Эксклюзив 30 ноября 2022 г. 17:13

Заместитель губернатора - министр цифрового развития Мурманской области Александра Никипелова:

"Цифровые решения помогают делать доступными услуги для жителей"

"Цифровые решения помогают делать доступными услуги для жителей"
Фото предоставлено министерством цифрового развития Мурманской области

Цифровизация затрагивает различные сферы жизни в Мурманской области, делая рабочие процессы прозрачными, а услуги для населения - доступными. Как онлайн-мониторинг помогает комплексно решать вопросы уборки, как расширяется система видеонаблюдения во дворах и школах, зачем обучать искусственный интеллект записывать людей к врачу, рассказала в интервью "Интерфаксу" заместитель губернатора - министр цифрового развития Мурманской области Александра Никипелова.

- Александра Андреевна, в Заполярье наступил продолжительный зимний сезон, борьба со снегом станет темой ежедневной повестки. Два года назад в регионе запустили систему мониторинга уборки территорий (СМУТ). Как она себя зарекомендовала и какие задачи позволяет решать?

- СМУТ - кейс, которым мы гордимся, специфичный для Севера. Работа происходит через постановку заданий на уборку с высоким уровнем детализации: на конкретное транспортное средство, участки и виды работ, которые мы заводим в систему из актуальных муниципальных контрактов с подрядчиками. Поэтому количество заданий - первый показатель эффективности, который мы постоянно отслеживаем. Поскольку СМУТ работает несколько лет, уже сложилось понимание, сколько заданий в среднем должно быть при обильных снегопадах и при обычных обстоятельствах. На сегодняшний день выполнено уже более 80 тыс. заданий.

Отмечу, что была проделана большая работа по цифровой паспортизации территорий, которые подлежат уборке. Помимо дорог есть объекты, которые необходимо убирать вручную: тротуары, остановки и, конечно, лестницы, которых особенно много в Мурманске. До внедрения цифровизации можно было оперировать только бумажными отчетами подрядчиков. Но для проверки невозможно ходить за каждым. Мониторинг в режиме 24/7 с очевидностью доказал свою эффективность.

Сейчас стоит задача завести в работу СМУТ также управляющие компании - хочется хотя бы частично увидеть ситуацию по уборке дворов. Сейчас аналитики Минцифры проводят крупные обучения для специалистов управляющих организаций.

- Какие современные цифровые решения сейчас внедряются или планируется внедрить в регионе?

- В Мурманской области уже действует крупный проект "Умный регион", который включает в себя портал "Наш Север", есть системы внутренней автоматизации. Все социально значимые услуги переведены в электронный вид, и мы призываем всех пользоваться Госуслугами, минуя визит в МФЦ.

Сейчас цифровизация активно внедряется в здравоохранение. В этом году мы реализуем с профильным министерством три совместных проекта. Кроме того, в регионе началась масштабная работа по внедрению Системы общественного наблюдения и аналитики Мурманской области (СОВА).

- В чем заключаются проекты, реализуемые с региональным Минздравом?

- В данный момент отлаживаем работу Единого контакт-центра, чтобы пациенты могли быстро записаться на нужную процедуру в свое лечебное учреждение. Завершается перевод всех сайтов медицинских учреждений на единую платформу - рассчитываем, что к концу года проект будет опубликован и начнет полноценно работать. Ранее был анонсирован Единый портал пациента, который откроет перед жителями Мурманской области больше видов записи к врачу или на вакцинацию, а в личном кабинете у пользователя портала появится доступ к электронной карте с историей его медицинского обслуживания. Пациенты, в свою очередь, смогут через портал сообщить медикам важные сведения, например, об аллергиях, принимаемых медикаментах.

- Что включает в себя система общественного наблюдения и аналитики Мурманской области (СОВА)? Какие области она охватывает?

- Масштабный проект по видеонаблюдению начался еще в 2021 году. В частности, мы решили сделать свою, региональную платформу видеонаблюдения. Причем она позволяет забирать потоки с камер, которые устанавливаются не только в рамках наших проектов. В этом году в Мурманске установили 1,5 тыс. камер. Сейчас перед нами стоит задача интегрировать в систему камеры, установленные в муниципалитетах.

Один из крупных сегментов СОВА - это "Безопасный двор". Речь идет о домофонах с видеокамерами. Так, они позволяют отслеживать мелкие ДТП, автомобильное хулиганство. ГИБДД является одним из пользователей этого сегмента. Видеонаблюдение распространяется и на объекты строительства и благоустройства в области.

Еще один крупный сегмент системы - это безопасность в школах. В этом году в 11 коррекционных школах-интернатах региона мы внедрили видеонаблюдение, которое охватывает внешние и внутренние периметры учреждений. Сейчас идет большая работа в школах и детских садах.

Многих граждан видеонаблюдение беспокоит якобы из-за возможной слежки, нарушения личных границ. Подчеркну - доступ в систему крайне регламентирован и ограничен работой правоохранительных и смежных органов.

- В октябре в Мурманской области начали выдавать Единую карту жителя (ЕКЖ). Какой у нее функционал?

- Мы решили начать с базовой функциональности - это оплата услуг общественного транспорта, а также набор скидок. Сейчас в нескольких образовательных учреждениях региона отрабатываем контроль доступа с помощью ЕКЖ. Кроме того, на Единую карту жителя, которая выпускается на базе платежной системы "Мир", можно перевести получение социальных выплат. На данный момент выдано уже более 2 тыс. карт. Первым к ЕКЖ подключился "Совкомбанк". Думаю, жители ждут присоединения к проекту других банков. К примеру, сейчас завершилось тестирование ВТБ.

Мы видим, что для некоторых категорий важно, чтобы карта была с функцией ID. В частности, для волонтеров. Сейчас отрабатываем эту функцию, чтобы интегрировать данные из федеральной системы Добро.ру. Так мы сможем взять эту информацию в проработку с коммерческими и некоммерческими предприятиями на тему дополнительных преференций именно для этих категорий держателей.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще