Северо-Запад / Эксклюзив 28 декабря 2015 г. 11:53

Начальник Октябрьской железной дороги О.Валинский: "В 2015 году отработали уверенно, несмотря на негативные тенденции в экономике"

Начальник Октябрьской железной дороги О.Валинский: "В 2015 году отработали уверенно, несмотря на негативные тенденции в экономике"

Октябрьская железная дорога (ОЖД) в системе Российских железных дорог занимает особое место – с точки зрения как количественных, так и качественных характеристик. В СЗФО на долю ОЖД приходится 60% грузоперевозок и 40% пассажирских перевозок. О предварительных итогах дороги в 2015 году, планах на 2016 год в развитии грузовых перевозок, пассажирского сообщения, включая и высокоскоростное, в интервью "Интерфаксу" рассказал начальник Октябрьской железной дороги Олег Валинский.

- Олег Сергеевич, вы возглавляете Октябрьскую железную дорогу (ОЖД) чуть больше года. Что пришлось реорганизовывать, перестраивать в работе железной дороги?

- На дороге я работаю 34 года. Из них последние шесть лет до назначения – первым заместителем начальника магистрали. Я не отношу себя к реформаторам, которые приходят и говорят, что теперь все будет по-другому. Хотя, безусловно, ряд усовершенствований коснулся и технологических, и производственных процессов.

- Год подходит к завершению, уже можно подводить предварительные итоги. Как вы его оцениваете для ОЖД?

- Дорога 2015 год отработала достаточно уверенно, несмотря на все негативные макроэкономические тенденции. Все свои задачи - и с точки зрения перевозок, и во взаимоотношениях с субъектами федерации, и в отношении коллективов в части выплаты заработной платы – мы выполнили. Достаточно уверенно смотрим в 2016 год. Закладываем индексацию зарплат в следующем году, чтобы хотя бы частично компенсировать инфляционные явления.

- В какой мере на показателях ОЖД сказалась сложная ситуация в экономике?

- Мы сегодня выгружаем примерно столько же, сколько в прошлом году. Наблюдается  прирост за счет экспортных грузов, в основном в Усть-Луге. А по внутренним, не экспортным потокам - снижение. Одно балансирует другое и при падении выгрузки внутри узла грузооборот вырос и составил 102% к показателю прошлого года. В ноябре прибавили 8% к ноябрю 2014 года. Что касается погрузки, то по итогам года получим снижение, но меньше, чем ожидали в начале года. Тогда были расчеты, что снизим погрузку на 10%, в итоге прогнозируем на 4,7-4,8%.

В пассажирских перевозках – минус 0,5% в дальнем сообщении и минус 3% на пригородных направлениях. Но, думаю, в декабре существенно прибавим в силу запуска "Ласточек" от Москвы до Крюково – с 13 декабря введен полный график: 84 электрички и 42,5 пары "Ласточек". Кроме того, в текущем году запустили пять пар "Ласточек" от Петербурга до Выборга. То же касается Волховстроя, Любани, в следующем году планируем открыть маршрут в Лугу – "Ласточками" с большей скоростью. На следующий год прогнозируем увеличение пассажиропотока – по крайней мере, на пригородных направлениях. Если говорить о перевозках в дальнем сообщении - то, думаю, будем прибавлять на южных маршрутах.

Кстати, раз уж речь зашла о пассажирских перевозках, хотел бы отметить, что 2016 год в РЖД объявлен Годом Пассажира. Мы будем уделять еще больше внимания нашим главным клиентам, поставив во главу угла улучшение качества обслуживания, открытие новых направлений, увеличение скоростей, развитие инфраструктуры. Во всем этом в первую очередь будем опираться на пожелания самих пассажиров, изучать их мнение и потребности.

- Учитывая популярность "Сапсанов" на маршруте между Петербургом и Москвой, расскажите, как будет развиваться скоростное пассажирское сообщение на данном направлении.

- В графике предусмотрена возможность курсирования 15 пар "Сапсанов", из которых ежедневно билеты продаются на 10. Дополнительные составы могут назначаться в период увеличения пассажиропотока. Основной сдерживающей силой в расширении расписании "Сапсанов" явилась, в том числе, и позиция властей Санкт-Петербурга. Жители Колпинского района жаловались на то, что если "Сапсаны" пойдут по полному расписанию, то на действующих переездах на 17 километре и на 21 километре (главного хода Петербург – Москва – ИФ) возникнет транспортный коллапс. Рассмотрение этого вопроса продолжается. Мы сравнили график движения 90-х годов, когда по данному направлению ходили еще и грузовые поезда, с предложенным полным графиком движения "Сапсанов". Сравнение показало, что даже при движении "Сапсанов" по полному графику общее время закрытия переездов на треть меньше, чем в 90-е. Правда, машин стало гораздо больше по сравнению с тем периодом, а транспортная сеть не развивалась соразмерно этому росту. В течение всех пяти лет существования скоростного движения мы говорили о необходимости строить путепроводы, но ничего не происходило. Возможно, что увеличение количества поездов явилось мотивационным толчком для начала строительства: появились проекты, стали закладываться деньги в бюджет. Строительство путепроводов и развязок перешло в практическую плоскость. Кроме того, перед запуском расписания, введенного с 1 октября, мы предложили Минтрансу изменить инструкции, регламентирующие время закрытия переездов перед прохождением поезда с 10 до 5 мин. (Для скоростных поездов, включая “Сапсаны”, в отличие от других поездов, действует норматив, согласно которому переезд закрывается за 10 минут). Минтранс эту инициативу согласовал. С 1 октября переезды закрываются за 5 минут до прохождения скоростных поездов. 

