Северо-Западный институт управления Президентской академии сформулировал для себя основную миссию своей деятельности: стать центром превосходства в области общественно-государственных отношений. О том, в чем заключается смысл поставленной задачи, итогах работы в уходящем году и планах на будущее рассказал в интервью информационному агентству "Интерфакс Северо-Запад" директор Северо-Западного института управления Президентской академии Владимир Шамахов.
- Владимир Александрович, Северо-Западный институт управления озвучил в этом году свою миссию - стать центром превосходства в области общественно-государственных отношений. Какой смысл вы вкладываете в эти слова?
- Смыслов здесь много вкладывается. Мы видим, что наша главная сфера, ниша - это область общественно-государственных отношений, и именно в нее мы хотим встроить вектор всех наших усилий.
Сегодня в сфере образования специальность государственно-муниципального управления стала еще более избитой, чем юриспруденция и экономика. У нас в городе больше 70 вузов предлагают эту специальность, в том числе вузы, которые управлением вообще не занимались никогда, тем более государственно-муниципальным. Но все они получают лицензию и преподают. А потом мы все вместе сетуем, включая министерство образования, которое выдает эти лицензии, на то, какие у нас плохие чиновники.
Например, на наших выпускников, которые заканчивают обучение по этой специальности, очередь стоит. Предложений по их трудоустройству в два раза больше, чем самих выпускников. Конечно, не все они идут в органы государственной власти, потому что зарплата некоторых не устраивает. У нас только по итогам последней летней практики половина практикантов уже получили приглашения на работу.
Так вот, это наша зона превосходства.
- То есть вы хотите монополии на рынке образовательных услуг в сфере подготовки будущих чиновников?
- Нет, мы не хотим монополии, об этом нет и речи. Просто надо относиться к лицензиям по-другому, и получать их должны не все, кто желает, а лишь те, кто может. На мой взгляд, это должны быть специализированные вузы и крупные университеты.
Мы хотим, как вуз, доказавший свою конкурентоспособность и компетентность, это движение объединить методически, готовить преподавателей всех вузов, которые ведут обучение будущих государственных и муниципальных служащих. Такова наша задача, которую нам никто не формулировал, никто нас об этом не просил, мы сами заявились, сами на это претендуем.
После слияния всех академий госслужбы и создания большой Президентской академии, мы диверсифицировали свои услуги. Раньше мы преимущественно работали только с госслужащими, сейчас - с управленцами всех отраслей экономики, народного хозяйства, бизнеса и так далее. И мы лидеры в этой области. Управленцы - это наша компетенция. Теперь мы хотим превратить это в зону превосходства и оказать посильную помощь всем коллегам.
Кроме того, сегодня существует серьезный, если не сказать угрожающий, разрыв между государством и бизнесом, властью и обществом. Конечно, есть общественные объединения, консультативные советы при власти и так далее, но пока, на мой взгляд, это не очень эффективно работает, и доверия к власти пока нет. Через образовательный процесс построить такой "мостик" можно достаточно органично. Мы готовим комплекс мер, который бы позволил нам в этом процессе выступить таким "мостиком". Это инновационный взгляд, наверное, он не всем понятен, но я вижу необходимость сейчас в подобных действиях. Попробуем в этой сфере общественно-государственных отношений найти свою нишу.
- Какую работу с преподавателями институт планирует проводить для повышения качества образовательных услуг?
- Конечно, у нас существует наработанная модель, когда проводятся аттестации преподавателей. У нас функционирует центр повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, существует система стажировок в зарубежных вузах и так далее. Но есть одно "но". Сегодня мы - новый вуз с другими, более масштабными задачами. Мы представляем Президентскую академию, и исходя из нашей миссии как центра превосходства мы перестраиваем и процесс работы с профессорско-преподавательским составом. Главные звенья в этом процессе - это мотивация, мониторинг и тестирование в разных формах с последующей аттестацией, создание современных методов обучения самих преподавателей и условий для реализации их возможностей.
Еще много предстоит сделать, чтобы преподаватели соответствовали новым требованиям. К ним относятся возможность преподавания на иностранных языках, наличие учебно-методических комплексов в электронном виде, участие в исследовательско-консалтинговой деятельности. Сейчас мы проводим ревизию: ввели рейтинго-балльную систему, по которой мы оцениваем наш преподавательский состав; внедряем модель донесения предварительного материала до студента в электронном виде. Мы дополнительно усилили кафедру иностранных языков, создали новую кафедру профессиональных иностранных языков, чтобы все, кто хочет довести свой уровень до возможности преподавать на иностранном языке, могли это сделать. Сегодня, видимо, около половины нашего профессорско-преподавательского состава близки к этим новым требованиям.
- Как вам кажется, необходимы ли в администрациях регионов должности чиновников, которые занимались бы проблемами кадров, человеческого потенциала?
