Карелия переживает настоящий туристический бум: в 2015 году республику посетило порядка 720 тыс. туристов и экскурсантов. Ежегодно в регионе появляются новые туристские продукты и предложения, которые притягивают как соотечественников, так и гостей из-за рубежа, а иностранные издания включают памятники республики в список мест, которые обязательно стоит посетить в России. Министр культуры Карелии Алексей Лесонен в интервью "Интерфаксу" рассказал о состоянии туристической отрасли в регионе, новых туристических проектах и планах развития.
- Алексей Николаевич, расскажите, что сейчас происходит в туристской отрасли Карелии?
- Ситуация для развития туризма в Карелии складывается весьма благоприятно. К этому причастна, конечно, и внешняя конъюнктура экономического рынка. Если раньше основной претензией зарубежных гостей была дороговизна, то теперь для них это вполне бюджетный отдых, тем более что предоставляемые здесь услуги предполагают если не европейский уровень, то близкий к нему. Я могу об этом заявлять и как обыватель, который довольно много путешествует по России, и как руководитель этой сферы. Кроме того, снижение потока за границу любителей пляжного отдыха переориентировало наших туристов на внутренний рынок. И тут появляются новые возможности для Карелии, чтобы создать новые туристические бренды.
- Что Карелия может предложить туристам сегодня?
- Раньше Карелию посещали в основном из ностальгии - те, кто когда-то тут бывал и решил вновь приехать, любители активного отдыха - сплавов, походов, любители охоты и рыбалки и просто те, кому нравится неорганизованный отдых - "дикари". Сегодня же к нам приезжают на так называемый luxury-отдых, так как открылись базы отдыха по довольно высокой цене, например "Ладожская усадьба". Растет доля семейного отдыха: в Карелию поехали пары с детьми, потому что появились места размещения за умеренную плату. Самый высокий рост показывает отрасль познавательного туризма, появляются новые объекты - тот же парк "Рускеала", про который Daily Telegraph написала, что это одно из мест, которые необходимо посетить. Среди новых объектов и проект "Белые мосты", реализуемый в Питкярантском районе.
Мы вошли в программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ", по которой нам предоставляются средства федерального бюджета на обеспечение инженерной и транспортной инфраструктуры к объектам туристической отрасли. В этом году мы начали строить дороги к водопаду Белые мосты и парку "Рускеала". Кроме того, сейчас развивается объект в Приладожье - "Гора Филина", где из оборонных сооружений делается экспозиционно-выставочный комплекс, посвященный Зимней войне и Второй мировой войне.
Если говорить о событийном туризме, то в Кондопожском районе проводятся соревнования по страйкболу (командная военно-спортивная игра - ИФ), гонки на собачьих упряжках, которые с 2016 года стали этапом Кубка мира. Этапом Кубка мира также стал наш кайт-марафон, который проходит на Онежском озере, и в этом году он обещает быть еще более масштабным. Появился фестиваль реконструкторов в Петрозаводске, который мы намерены поддерживать.
- Помимо традиционных мест притяжения гостей есть в Карелии новые туристские центры?
- Сейчас центром развития туризма является Сортавальский район, где туристическая отрасль переживает настоящий бум. Там завершается строительство новой дороги из Петербурга, что существенно сокращает время в пути до Карелии. В 2016 году там прошел День республики Карелия, что позволило привлечь финансирование для города (50 млн руб. - ИФ), а город Сортавала был объявлен новогодней столицей России, что опять же привлекло к нему внимание. Таким образом, Сортавала стала центром южно-карельского туристического кластера, вокруг которого развивается много проектов по созданию мест размещения.
В целом все, что сейчас связано с Приладожьем, инвесторов привлекает необыкновенно. Недели не проходит, чтобы к нам кто-нибудь не приходил с новым инвестиционным предложением по этим районам: Лахденпохский, Сортавальский, Олонецкий, Питкярантский. Но не все эти проекты могут быть реализованы. У некоторых амбиций больше, чем средств, которые они могут вложить в проект, где-то проект не соответствует нашему законодательству. Сортавала также популярна еще и потому, что там находится точка доступа на Валаам. А к монастырю интерес не ослабевает.
- Вы можете назвать цифры, которые бы наглядно продемонстрировали рост потока туристов?
- За I полугодие оборот средств размещения в туристической отрасли вырос на 32% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. А еще не завершен "высокий" туристский сезон, то есть это очень хороший показатель. Мы понимаем, что общий объем турпотока может охарактеризовать привлекательность территории, а количество ночевок и количество организованных туристов позволяют подсчитать долю в валовом региональном продукте (ВРП). Туристическая отрасль региона сейчас составляет 5% ВРП, этот показатель больше, чем по России. При этом в рамках программы "Развитие внутреннего и въездного туризма РФ" возможно достичь показателя 25%-30% ВРП. Чтобы такую амбициозную задачу решить, туризм должен перейти на новый формат обслуживания гостей, когда не отдельные небольшие турфирмы занимаются вопросами организации туристического потока, а крупные агломерации, туроператоры, которые используют местные компании на субподряде.
