Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко: "По темпу прироста инвестиций регион сопоставим с "азиатскими драконами"

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко: "По темпу прироста инвестиций регион сопоставим с "азиатскими драконами"

Ленинградская область готовится отпраздновать 92-й день рождения. В этом году столицей торжеств выбран Бокситогорск. О том, что ждет гостей на празднике 3 августа, как регион справляется с "мусорной реформой" в условиях получения отсрочки Петербургом – основным поставщиком отходов, прогнозах по инвестициям и новых проектах в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.

            - Александр Юрьевич, 3 августа пройдет празднование Дня рождения Ленинградской области в Бокситогорске. Как подготовили город к этому событию? Что ждет гостей?

            - С 2013 года каждая столица Дня Ленинградской области определяется на год. Выбранный город получает серьезную поддержку по всем госпрограммам. Несмотря на то, что на подготовку праздника в Бокситогорске было выделено меньше средств, чем мы выделяли Гатчине или Выборгу, масштаб работ более заметен, в том числе потому, что город небольшой.

            В прошлую среду в Бокситогорске у меня возникло ощущение, что я стою в красивом современном европейском городке: аккуратные фасады, чистые тротуары, клумбы, хорошие дороги, пешеходные дорожки, детские городки и т.д.

            Девиз праздника в этом году "Год ЗОЖ", поэтому он будет похож на спортивный парад 30-40-х годов с плакатами, флагами и композициями. По задумке мне предстоит быть тренером и строить колонны.

            - Ленинградская область каждый год выбирает столицу празднования дня региона. При этом давно обсуждается тема с выбором административного центра. Речь шла о Гатчине. Поднимается ли этот вопрос сейчас?

            - Мы ведем переговоры с рядом федеральных структур о передаче нам зданий в Гатчине для размещения органов власти Ленинградской области. У меня там уже есть представительство, где я, например, провожу прием граждан. Медленно продвигаются переговоры по передаче здания Военно-морского архива напротив Гатчинского дворца, несмотря на то, что оно в очень плохом состоянии. Также просим передать области Красные казармы – часть их пустует. Есть идея перенести на окраину автопарк Гатчины, выкупить саму площадку и там построить офисное здание.

            Но наша принципиальная позиция – переезд органов власти делать без использования бюджетных средств. В настоящее время мы делаем расчеты и не спешим. Скорее всего, цикл переезда у нас будет с 2021 по 2023 год.

            - Как область справляется с "мусорной реформой"? Ранее вы выражали обеспокоенность тем, что Петербург получил отсрочку в ее реализации. Испытывает ли сейчас регион проблемы в этой связи?

            - Мы приняли решение вводить "мусорную реформу" поэтапно, и сейчас очевидно, что это было верное решение. Три четверти всего мусора и почти две трети бытовых отходов на территории Ленинградской области образуются Петербургом. Вообще, если бы не было Петербурга, мы бы не знали, что такое мусорная проблема. Потому что у нас система утилизации мусора в каждом районе работает как часы.

            Мы начали отрабатывать "мусорную реформу" в тех районах, куда мусор из Петербурга не доезжает. Так, в Приозерске мы увидели, что люди очень скрупулезно относятся к расчету тарифа, и уже начали вводить правки. Кроме того, жители хотят видеть эффект от реформы – хорошо обустроенную контейнерную площадку, современную технику, своевременный вывоз отходов. Наконец, население хочет видеть, что мусора вокруг становится меньше, что появился хозяин по мусору, который заставляет нерадивых собственников участков его убирать.

            Одно из наших ноу-хау уже распространили в России: мы предложили помогать муниципалитетам с финансированием создания типовых контейнерных площадок. В течение 2019-2020 года в Ленинградской области все мусорные площадки будут оборудованы по единому стандарту.

            Кроме того, мы решили проблему с негабаритным мусором. По закону старый диван гражданин должен донести до контейнерной площадки, а дальше его должен забрать оператор. Но перевозчики стали отказываться, и мы получили ситуацию, когда контейнеры чистые, а рядом площадка завалена негабаритным мусором. Поэтому на переходный период мы взяли эти расходы на себя. Будем компенсировать перевозчикам и полигонам затраты на утилизацию негабаритного мусора.

            Мы боремся с незаконными свалками, активно сотрудничают комитет по экологии и региональный оператор: устанавливаются фотоловушки в лесах, проводятся рейды, в том числе ночные. В основном мусор в полях и лесах сгружают маленькие компании – экономят и не довозят до полигонов - ведь полигону нужно заплатить. Этим и опасно то, что Петербург не перешел на "мусорную реформу". Мы в каждом поселении провели конкурс по выбору компании-перевозчика, заставили установить систему ГЛОНАСС. И теперь знаем, кто откуда мусор везет. У Петербурга этого нет.

