В Мурманской области завершено строительство уникальной стационарной ледостойкой платформы "Приразломная" для одноименного нефтяного месторождения на шельфе Печорского моря. О значимости этого события для Заполярья, инвестиционной привлекательности Мурманской области и других крупных проектах, реализуемых в регионе, рассказал в интервью агентству "Интерфакс Северо - Запад" губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко.
- Дмитрий Владимирович, в чем уникальность платформы, построенной для нефтяного месторождения "Приразломное" на шельфе Печорского моря?
- Арктический шельф – это очень тяжелые природные условия для работы. Морская ледостойкая стационарная платформа "Приразломная" для работы здесь, построенная ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", будет уникальной не только для России, но и для всего мира.
Эта платформа - многофункциональный комплекс, обеспечивающий все операции по разработке нефтяного месторождения. Платформа может бурить скважины, добывать, хранить и напрямую отгружать нефть на танкеры, вырабатывать тепловую и электрическую энергии.
Учитывая сложные природные условия ее эксплуатации, проектировщики предусмотрели серьезный инженерный запас прочности. Впрочем, если надо будет оказать техническую помощь работающим на платформе, то рядом с ней будут постоянно находиться суда снабжения.
Основная часть платформы ("коробка") строилась в Северодвинске (Архангельская область) на ОАО "ПО "СЕВМАШ". Но поскольку после достройки и загрузки серьезно увеличивается ее осадка, то платформу отбуксировали в более глубоководное место в Мурманск. Здесь ее оснастили "начинкой" - кабелями, системами автоматики, специальными конструкциями и т.д. - и только после этого отправили к месту установки.
В целом же стоит отметить, что разработка нефтяного месторождения "Приразломное" на континентальном шельфе в юго-восточной части Баренцева моря (в 60 км от берега) - это первый отечественный проект по добыче углеводородов на Арктическом шельфе России. При этом нет мировых аналогов по разработке такого месторождения, в условиях таких высоких ледовых нагрузок, транспортировки нефти в сложных природных условиях.
Между тем, разработка "Приразломного" станет началом освоения богатейших углеводородных запасов российских акваторий Баренцева и Карского морей. А инфраструктура, созданная для реализации данного проекта, станет основой для освоения ресурсов всего российского Арктического шельфа.
- Каковы параметры платформы "Приразломная"?
- Длина с учетом вертолетной и эвакуационной площадок – 139 метров, ширина с вертолетной площадкой и факельной мачтой – 144 метра, масса без твердого балласта – 117 тыс. тонн, осадка – 19 метров. Стоимость строительства платформы - около 60 млрд руб. Согласно данным Объединенной судостроительной корпорации, с помощью платформы можно будет добывать 7,5 млн тонн нефти в год и хранить одновременно (емкость для хранения) до 131 тыс. тонн нефти.
"Приразломная" – это уникальное сооружение гравитационного типа, обеспечивающее бурение промышленных скважин, добычу, первичную обработку, хранение и отгрузку углеводородного сырья на танкеры. Платформа рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях при циклических нагрузках дрейфующих льдов.
Конструктивно платформа состоит из стального опорного основания (кессона) с ледовым и волновым дефлектором, промежуточной палубы и верхнего строения со вспомогательным и жилым модулями.
Расчетный срок работы платформы – 25 лет. При этом реальный срок ее эксплуатации, думаю, составит более 50 лет. В случае выработки одного месторождения (разведанные запасы нынешнего составляют 82 млн тонн) платформу можно будет перебазировать.
Несмотря на то, что порт приписки платформы – Ненецкий автономный округ, она, во-первых, загружает наши предприятия (35-й судоремонтный завод), во-вторых, создает рабочие места.
- Планируется ли в дальнейшем создавать аналогичные платформы?
- Естественно, дальше будет следующая платформа. Кроме того, на том же 35-м судоремонтном заводе мы планируем сделать базу снабжения Штокмановского месторождения.
К тому же не стоит забывать, что любая платформа не может функционировать бесконечно долго в автономном режиме. Необходимо поставлять для нее растворы, комплектующие, продукты, а также вывозить с платформы отходы и мусор. Этим занимаются специальные суда снабжения.
В настоящее время в Норвегии, например, существует пять баз снабжения для реализации таких проектов. И одна база обеспечивает работой от 3 до 8 тыс. человек, соответственно обороты там идут на миллиарды долларов.
На территории Мурманской области находится четыре больших судоремонтных завода, входящих в состав Объединенной судостроительной корпорации, из которых два будут работать по-прежнему на Минобороны, а два можно полностью перепрофилировать под гражданские задачи.
