Северо-Запад / Эксклюзив 19 апреля 2017 г. 16:00

Директор ледокола-музея "Красин" Н.Буров: "Ледокол может прожить еще 100 лет"

Директор ледокола-музея "Красин" Н.Буров: "Ледокол может прожить еще 100 лет"

            В марте 2017 года исполнилось 100 лет со дня подъема Андреевского флага на легендарном ледоколе "Красин". О техническом состоянии судна, своем профессиональном пути и планах на будущее "Интерфаксу" рассказал директор ледокола-музея Николай Буров.

            - Николай Александрович, как вы оказались на ледоколе "Красин"?

            - Я связан с морем, всю свою жизнь прослужил на судах космического флота, от старшего инженера до начальника экспедиции. Я совершил 14 экспедиционных рейсов, каждый по 8-9 месяцев в среднем. Это достаточно долго. Побывал во всех океанах, кроме Северного Ледовитого, потому что там не было для нас точки работы. В основном - центральная и южная Атлантика, реже - Тихий и Индийский океаны. Мы ходили по легенде, под прикрытием, офицеры одевались "по гражданке", как научные сотрудники. В экспедициях все было: мы в основном работали в южной Атлантике, это сильнейшие шторма, до 11-12 баллов, когда летало все, столы вырывало, невозможно было спать по двое-трое суток.

            Так и я привязался к морю на всю жизнь. Уже будучи военным пенсионером, я остаюсь на ледоколе, и мне эта работа очень нравится. Я в своей стихии, можно сказать, только на берегу.

            - Говорят, что люди морских профессий связываются с морем на всю жизнь. Как часто вы бываете в открытом море в качестве пассажира?

            - Так я не катаюсь. Когда-то, мальчишкой, катался на лодках. Сейчас - нет. Мне хватило тех 14 рейсов, когда мы по 8 - 9 месяцев находились посреди океана.

            - "Красину" исполнилось 100 лет, а он до сих пор в отличном состоянии. Можно при желании выйти на нем в море?

            - Во-первых, должен быть набран экипаж с соответствующими документами, котельщики для обслуживания силовых котлов. Экипаж должен пройти комиссию. Нам нужно пройти регистровые требования для выхода в море - мы не пройдем, ледокол просто морально устарел и не соответствует современным требованиям.

            Технически - всё работает, нет проблем. У нас главная машина в рабочем состоянии. Два котла работают, еще два у нас законсервированы, но их можно запустить, они рабочие. Навигация у нас немножко устаревшая, но ее достаточно, чтобы сориентироваться в Финском заливе и Балтийском море. Здесь есть GPS, локаторы, работает радиостанция. У нас есть радисты, которые связываются с Северным полюсом, с Мурманском, с Архангельском. При желании судно способно выйти в море, но к этому его нужно подготовить.

            - Что сохранилось на ледоколе с 1917 года?

            - Если честно, от английской постройки остался только корпус. В 1950-е годы в Германии были заменены все главные машины и котлы. Вместо угля мы стали работать на мазуте, вместо двух труб осталась одна. Котлы у нас немецкие, машины немецкие, вся начинка немецкая. Электроника частично наша.

            Подчеркну, что корпус у нас очень хороший, английская сталь. Даже в Кронштадте, когда мы стояли (на ремонте в 2014 году - ИФ), провели проверку - ни одного листа мы не заменили. Несколько заклепок подтянули, и все. Думаю, в ближайшие 10-15 лет нам не потребуется доковый ремонт.

            - Ледокол живет 100 лет и практически находится на ходу. Сколько еще он может прожить?

            - Я думаю, он нас переживет и 100 лет еще простоит, если за ним ухаживать. Ничего с ним не будет: он стоит в пресной воде, хода нет, износ металла минимален. Поэтому 100 лет он будет стоять и стоять, и кто-то станет свидетелем его двухсотлетия.

            - Есть ли в мире сохранившиеся аналоги ледокола "Красин"?

            - Насколько я знаю, такого аналога в мире по мощности не существует. Это единственный такой ледокол-музей.

            - Люди, которые связаны с домузейной историей ледокола, бывают здесь?

