Генеральный директор ПАО "Силовые машины" Р.Филиппов: "Мы нацелены на увеличение доли на внешних рынках"

Генеральный директор ПАО "Силовые машины" Р.Филиппов: "Мы нацелены на увеличение доли на внешних рынках"

            "Силовые машины" являются одной из немногих российских компаний, занимающихся экспортом высокотехнологичного оборудования. О планах по работе на рынках Азии, Латинской Америки и Африки, работе с иностранными партнерами, реализации сервисной стратегии и девелоперском бизнесе в интервью "Интерфаксу" рассказал генеральный директор ПАО "Силовые машины" Роман Филиппов.

            - Роман Петрович, в конце июня президент РФ Владимир Путин по итогам переговоров со своим бразильским коллегой сообщил, что "Силовые машины" могут локализовать производство гидротурбинного оборудования в Бразилии. Речь о продолжении работы, начатой в 2015 году после приобретения доли в Fezer S/A Industria Mecanica (позднее переименована в Power Machines Fezer S/A), или планируется создание новой компании?

            - Речь идет именно о компании Fezer и локализации гидротурбинного оборудования: турбины средней мощности, малые ГЭС. Первоначально мы приобрели 51% у Fezer Participacoes S/A (Бразилия). Сделка состоялась в рамках наших планов локализовать производство гидротурбинного оборудования в Бразилии, организовать его сборку и продажу в регионе, а также наладить управление проектами и сервисным обслуживанием оборудования для ГЭС. В мае мы подписали соглашение с правопреемником Fezer Participacoes S/A Фернандо Фезером по приобретению оставшейся части акций, и на настоящий момент "Силовым машинам" принадлежит 100% акций бразильской компании.

            - Как продвигается реализация проектов во Вьетнаме?

            - В целом, рынок Южной и Юго-Восточной Азии для нас – один из самых привлекательных. Вьетнам интересен по ряду причин и, в первую очередь, в силу нашего исторического взаимодействия – в стране достаточно большой парк установленного "Силовыми машинами" оборудования – порядка 4 ГВт. Сейчас мы ведем проект, масштабный как для нашей компании, так и для энергетики Вьетнама – строим тепловую электростанцию "Лонг Фу-1" с двумя энергоблоками на суперкритические параметры пара по 600 МВт. Здесь мы в составе международного консорциума впервые выступаем на внешнем рынке как полноценный EPС-подрядчик (Engineering, Procurement, Construction – инжиниринг, снабжение и строительство - ИФ). Наш вьетнамский партнер по консорциуму – PetroVietnam Technical Services Corporation (PTSC) выполняет объем работ по строительству и монтажу. Заказчиком выступает госкомпания PetroVietnam. К реализации проекта мы приступили в начале 2015 года. Сейчас он в активной фазе, и мы планируем завершить его в 2019 году.

            У Вьетнама обширная программа развития энергетики, которая включает, помимо строительства новых станций, расширение существующих, а также модернизацию тепловых и гидроэлектростанций. И мы работаем с крупнейшими государственными компаниями PetroVietnam и Vietnam Electricity (EVN). У нас в целом большие планы на вьетнамском рынке, где много интересных проектов.

            - Как можете оценить сотрудничество с российскими государственными структурами, ориентированными на поддержку несырьевого экспорта?

            - Тут два момента. Первое. Я рад, что происходят большие изменения с точки зрения работы государственных структур по направлению несырьевого экспорта, поставок высокотехнологичного оборудования и помощи российским производителям, промышленникам с точки зрения расширения экспортных программ. На мой взгляд, ситуация действительно начала меняться с 2015 года. Создание РЭЦ (АО "Российский экспортный центр" - ИФ), совместная работа Внешэкономбанка, "ЭКСАРа" (АО "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" – ИФ) с подключением информационной поддержки торговых представительств и посольств, которые работают по всему миру, позволяет налаживать хорошие контакты с заказчиками.

            Большая работа ведется под руководством первого вице-премьера правительства РФ Игоря Шувалова. Нам очень помогает замминистра энергетики Юрий Сентюрин, который возглавляет подкомиссию по сотрудничеству в области энергетики российско-вьетнамской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин.

            Такая общая работа помогает нам в реализации проектов, в решении вопросов по их финансированию, что является наиболее сложной областью.