- Я абсолютно убежден, что это необходимо. Самое ценное, что у нас есть, - это человеческий капитал. Им нужно заниматься вдумчиво, системно. Более того, есть указ президента Российской Федерации, в котором записано, что должно в государстве быть отдельное ведомство, которое должно заниматься человеческим капиталом, по-старому - кадрами. Но пока он не реализуется, а часть этих полномочий передана министерству труда. Но Минтруда с этим не справляется, там хватает своих забот.
Битва сейчас идет именно за человеческий капитал, его цену бизнес уже давным-давно понял, иностранные государства давно занимаются работой с кадрами. На мой взгляд, власти надо подсказывать, ведь она не во всем самая умная. Самый умный - это, вообще-то, ученый. Власть должна прислушиваться, чтобы не оказаться малоэффективной.
- Недавно в Петербурге была создана Молодежная коллегия. Сможет ли она стать кадровым резервом для исполнительной власти? Или же кадровый резерв должен опираться на опытных специалистов, ставших профессионалами в своей области?
- Молодежная коллегия - это пока всего лишь группа инициативных молодых людей, которые предлагают свои проекты. Просто создан достаточно быстрый лифт, чтобы они свои инициативы могли показать и донести. Это не резерв, а, скорее, инкубатор, где себя можно проявить. Например, наши студенты делают это регулярно в вузе, мы выделяем им гранты для реализации проектов. Для резерва в прямом смысле должна существовать особая модель.
Опираться нужно, конечно, и на подготовленные кадры, и на молодые. Лучшего сочетания нет. Для этого, кстати, должна существовать служба, которая занимается человеческим капиталом, чтобы у нас не происходило так, как происходит. Сменился, например, губернатор, и вся команда распущена. Новая команда пришла, и ее позиция такова: что делала старая команда - мы не знаем, мы их ругаем, мы начинаем все с нуля. Как такое возможно? Нельзя всех менять. Государство - это институт, работающий на все общество, государственный орган не может работать по принципу команды, как в бизнесе. А у нас именно так. Команда в бизнесе приходит на короткое время для реализации совершенно конкретных задач. А государственная служба - это совсем другое, должна быть и преемственность, и передача полномочий, отображение интересов всех слоев общества и отраслей экономики.
- Будет ли вуз в этом году проводить конкурс "Петербургский чиновник", какие его ждут изменения?
- Будет, начнем мы его в первом квартале следующего года. Формы будут новые, но мы сохраним главный принцип: прямая оценка населением, гражданами чиновников разного уровня без участия комиссий, органов власти, начальников и подчиненных. Что, кстати, далеко не всем понравилось по итогам прошлого конкурса: у нас были письма из разных органов власти, что как же так, нас не спросили, а нашего подчиненного на конкурс отправили. Будут и новации, мы о них сейчас думаем. Но уже понятно, что участвовать будут и чиновники Ленинградской области, не только Санкт-Петербурга. Может быть, сделаем и возможность самовыдвижения для конкурсантов.
- Расскажите об итогах уходящего года и глобальных планах на будущий.
- Среди самых важных итогов то, что мы в течение года впервые работали в новых условиях: как Северо-Западный институт управления в рамках Президентской академии. В целом нормально год прошел, хотя были и сложности, потому что реорганизация - это процесс не из легких, и многим российским вузами предстоит его испытать.
В этом году мы окончательно для себя сформулировали идею, что мы перестраиваемся на достижение нового качества. Мы хотим везде быть лучшими, это стало не только задачей, но и сутью работы многих наших преподавателей, членов коллектива. Сложно было переломить и сформировать эту вовлеченность в общую корпоративную культуру, но перелом этот произошел.
Мы реализовали в этом году давнюю задумку: у нас теперь каждый факультет имеет свой дом, собственное здание. Они хозяева, обустраиваются там, это очень важно, хотя и сложно для управления. Также у нас заработал новый факультет, который построен на принципиально новых подходах - это факультет сравнительных политических исследований. Он строится полностью по европейским стандартам: это и зачетно-модульная система, и система образовательных кредитов, и международно-консультативный совет, который надзирает за деятельностью факультета, в состав которого входят 5 ведущих мировых политологов из США, Великобритании, Франции, Германии и России.
В этом году мы создали эндаумент-фонд, ни у одного из филиалов Президентской академии его пока нет.
Набор этого года нас очень порадовал, это действительно достижение. По баллу ЕГЭ на бюджетные специальности мы заняли первое место в городе, это очень хороший результат. Высокий конкурс был и на платные специальности.
Будущий год мы объявили для себя годом эффективности. Будем стараться максимально квалифицированно, вдумчиво работать на всех участках, в соотнесении с категорией доходов и расходов. Ведь вуз - это достаточно крупное предприятие, им нужно очень профессионально и современно управлять. В будущем году мы как раз этим займемся во всех сферах и на всех участках. Полностью перейдем на электронный документооборот, завершим построение системы менеджмента качества образования.
Надо достичь существенных прибавок в научно-исследовательской деятельности. Мы создали систему стимулов для этой работы, хотим существенного прорыва в этой отрасли достичь.