Объединенная судостроительная корпорация уже заявилась на международный конкурс по снабжению Штокмана. И у нее есть все шансы этот конкурс выиграть - 25 гектаров территории, плюс соответствующие требованиям конкурса электро- теплоснажение и причальные сооружения. Результаты этого конкурса будут известны до конца года.
Мы, как власти региона, со своей стороны разрешили существовавшую коллизию с военными. Дело в том, что для того, чтобы база снабжения работала полноценно, ее надо было включать в границы порта, а военные возражали против этого. Путем переговоров нам удалось достичь компромисса: провели межевание, часть территории оставили военным, а часть – взяли для своих нужд.
- Объем инвестиций в этот проект уже известен?
- Наш вклад – это территория и акватория. Теперь все зависит от того, по какой модели работать. Этих моделей как минимум три. По первой, сам завод может вкладывать средства в снабжение и оперировать ими. По второй, снабжением займутся участники Штокмана. Согласно третьей модели, завод будет снабжать всем необходимым третья сторона. И в этом нет ничего удивительного, так как в мире существует практика привлечения компаний-операторов баз снабжения. В настоящее время самые лучшие логисты – это азиатские фирмы. Зачатую именно им дают в управление такие базы снабжения, и они прекрасно организовывают работу.
В настоящее время еще не решено, какая модель будет принята за основу. Власти Мурманской области заинтересованы в реализации любого из этих трех вариантов. Для нас главное, чтобы проект все же начали реализовать.
Мы планируем создать на такой базе снабжения около 5 тыс. новых рабочих мест. Причем это будут высокооплачиваемые места с зарплатой от 60 тыс. рублей.
- Вернемся к ледостойкой платформе "Приразломная"… Она, судя по всему, только начало большого проекта?
- Да. ОАО "Газпром" планирует разместить заказ на ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" на строительство 20 подобных платформ различного назначения. Бетонные основания для них будут отливать на территории Мурманской области, затем надстраивать железную платформу и уводить к месту базирования.
Для этих целей Объединенная судостроительная корпорация планирует поставить краны грузоподъемностью 2,5 тыс. тонн. То есть ситуация будет такая: на одном берегу Кольского залива будут заливать основания платформ, а на другом – на судостроительном заводе – их будут "насыщать" надстройкой и технологией. Надстройки делают блоками по 2,5 тыс. тонн каждая, как детали в конструкторе, – для монтажа этих блоков и нужны краны.
Как делали подобную работу на Сахалине? Там перекрывали часть моря, выкапывали котлован и заливали его бетоном. После того, как бетон застывал, открывали доступ морю, и основание платформы всплывало. И далее это основание уже буксировали на завод для оснащения необходимой начинкой.
Аналогичная ситуация и здесь будет. Но для реализации крупного проекта по строительству платформ различного назначения у нас есть ряд преимуществ. Например, незамерзающий Кольский залив, а также все необходимые технологические мощности.
Правда, скорее всего, под проект придется строить бетонный завод. Хотя у нас есть действующий военный железобетонный завод, который можно было бы реконструировать.
- Какова примерная стоимость проекта?
- 20 млрд долларов. В эту сумму входит строительство 20 платформ и 50 судов снабжения. Если решение о реализации проекта будет принято, то начнутся проектные работы, которые могут занять год. Соответственно выход на площадку состоится еще позже.
Впрочем, если Россия намерена осваивать шельф, то нигде кроме Мурманской области такие платформы построить будет нельзя. Даже в Архангельске условия для этого неподходящие – там вода замерзает и глубина небольшая. У нас конкурент только Норвегия, где также есть незамерзающие бухты.
В настоящее время мы предварительно определили под реализацию этого проекта две площадки на западном берегу Кольского залива, с тем расчетом, чтобы строить по две платформы в год. Если это проект примут, то это будет проект на перспективу, который даст нашему региону тысячи новых рабочих мест.
- Но где вы возьмете столько высококвалифицированных специалистов?
- Вопрос с кадрами сейчас решается. В настоящее время ОАО "Газпромдобычашельф" корректирует планы строительства своего учебного центра площадью 12 тыс. кв. метров. Центр будет располагаться на берегу озера, что, помимо всего прочего, позволит готовить и тренировать водолазов.
Этот центр будет принимать в первую очередь местных жителей, а потом уже всех желающих. Здесь они будут проходить первичную подготовку, а также переподготовку по международным стандартам.
- В настоящее время Мурманская область ощущает кадровый голод?