            Второе. Здесь, в принципе, изобретать велосипед не надо. По такой модели работают корпорации и государственные структуры во всем мире. Например, целенаправленно продвижением экспорта высокотехнологичной продукции в США занимается сеть из 100 центров содействия экспорту, которые курирует министерство торговли. Так же работает Великобритания, Франция.

            Для нас это важно, потому что мы целенаправленно наращиваем долю экспорта в нашей контрактации. Рынок энергетики России имеет избыточные мощности, новых проектов в ближайшее время будет не так много, поэтому мы возвращаемся к модели, по которой компания "Силовые машины" работала в 90-х годах, когда превалирующая доля контрактации приходилась на экспорт.

            - Существуют планы по сотрудничеству с иностранными банками стран БРИКС в рамках зарубежных проектов?

            - Наша индийская компания PMIL (Power Machines India Ltd - ИФ) работает с индийскими банками. Но это скорее точечное сотрудничество, а не масштабный уровень. Если вернуться к нашему проекту "Лонг Фу-1", кроме непосредственно исполнения EPC-проекта, в зоне нашей ответственности – организация финансирования. Это действительно уникальный для нас опыт, потому что мы организуем работу по привлечению средств для проекта общей стоимостью более $1 млрд. Мы организуем финансирование не только в российской части, но и проводим работу по привлечению финансирования пула иностранных банков через ряд зарубежных экспортных агентств. Полагаю, что полученный опыт взаимодействия с внешним финансовым рынком позволит нам посмотреть более внимательно и на работу по финансированию с внешними банками. Страны БРИКС – интересная для нас область. Через свои дочерние компании и представительства мы присутствуем и в Индии, и в Бразилии, где тесно сотрудничаем с банками этих стран. Что касается масштабных инвестиционных проектов, то, учитывая развитие экспортного направления и в Индии, и в Латинской Америке, мы глубоко заинтересованы и готовы к взаимодействию с финансовыми структурами этих стран, как напрямую, так и с участием одного из наших стратегических партнеров по экспортному финансированию – Внешэкономбанка.

            - В стратегии развития компании говорится, что "Силовые машины" намерены расширять присутствие в Южной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америке и Африке…

            - Наша долгосрочная стратегия нацелена на увеличение доли рынка в целом, наращивание объемов контрактации, как в гигаваттах, так и в деньгах. Это в основном экспортное направление.

            По нашей оценке Бразилия – вторая страна после Канады, которая имеет серьезный нереализованный потенциал по гидротематике – нашей ключевой компетенции. Мы нацелены работать на рынке Латинской Америки, а не только на рынке Бразилии и не только через Fezer, поэтому Чили, Аргентина, Колумбия, другие страны представляют большой интерес.

            - Есть ли планы по локализации нового высокотехнологичного оборудования в рамках СП с Toshiba и Linde?

            - Это самые главные наши проекты в сфере локализации. Совместный проект "Силовых машин" и Toshiba в этом году выиграл приз РСПП в сфере импортозамещения. Это масштабный проект с объемом инвестиций порядка 5,5 млрд рублей. Предприятие работает с 2013 года, постоянно наращивает объемы производства и продаж, работает не только по целевой программе с якорными заказчиками - ФСК и "Россетями", но широко сотрудничает с "РусГидро", вышло на контракты с "Росатомом".

СП с Linde – производство спиральновитых теплообменников для заводов по производству сжиженного природного газа. Это, скорее, непрофильная для нас тематика, потому что это не наш традиционный рынок энергетики. Но это интересный проект. И уже в 2018 году начнем поставки с этого совместного предприятия на Амурский газоперерабатывающий завод.

            Третьим самым крупным направлением является совместное предприятие с Siemens по производству газовых турбин.

            Из нового – сейчас мы занимаемся детальной проработкой нашего участия в ветроиндустрии. После итогов конкурсов в сфере ветроэнергетики прорабатываем возможность нашего участия в производстве башен, генераторов, сборке гондол. Это пока проработки, идет переговорный процесс в рамках подписанного меморандума с "Роснано".

            У нас отличные возможности и компетенции для производства башен ветрогенераторов на нашем таганрогском заводе "Красный котельщик" – он очень интересен и с точки зрения местоположения будущих ветропарков, логистики (выход к морю, погрузка на морской транспорт).

