчас Имперский зал, который мы обновили совместно с "Газпромом", рассказывает историю рождения национальной идеи, идеи многонародности России. Сегодня этот зал действительно соответствует статусу национального музея, где пишут этнографический диктант, проходят торжества, встречи высокого порядка, что было совершенно невозможно еще несколько лет назад.
- То есть когда там располагались анатомические коллекции, которые оттуда убрали?
- Кунсткамера - музей о главном, он начинается с космоса, с национальной идеи и действительно продолжается до анатомии. При этом у людей не всегда верное представление о том, какой была наука анатомия изначально... Наша реэкспозиция анатомической коллекции состояла в том, что мы облагородили эту выставку. Эстетизация анатомии, в том числе экспонатов такого рода, с моей точки зрения, абсолютно необходима. Мера должна быть во всем: впечатление остается не от количества увиденного, а от аранжировки, от хорошей подачи.
- Каким образом теперь представлена коллекция?
- Во-первых, мы вернули уродцев, в частности монстров, туда, где они всегда находились: на первый этаж башни. До начала XXI века они не располагались в обширном зале барокко. Во-вторых, мы впервые создали на первом этаже башни кабинет анатома Фредерика Рюйша, где совсем иное смысловое место занимают эти экспонаты - всего около 50. Мы увидели, что Рюйш - это философ бессмертия. Своими инсталляциями он создавал из мертвых тел красоту смерти, которой не боялся. Мы создали скульптурный портрет Рюйша, добавили его изречения, которые хорошо дополняют экспозицию. А рядом разместили аномалии... Иначе говоря, сегодняшнему посетителю мы отвечаем: все на своем месте, все in situ. Петровская традиция полностью сохранена.
- Есть ли планы по дальнейшим реэкспозициям анатомических коллекций?
- Мы считаем, что далеко не все ресурсы музея в этом отношении реализованы. В экспозиции, которую нам предстоит создавать в Новой Кунсткамере на Заповедной улице, в 2026-2027 годах планируем создать анатомический кабинет. Причем там будет не только рюйшевский "репертуар", а и археология, этнография, то есть вообще всё, что связано с наружностью человека. Чего только не делали с черепами разные народы, какие только не наносили изображения, как только не декорировали человеческое тело! Мы хотим показать и эту культуру.
Самое важное и интересное — "Интерфакс-Россия" в МАХ
Бюджет Ленобласти на 2026г принят с дефицитом 9% расходов
"Мы хотим вернуться к статусу инновационной лаборатории, как было при Петре I"