Чтобы приблизиться к этим показателям, мы активно работаем с экспертами Ассоциации туристских операторов России, которые к нам приезжают и проводят с организациями данной отрасли работу по оценке качества тех программ, которые предлагаются сегодня. Мы это проводим и для того, чтобы включить Карелию в большой федеральный проект "Серебряное ожерелье", включающий все 11 регионов Северо-Запада и продвигаемый как один большой маршрут. Наша выгода от включения в "Серебряное ожерелье" - получение выхода на международный туристский рынок.
- Граждане каких иностранных государств в основном посещают Карелию?
- Раньше нашими классическими презентациями были выставки в Петербурге, Москве и Хельсинки, оттуда и шли потоки туристов. Теперь мы хотим выйти на растущие и крупные рынки Германии, потому что немецкий турист путешествует очень много. Мы также хотим выйти на арабские страны, которые сейчас показывают большой рост, хотим выйти на китайский рынок, который является сейчас самым растущим по количеству туристов.
Китайский туристский рынок - очень своеобразный, он предполагает много специфических услуг и условий, чтобы китайский турист сюда приехал. Например, они пользуются своей платежной системой, не поддерживающей системы, используемой на Западе и у нас. У них очень немного основных крупных туроператоров, оперирующих тысячами туристов. И чтобы позиционировать себя на китайском рынке, нам нужно присоединиться к какой-нибудь крупной туристической агломерации. Для Карелии оптимальный вариант - работать с Петербургом. Туда едет группа туристов, а мы расширяем их возможности, предлагая заодно посетить нашу республику. В северной столице предлагают исключительно экскурсии по городу, мы же еще добавим российскую природу, размещение и интересную программу. Сейчас над этим работаем, в частности, с туристическими центрами Visit Russia.
Для туристов из арабских стран важна система "Халяль". Пока эта система не будет сертифицирована с их стороны, они практически не идут на новый рынок.
- Какие объекты в регионе больше всего привлекают иностранных туристов, и что интересует российских?
- Иностранный турист в большинстве своем организованный турист. Поэтому программа для них готовится заранее, и она достаточно стандартная. То, чем мы славимся на внешнем рынке и что привлекает иностранцев, это, конечно, большой треугольник: Соловки, Валаам, Кижи. Соловки отнесены к Карелии, так как 70% потока туда попадает с нашей территории. Но сейчас в этом треугольнике начинают появляться новые объекты. Помимо "Рускеала" появился интерес к петроглифам на Онежском озере и в Белом море. После того как было принято решение отнести эти наскальные изображения ко Всемирному наследию ЮНЕСКО, мы начали работы по оформлению объекта. Но это совершенно иные нормы и стандарты их сохранения. Сейчас в Беломорском районе уже сделана дорога, будет восстановлен павильон для отдыха туристов, его проект уже разработан в рамках российско-финляндского сотрудничества.
Отечественные туристы, в отличие от иностранных, едут, как правило, с одной конкретной целью. Есть те, кто ежегодно занимается плаванием, те, кто занимается яхтингом. Последних становится все больше. Поэтому сейчас актуален вопрос по строительству причалов и портов для яхт и маломерных судов, их очень сильно не хватает. Есть те, кто приезжает за культурно-познавательным туризмом. Для них в Карелии действует проект Mining road ("Дорога горных мастеров" - ИФ) - это походы по местам заводов и шахт, которые когда-то действовали на территории республики. Например, Тулмозерский завод - очень интересный объект.
- На территории Тулмозерского завода планировалось создать экспозицию, какова судьба проекта?
- В рамках этого проекта был разработан маршрут, который включал в себя не только Тулмозерье, а все объекты, связанные с горнопромышленной историей Карелии. Он существует в интернете, вы можете скачать карту и по навигатору путешествовать, а гаджет будет выводить вам информацию по этим местам. Был разработан проект по созданию экспозиционного объекта "Тулмозерский завод", сейчас идет оформление земельных участков, чтобы вывести его территорию из земель лесного фонда. Когда эта работа будет завершена, инвестор сможет начать деятельность.
В целом Карелия сегодня может предложить туристу очень разнообразный отдых. Ведь здесь на одной территории есть и русская культура, и карельская культура, и финляндская культура в соединении со шведской. Карелия - это такая северная Европа с этнокультурным компонентом. В то же время Карелия - это доступный экологический отдых. К примеру, в Петрозаводске есть культурная и развлекательная составляющие не хуже, чем в Петербурге, а уже через полчаса вы можете быть на природе или базе отдыха в лесу. Карелия, в отличие от других этнокультурных территорий, логистически очень удобно расположена, сюда легко доехать. Все эти особенности вместе и порождают уникальность региона.