            - Среди ваших конкурентов за рубежом есть те, кто занимается изготовлением оборудования для альтернативной энергетики, в том числе для геотермальных электростанций. Планируют ли "Силовые машины" выходить на этот рынок?

            - У нас есть реализованные проекты геотермальной тематики. Калужский турбинный завод, который входит в наш холдинг, реализовал два проекта на Камчатке для Верхне-Мутновской ГеоЭС и Мутновской ГеоЭС. Среди отечественного турбиностроения в данной сфере мы являемся по сути дела единственной компанией, которая производит такую продукцию. Мы прорабатываем сейчас проекты в Африке (Кения, Танзания) по геотермальной тематике. Сделаны коммерческие предложения, но пока не решен вопрос с финансированием со стороны заказчика.

            - Как продвигается ваш проект по выпуску тихоходной турбины? Два года назад сообщалось, что компания получила заказ на выпуск головного образца такой машины …

            - Это действительно уникальный проект, и мы благодарны нашему многолетнему партнеру, корпорации "Росатом", за доверие, за выбор нас в качестве поставщика, за возможность получить референцию, необходимую для дальнейшего продвижения продукта, в том числе на зарубежном рынке. Эта инновационная разработка ориентирована на атомные энергоблоки с российскими реакторами ВВЭР-ТОИ нового поколения с повышенной надежностью и безопасностью. Специально для производства машин такого класса нами был реализован большой комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведена экспериментальная отработка новых узлов на модельных и натурных стендах. Проект реализуется по графику, и мы уделяем ему самое пристальное внимание.

            - В годовом отчете "Силовых машин" за 2016 год отмечается, что компания планирует увеличивать долю сервисного направления. Приоритет здесь будет отдаваться внутреннему или внешнему рынку?

            - Конечно, внутреннему рынку – это РФ и СНГ. Повторюсь, на рынке энергетики России новых проектов в ближайшее время будет не так много. Срок эксплуатации на пределах установленного ресурса – свыше 50%, когда оборудование используется более 40 лет. Следующие 25% оборудования отслужили более 30 лет. Так что основной фокус наших заказчиков будет на модернизации существующего парка. Это большой рынок в части сервисного обслуживания, поставки запчастей.

            Мы сформулировали и детально проработали сервисную стратегию на ближайшие годы, сформировали сервисный центр, который включает в себя все наши услуги: шеф-наладка, шеф-инжиниринг, блок-обследование, диагностика. Наши конструкторы разработали модернизационные пакеты различной конфигурации по повышению эффективности, снижению расхода топлива, повышению надежности. За ближайшие два-три года мы должны увеличить объем сервисных контрактов в два раза – примерно с 10 млрд рублей до 20 млрд.

            Кроме того, несмотря на желание экономить, снижать издержки, со стороны заказчика происходит переосмысление того, что работа на запчастях от оригинального производителя позволяет избежать того уровня аварийности, который присутствует сейчас в отрасли.

            - Удовлетворены ли вы девелоперским проектом "Московский квартал"?

            - Считаем этот проект успешным. Он еще не закончен, рассчитываем завершить продажи всех квартир в этом году. Мы высвободили порядка 7 га между Московским проспектом и Варшавской улицей, где ранее находились административные здания, цех электроаппаратуры и вспомогательные производственные помещения завода "Электросила". Цех электроаппаратуры был переведен в специально построенный комплекс в промышленной зоне "Металлострой" в Колпинском районе Петербурга, а административные, инженерно-конструкторские и вспомогательные службы предприятия – на основную территорию завода "Электросила" напротив освобожденного участка. На девелоперском проекте мы заработали на сегодня более 6 млрд рублей EBITDA, инвестировав при этом в строительство нового производства в "Металлострое" и перемещение мощностей порядка 7 млрд рублей.

            Данное направление нам интересно, и в долгосрочной перспективе предусматриваем продолжение, но в ближайшие годы – нет.

            - Рассматриваете возможность переезда с площадок в Петербурге на другие территории?

            - Мы закончили проектирование нового завода, который планируется к размещению на арендуемой нами площадке в "Металлострое". Там будут турбинное и генераторное производства. Подготовлен техпроект, мы изучаем лучшие решения для будущего возможного перемещения нашего производства из центра города. Но пока это в проекте и окончательное решение не принято.