- У нас в регионе происходит явное старение населения. Сейчас относительная убыль небольшая, но, к сожалению, уезжает молодежь. Допустим, девушка едет учиться в Санкт-Петербург и выходит замуж. Естественно, она там остается. Но есть и те, кто возвращаются. Радует, что у нас достаточно много амбициозной молодежи, готовой работать на больших проектах. И молодежь очень ждет реализации этих проектов. Так что как такового кадрового голода нет, но нам жизненно необходимы грамотные специалисты.
- Дмитрий Владимирович, Вы можете назвать основных китов, на которых держится экономика Мурманской области?
- В основном это компании, представляющие горно-металлургический комплекс: ОАО "ГМК "Норильский никель", ОК "РусАл", ОАО "Минерально-химическая компания "ЕвроХим" и ОАО "Северсталь". Именно они обеспечивают основную часть поступлений в бюджет региона. Плюс еще, конечно, филиал ОАО "Концерн Росэнергоатом" "Кольская атомная станция".
- В какие отрасли промышленности власти региона хотели бы в первую очередь привлечь инвесторов?
- Надо понимать, что освоенное Заполярья всегда было государственным проектом. Для малого бизнеса здесь раздолье небольшое. Объясню почему. Коэффициент на зарплаты у нас составляет 2,23, отопительный сезон продолжается 10 месяцев, из-за длительных отпусков на двух должностях необходимо иметь трех человек. Это отпугивает некоторых инвесторов. У нас в регионе нужно создавать либо что-то очень высокотехнологичное, либо что-то исключительное в интересах государства.
Поэтому в первую очередь у нас, конечно, будет развиваться горно-промышленный комплекс. В прошлом году у нас началась реализация нового фосфатного проекта на месторождении "Олений ручей". Сейчас строится инфраструктура – дороги, обогатительная фабрика. Инвесторы планируют запустить первую очередь проекта в 2012 году. Предполагаю, что в этом году также завершатся все согласительные процедуры по месторождению платиноидов в Федоровой тундре. Однако нам интересны не только полезные ископаемые. Сейчас пришли инвесторы, которые начали заниматься, например, разведением лосося. Причем за два года они увеличили областную добычу лосося с 400 до 5 тыс. тонн.
- Кто инвестирует средства в разведение лосося?
- Это компания "Балтийский берег". Кроме того, сейчас к нам приходит компания "Русское море", которая со следующего года берет в аренду пять бухт под рыборазведение. У них амбициозные планы: компания хочет на 80% заместить норвежцев в Мурманской области на этом рынке. Они уже построили уникальные сооружения. К настоящему времени "Балтийский берег" инвестировало в проект 10 млрд рублей, а общий объем составит более 20 млрд рублей.
Впрочем, есть и другой проект, интересный инвесторам. Как известно, в России не хватает качественной рыбной муки. Так вот, инвесторы планируют построить у нас в регионе большой завод по производству рыбной муки мощностью до 200 тыс. продукции в год. Сейчас проект завода еще разрабатывается, но территорию под него мы уже выделили. Объем инвестиций в данный проект составит также 20 млрд рублей.
- Дмитрий Владимирович, не могли бы Вы в целом охарактеризовать ситуацию с реализацией инвестиционной политики властями Мурманской области?
- Понимаете, если мы поможем инвесторам реализовать крупные проекты, то все остальное у нас получится автоматически. Для любого крупного проекта нужны рабочие. Их, в свою очередь, надо кормить, возить, обшивать, снабжать… В итоге малый бизнес в нашей области сосредотачивается вокруг крупных предприятий. Так что для нас самое главное сейчас – создать точки роста, рядом с которыми все остальное будет расти автоматически.
Поэтому в этих условиях задача нашего правительства - создать максимально комфортные условия работы для крупных предприятий, а потом уже и для небольших. Далее в соответствии с ожиданиями небольших предприятий взаимодействовать с ними и помогать. Мы должны понимать, что бизнес, как большой, так и малый, живет за счет частной инициативы. В самом начале должна быть инициатива, мы создаем условия для ее развития, а далее можем только регулировать процесс.
Все это создает мультипликативный эффект: на одного работника, занятого в крупном проекте, приходится еще пять-семь человек, работающих "вокруг". Поэтому мы сейчас стараемся не рассеивать свое внимание и силы, а сосредотачиваемся исключительно на крупных проектах. И среди них не только Штокман. Мы намерены реализовать большой проект "Столетие Мурманска", которое будет отмечаться в 2016 году. С этим проектом будут связаны действия, которые, с нашей точки зрения, значительно изменят облик главного города региона.