            Сейчас к "мусорной реформе" присоединились Всеволожский и Лужский районы. В ноябре все районы области будут работать по новым правилам.

- А "мусорная мафия" в Ленинградской области есть?

            - Она есть везде. Но это опять-таки мелкие компании. Если эта деятельность приобретает большие масштабы – возникают уголовные дела. Так было с "Метростроем", когда землю от строительства метро вывозили не на специально отведенные места, за которые нужно платить, а договаривались с псевдофермерами, которые под видом рекультивации принимали грунт.

            - Как реализуется проект Приморского УПК? Население обеспокоено масштабными рубками лесов.

            - Любой проект, который связан с масштабным строительством, всегда вызывает беспокойство. Одно дело – ты живешь в деревне, а завтра она становится городом, появляются детские сады, школы, поликлиники. Мы получили более 500 подписей местных жителей в возрасте до 50 лет, которые заинтересованы в новых рабочих местах.

            Приморск занимает первое место в РФ по уровню средних зарплат. Потому что построен Приморский нефтеналивной терминал и вход газовой станции Nordstream 1. Кроме того, здесь будет построена новая дорога на трассу "Скандинавия" типа ЗСД. Она будет платной для большегрузов и льготной для местных жителей.

            Защитники этой территории забывают, что еще в 2008 году было принято первое решение о переводе этого участка в земли промышленного и иного специального назначения. А в 2012 году в генплане РФ вся эта территория была указана, как "зарезервированная под строительство портовых сооружений промзоны "Приморская".

            Ситуация с Приморским УПК напоминает споры вокруг прохождения Nordstream через Кургальский заказник. Говорили, что правительство Ленинградской области нарушило все мыслимые и немыслимые законы, и мы предложили экологам подать в суд. В итоге они проиграли все суды, включая европейский.

            Борьба за экологию носит сегодня и политический характер. Потому что никто из балтийских соседей не заинтересован, чтобы мы строили Приморский УПК – ведь он заберет часть грузов из Прибалтики и Финляндии. Не случайно первые тревожные статьи появились в латвийской, литовской и эстонской прессе, а уже потом тему подхватили наши экологи. Очень высокая конкуренция сейчас за грузы на Балтике.

            Кстати, что касается экологии, порт также задаст новый стандарт на Балтике – уголь здесь будут перегружать закрытым способом.

            - Александр Юрьевич, на какой стадии находится проект по созданию аэропорта в Сиверском?

            - Самый сложный этап - организационный мы прошли, принципиальное решение Минобороны о передаче получено, решение Минтранса о том, чтобы разрешить строительство гражданского аэропорта, есть. Начинается второй этап – предпроект. Чтобы аэропорт заработал, нужно понимать, как будут выстраиваться инженерное обеспечение порта, поставка топлива, навигационное оборудование и логистика вокруг. Для того чтобы запустить аэропорт только под грузовую авиацию, потребуется не более 5 млрд рублей. Сейчас один вопрос мы должны утрясти – чтобы военные не забрали плиты с взлетно-посадочной полосы. Мы предложили их купить, сейчас идет оценка.

            - Как продвигаются переговоры с потенциальными инвесторами по использованию площадки завода Ford во Всеволожске?

            - В настоящее время идет торг. Участвуют несколько компаний, их названия пока не раскрываются. Ленинградская область не участвует в переговорах.

            На экономику Ленинградской области закрытие завода не повлияло, так как последние пять лет Ford получал много преференций и существовал скорее для имиджа. Наша задача в процессе – оказать помощь в переобучении и трудоустройстве всем бывшим работникам завода, кому это потребуется.

            - Петербургский международный экономический форум принес рекордные инвестиции в этом году. Есть ли понимание об объеме инвестиций в 2020-м?

            - В ближайшие несколько лет мы не повторим инвестиции в триллион рублей, но останемся лидерами. На инвестиционном форуме в Сочи подпишем соглашение о строительстве медицинского центра СОГАЗ во Всеволожске. Второй проект – строительство в районе бухты Батарейная большого зернового терминала группы "Содружество" мощностью 5 млн тонн. Планируются еще соглашения с компаниями, которые хотят использовать и развивать портовые комплексы Ленинградской области. Кроме того, мы готовим к подписанию соглашение по дальнейшему расширению и углублению производства по переработке нефти с Сургутнефтегазом.

            Сегодня по темпу прироста инвестиций и по их доле в валовом региональном продукте мы сопоставимы с "азиатскими драконами" - Тайванем и Сингапуром. Это оценка международных экспертов. Наш регион один из самых динамично растущих.