            - У нас есть клуб друзей ледокола "Красин". Это родственники людей, которые когда-то работали здесь: внуки, внучки, даже правнуки. Они передают в фонд музея фотографии, книги, мы им очень за это благодарны. Иногда они собираются здесь, пьют чай. Есть даты, связанные со спасением экспедиции Умберто Нобиле: 12 июля экспедиция была спасена, а 5 октября "Красин" вернулся домой. Два раза в год они собираются. На официальных встречах бывают представители Англии, Италии, Норвегии, США, они с удовольствием приходят сюда.

            - Какова сейчас посещаемость музея?

            - В музее бывает в среднем 100 человек в день, иногда и по 300, особенно по выходным. К нам ходит много детей. Не бывает такого, чтобы мы не пропустили кого-то. В связи со 100-летием ледокола интерес к музею вырос, реклама дала о себе знать. В минувшее воскресенье у нас было порядка 500 человек.

            - Что, кроме экскурсий, происходит на ледоколе сегодня?

            - Здесь часто бывают конференции по морскому наследию с участием специалистов из Мурманска, Архангельска, Владивостока, бывают моряки. Нас часто посещает пресса, на "Красине" снимают кино и телепередачи. Юрий Стоянов и Илья Олейников из передачи "Городок" много раз сюда приходили, сидели у меня в каюте. Их интересовали интерьеры для съемок - машинное отделение, камбуз, каюта.

            - Текущая команда по численности сравнима с той, которая раньше ходила на ледоколе в море?

            - Мы работаем по принципу судна в отстое с сокращенным экипажем. Если в море уходило прядка 100 человек, сейчас для содержания судна достаточно вдвое меньше. Если быть более точным, экипаж - 20 человек, и около 25 человек - сотрудники музея.

            - Какие мероприятия запланированы на юбилейный год?

            - Сейчас у нас проходит выставка архангельских художников-маринистов. В ближайшее время, в апреле, будет кинофестиваль "Море зовет", здесь на борту пройдет конференция "Полярные чтения". В конце апреля и начале мая у нас будет "Парад ледоколов". 5 октября мы отметим годовщину спасения экспедиции Нобиле, а в следующем году, на 90 лет спасения, будет большое мероприятие.

            - Какие проекты готовит для нас Музей Мирового океана (Красин является филиалом музея – ИФ)?

            - Ирбенский плавучий маяк сейчас готовится. Он пришел в Кронштадте в док, теперь внутри него все будет оборудовано по-музейному, и он должен быть отбуксирован в Калининград. Летом произойдет перегон. В Калининграде пройдут внутренние работы, где-то в течение года. Может быть, в 2018-2019 году он будет открыт для посетителей.

            Ирбенский маяк был построен в 1962 году в Финляндии и работал в Рижском заливе. Лет 10 назад он закончил свое существование, был списан и долгое время стоял в Ломоносове, готовый к отправке на металлолом. Только инициатива генерального директора Музея Мирового океана помогла его спасти, вопрос долго решался. Главное, что после реконструкции люди будут видеть маяк, там будет светиться прожектор.

            В калининградском Музее Мирового океана идет большое строительство, строится главный корпус с океанариумом. К 2018 году работы должны завершиться. Там уже многое построено: фондохранилище введено в эксплуатацию, сейчас строится главный корпус с океанариумом.

            Еще хочется как-то облагородить набережную Лейтенанта Шмидта (у которой ошвартован "Красин" - ИФ), украсить ее. Нужны лавочки, деревья, сувенирные лавки, чтобы привлекать посетителей. По соседству находится подводная лодка С-189, частный музей, сюда приходят пассажирские паромы с иностранцами, а набережная запущена. Музей Мирового океана выходил с этими предложениями к городским властям, но когда это будет, я не могу сказать точно.

            - Участвует ли музей в проекте "Петровский док" в Кронштадте?

            - Были консультации, но пока отношения к этому музей не имеет. Там несколько вариантов: или создать музей затонувших кораблей, или просто музей морской славы, списанных военных кораблей. В том числе туда могут перевезти и "Красин", и тот же Ирбенский маяк, и другие суда. Пока это только мечты, никто это не утвердил, денег на это никто еще не выделял, к сожалению. Подробностей я не знаю. Идут отдельные переговоры с музеем - отдаст он или не отдаст Ирбенский маяк, пока я не знаю. Но существуют такие переговоры.

            - Чем нас может удивить ледокол "Красин" в будущем?

            - Чем мы сможем удивить? У нас есть вертолетная площадка, и мы хотели бы туда поставить вертолет. Особенно это привлечет детишек. Но все же основной экспонат - это наш ледокол "Красин".