Директор Музея-института семьи Рерихов А.Бондаренко: "Николай Рерих взрастил на петербургской почве идеи сохранения культурных ценностей и памятников"

Директор Музея-института семьи Рерихов А.Бондаренко: "Николай Рерих взрастил на петербургской почве идеи сохранения культурных ценностей и памятников"

            В 2016 году петербургский Музей-институт семьи Рерихов отмечает 15-летие. Музей размещается в старинном особняке академика Михаила Боткина, где не раз бывал Николай Рерих. Основу мемориальной экспозиции составляет наследие, сохраненное племянницей Елены Рерих - Людмилой Митусовой. Сегодня фонды музея насчитывают около 20 тыс. предметов. Директор музея-института Алексей Бондаренко рассказал в интервью "Интерфаксу" об истории его создания и его активной выставочной и научной деятельности

            - Алексей Анатольевич, Петербург - родина Рерихов, здесь начинался жизненный и творческий путь старшего и младшего поколений этой семьи. Почему в советское время и в 90-е годы подобного музея не было в нашем городе?

            - Трудно сказать. Конечно, определенный идеологический пресс рериховское наследие в советское время испытывало, но в какой-то момент и среди представителей власти пришло осознание масштаба личности Николая Константиновича как одного из самых заметных представителей российской культуры XX века. Именно он сумел вывести на международный уровень возросшие на петербургской почве идеи и опыт сохранения культурных ценностей, став основателем современного международного движения по охране объектов культуры, науки и образования.

            Творчество Рериха и всей его семьи, удивительная цельность этих людей, их бескорыстное служение культуре, знанию, благу всего человечества, любовь к своей Родине обрели непреходящую ценность. Как известно, все годы жизни за пределами Родины Рерихи предпринимали попытки вернуться домой. Удалось это лишь в 1957 году Юрию Николаевичу Рериху. Он возглавил один из секторов в московском Институте востоковедения Академии наук. Юрий Николаевич предпринял огромные усилия по организации музея Рериха в Ленинграде. "Будет по-нашему", - говорил он Людмиле Митусовой, племяннице Елены Ивановны Рерих, в 1960 году. К тому времени он уже добился согласия министерства культуры СССР на его создание. Подключились Географическое общество, Ленинградский университет и тогдашние власти нашего города. Основу экспозиции должны были составить художественные произведения, вещи и документы из огромного собрания, привезенного Юрием Николаевичем в Советский Союз, а также документы, мемориальные предметы, вещи и мебель из их бывшей квартиры на Мойке, сохраненные в Ленинграде семьей Митусовых. Такова была воля самих Николая Константиновича и Елены Ивановны. Но внезапная смерть Юрия Николаевича помешала тогда довести дело создания музея до конца.

            В 1970-80-е годы Святослав Николаевич Рерих продолжил работу. Его обращения в Академию наук, Академию художеств и к ленинградским властям обеспечили сохранность фамильных вещей семьи Рерихов. Это помогло и созданию Музея-усадьбы Рериха в Ленинградской области, в деревне Извара. Однако принципиально вопрос о музее в Ленинграде оставался открытым.

            - И как в итоге был создан музей? Кто стал инициатором?

            - В конце девяностых группа универсантов - филологов, историков, математиков, физиков, - людей которые были увлечены рериховскими идеями, сохранением наследия этой семьи, объединенные вокруг Митусовой и Митусовского мемориального собрания, стали предпринимать такие усилия. При Санкт-Петербургском государственном университете был образован центр, разработан проект будущего музея. Весной-летом 2001 года этот проект получил одобрение администрации Петербурга, а также ряда научных и общественных организаций. С 2001 музей начал свое существование как негосударственный. Тогда еще была жива Людмила Степановна Митусова, последняя из рода Митусовых, ближайших родственников Рерихов, в семье которых сохранялось наследие наших великих соотечественников. Она вдохновляла нас и помогала. После встречи с ней многие люди находили для себя нравственные ориентиры и жизненный путь. Дождавшись создания музея Рерихов, она ушла из жизни в 2004 году, месяц не дожив до своего 94-летия.

            Нас очень поддержала тогда и Валентина Ивановна Матвиенко и Союз музеев России, лично его президент Михаил Борисович Пиотровский. Благодаря постоянной поддержке Санкт-Петербургского государственного университета, Эрмитажа, Российской Академии наук, других организаций, деятелей науки и культуры был поставлен вопрос о предоставлении музею здания в исторической части города. И поручение Матвиенко о предоставлении музею здания было исполнено - в 2003 году музею было передано здание на углу 18-ой линии Васильевского острова и набережной лейтенанта Шмидта. А в 2007 году решением городского правительства музей получил статус государственного.

            - Почему и кем для музея был выбран именно особняк Боткина?

            - В администрации города предложили именно этот вариант. Дом, бывший особняк Михаила Петровича Боткина, был более или менее обжитым из всех. Да и находится он в черте "рериховского" Петербурга, так как располагается на Васильевском острове. Его предложили в тот момент, когда здание освобождал Василеостровский районный суд, который функционировал там с 1930-х годов. Оказалось, что дом связан с фамилиями Репниных, Грошопфов, Боткиных. Именно Боткин его сильно перестроил, добавил мастерскую. Именно о ней можно прочесть в воспоминаниях Николая Константиновича Рериха, так как здесь он бывал и даже работал. Так что появился еще один адрес на карте рериховского Петербурга.

            - Когда Музей открылся для посетителей?

            - Позднее, в 2005 году. Здание находилось в плохом состоянии, несмотря на то, что это памятник истории и культуры федерального значения постройки начала 18 века. Практически сразу мы приступили к ремонтным работам. С перерывами это здание мы продолжаем ремонтировать и восстанавливать до сих пор. А когда мы его получили, дежурили по очереди, чтобы великолепные интерьеры дома не были разграблены мародерами. Однажды нам позвонила дежурная. Она услышала шум на третьем этаже. Оказалось, что рабочие, которые что-то чинили в соседнем здании, взломали чердачную дверь, украли несколько компьютеров, а заодно прихватили и чугунную головку льва, украшавшую великолепный изразцовый камин. Мы успели их перехватить. Не знаю, откуда взялись силы и такой напор, но бригадир и четыре рабочих после весьма жесткого с ними разговора вернули все обратно. Обошлись без милиции.

            - Музей ведет активную жизнь, почти каждый месяц - новая выставка.

            - У нас молодой энергичный коллектив. Выставки проходили у нас буквально со дня основания. Наша особенная гордость - международный выставочный проект "Рериховский век". Он открылся 15 апреля 2010 года в Центральном выставочном зале "Манеж" и объединил более 70 музеев и научно-образовательных центров России и мира. Наследие семьи Рерихов впервые было представлено как целостное явление российской и мировой культуры, многие экспонаты показаны также впервые. Сейчас в музее создана постоянная экспозиция, посвященная российскому периоду жизни и творчества семьи Рерихов. Это важнейший этап в жизни и работе музея.

            У нас проходят временные выставки. Ведется большая работа по каталогизации, реставрации, изучению и экспонированию предметов нашего собрания и на временных выставках, и в постоянной экспозиции. Сейчас открывается выставка "Времен минувших небылицы", посвященная сказочной теме в работах русских художников рубежа XIX-XX веков. Русский музей, музей-заповедник "Абрамцево", Российский этнографический музей предоставили нам произведения Васнецова, Серова, Врубеля, Поленовой, Рериха и Билибина. Так что, выражаясь словами Елена Ивановны Рерих, "сказка нашей жизни продолжается"!