Повторюсь, есть договоренность с правительством Петербурга, что с 13 декабря будут курсировать 10 пар поездов. А в те дни, когда наблюдается дефицит мест на “Сапсаны” - как правило, в пятницу, понедельник, новогодние и предпраздничные дни, - будем запускать до 15 пар поездов.

- Расскажите о приоритетных инвестиционных проектах 2016 года на полигоне ОЖД.

- Мы продолжаем развитие железнодорожных подходов к порту “Усть-Луга”. В текущем году сделали очень многое, в декабре запустим второй этап станции “Лужская-Сортировочная”. В 2016 году планируем электрифицировать все оставшиеся участки, полностью уйти от тепловозной тяги до самого порта.

Второй очень значительный проект - вынос грузового движения с участка до Выборга и до госграницы для скоростного движения поездов “Аллегро», конкретнее - участок Лосево - Каменногорск. К концу 2016 года движение грузовых поездов по этому участку должно открыться.

- Когда будет запущен грузовой парк в районе станции Каменногорск? Какие функции он будет выполнять, какова стоимость проекта, основные элементы?

- Для начала напомню, что строительство станции Каменногорск-1 (проект "Новый парк в районе станции Каменногорск") выполняется в рамках реализации второго этапа инвестиционного проекта "Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург – Бусловская ОЖД", а именно – выноса грузового движения поездов на линию Ручьи – Лосево – Каменногорск – Выборг со строительством новой двухпутной электрифицированной линии Лосево – Каменногорск.

Работы начались в 2015 году, ориентировочный срок их окончания – 2016 год. Новый парк предназначен для разгрузки существующей станции Каменногорск после выноса грузового движения на направление Ручьи – Сосново – Лосево – Каменногорск – Выборг и возможности смены вида тяги. Парк будет состоять из трех главных и пяти приемоотправочных путей.

Сегодня здесь ведутся работы по строительству земляного полотна станционных путей, противопожарных и подъездных к служебным зданиям автодорог. Также в настоящий момент уложено пять стрелочных переводов (план – 57 стрелочных переводов), идет строительство здания поста ЭЦ.

Стоимость проекта составляет порядка 2 млрд рублей (1,908 млрд), однако возможна корректировка суммы. В настоящий момент по проекту освоено 908,733 млн – 47% от запланированного.

- В руководстве РЖД неоднократно называли ОЖД своеобразным полигоном для всех железных дорог страны, на котором апробируются в опытном режиме самые передовые технологии, прежде чем принимается решение об их дальнейшем распространении. С этой точки зрения, какие инновации сейчас тестируются на ОЖД, какие из них вы считаете особенно перспективными и эффективными? Почему?

- Важным событием в июле 2015 года стал запуск опытной эксплуатации сортировочной горки станции Лужская, оборудованной автоматизированной микропроцессорной системой управления MSR-32 от Siemens AG. За последние 50 лет это первая в России построенная "с нуля" сортировочная станция. Она вобрала в себя самые современные на сегодня технические и технологические решения.

Система MSR-32 позволяет добиться максимальной автоматизации (без ограничения по роду груза) всех процессов на сортировочной горке, включая роспуск составов, управление стрелками, замедлителями и осаживателями.

Перерабатывающая способность сортировочной горки рассчитана на 5 тыс. вагонов в сутки, что делает ее одной из крупнейших в России. Для ее обеспечения требуется соответствующее путевое развитие. Так, например, в сортировочном парке будет уложено 44 пути. Схема путевого развития будет такой, чтобы обеспечить возможность параллельного роспуска двух составов. В отдельные сутки выгрузка на станции уже сейчас может превышать 3,5 тыс. вагонов.

Безопасность производства маневров сможет обеспечить автоматизированная система маневровой автоматической локомотивной сигнализации, которая автоматически останавливает локомотив перед местом проведения работ и запрещающим сигналом светофора.

- А если говорить о скоростных пассажирских перевозках?

- Интересна комплексная система диагностики состояния объектов инфраструктуры при скорости движения свыше 200 км/ч с дистанционной передачей данных, которая позволяет осуществлять контроль 76 параметров состояния пути, контактной сети, рельсовых плетей и приближения строений видеоконтролем состояния инфраструктуры с автоматической обработкой данных в режиме реального времени. Эффект от внедрения встраиваемой системы диагностики в поезде "Сапсан" составит 30,8 млн. рублей в год.

В качестве примера реагирования на потребности клиента в пассажирском движении, можно отметить проект по организации движения сдвоенных поездов "Сапсан". Это позволило ликвидировать дефицит мест, удовлетворив спрос повышенным предложением.

Упомяну, что с конца 2014 года Октябрьская железная дорога является пилотным полигоном в программе проектов "Реинжиниринг снабжения ОАО "РЖД". Основные цели данной программы – это создание и развитие компетенции единого интегрированного 4 PL - координатора процессов материально-технического обеспечения РЖД, ответственного за все этапы и элементы цепей поставок. Только в 2015 году по итогам реализации первого этапа проекта мы предполагаем получить порядка 350 млн рублей экономии затрат на цепи поставок.

В заключение хочу отметить, что ни один пилотный проект, ни один результат не был бы возможен без высокопрофессионального коллектива. Самым главным и важным ресурсом Октябрьской железной дороги являются ее сотрудники – более 88 тысяч человек на всем полигоне.