Северо-Западный банк ПАО Сбербанк со второго полугодия этого года начал перестраивать процесс выдачи и сопровождения ипотечных кредитов, делая его еще быстрее и прозрачнее. С начала года зафиксирован рекордный рост выдачи ипотеки, чего не наблюдалось ранее. О том, как меняется финансовое поведение жителей региона, а также тренды розничного банковского бизнеса рассказал в интервью "Интерфаксу" заместитель председателя Северо-Западного банка ПАО Сбербанк Анатолий Локотков.
- Анатолий Алексеевич, мы встречались с вами полгода назад и говорили о жилищном кредитовании. Судя по цифрам, оно по-прежнему остается основным драйвером розничного бизнеса для всех банков.
- Да, так и есть. Объем выданных ипотечных кредитов за 10 месяцев текущего года превысил 160 млрд рублей, думаю, что в конце года мы дойдем до 200 млрд рублей выданных ипотечных кредитов за 2018 год, это абсолютный рекорд. С точки зрения роста, огромную динамику показывает Санкт-Петербург, в ноябре мы выдали здесь больше 12,5 млрд рублей, таких объемов у нас не было никогда. А в целом по Северо-Западу только за ноябрь было выдано чуть больше 20 млрд рублей.
- Что является решающим фактором для клиента? Ставки?
- Ставки, конечно, важны, но чаще всего мы сталкиваемся с ситуацией, когда клиент, в первую очередь, соотносит свое решение с качеством клиентского сервиса. Потому что только при той динамике рынка, которую мы наблюдаем сейчас, очень часто для клиента важнее, насколько быстро будет подготовлена и насколько качественно будет оформлена сделка.
Поэтому правильнее будет рассказать, что мы сделали за этот год и что делаем сегодня для клиентов. В первую очередь, это развитие сайта ДомКлик. Прекрасный агрегатор информации, настоящий marketplace, позволяющий решить все вопросы по покупке и продаже жилья. В этом году сервис получил потрясающее развитие, загружено большое количество объектов по всей России, есть возможность выбрать квартиру, забронировать ее, а также проанализировать ее реальную стоимость с помощью искусственного интеллекта, который определяет адекватность цены на основе большого количества ранее совершенных сделок. ДомКлик - это сервис, который позволяет застройщикам быстро реагировать на запросы клиентов, запишет все переговоры, отследит все коммуникации риелтора и поможет проконтролировать, насколько качественно была проведена консультация. ДомКлик - это возможность получить ипотеку, не вставая с дивана, а в офис приехать только для подписания документов. Это финансовая безопасность и еще масса других плюсов.
Но отдельно хочется отметить, что мы со второго полугодия начали радикально перестраивать сам процесс выдачи и сопровождения ипотечных кредитов. Он станет еще быстрее, еще прозрачнее, еще лучше.
- Как это возможно? Усилите ипотечные центры?
- Не совсем. Представьте это как производство, как конвейерную линию: из 10 ипотечных центров мы по сути три выделили на полную переналадку. И сейчас меняем процессы, связанные со скоростью реакции на обращения в чате – она должна вырасти в разы. Наша задача сделать так, чтобы клиент мгновенно видел реакцию на свое обращение в чате, и сейчас это стало возможным.
Вторая задача – скорость выхода на сделку. Вот что действительно важно для наших клиентов, неважно - ипотека на "первичку" или "вторичку". На "первичке" мы наблюдали достаточно динамичный прайсинг за квартиры, цены росли быстро, и для наших клиентов ключевым моментом было успеть забронировать квартиру и купить ее. Но если у застройщика ты успеваешь сделать бронь – на вторичном рынке другая история, потому что пока документы собираешь – продавец жилья может найти нового покупателя, поднять цену и все, квартира ушла.
В этой связи главным фактором становится не ипотечная ставка, которая может отличаться на 0,1% между банками. И когда средний чек ипотеки 2 млн рублей по Петербургу, то 0,1% - это 2000 рублей год или 170-180 рублей в месяц. А объект недвижимости может подорожать куда больше, чем на 2000 рублей. Новая система в Северо-Западном банке ПАО Сбербанк заработала месяц назад, и наши клиенты в полтора раза быстрее стали выходить на сделки. В следующем году мы рассчитываем сократить время выхода на сделку в два раза, потому что это действительно важно для потребителя.
- После того как ставки несколько подросли, как чувствует себя ипотечное кредитование? Какие итоги показала недавно акция Сбербанка "Зеленый день"?
- С точки зрения свершившегося да, ставка немного подросла. Но она по-прежнему конкурентна. Что касается акции в честь 177-летия Сбербанка, получившей название "Зеленый день", действительно 11 и 12 ноября у нас были потрясающие условия для клиентов – и за это нужно сказать огромное спасибо нашим партнерам. Скидки были на объекты недвижимости, на потребительские кредиты, на массу товаров и услуг, как банковских, так и других. Если говорить про ипотеку, из 49 компаний, принимавших участие в акции "Зеленый день" в Северо-Западном федеральном округе, 34 были компании-застройщики, которые в этот день дали дополнительную скидку. В результате мы в эти два дня зафиксировали более чем двукратный спрос на ипотеку. Всего по стране было получено 22 тыс. заявок, а общая сумма кредитов, на которые претендовали заявители, составила 52,2 млрд рублей.
- Какую наибольшую сумму одобрил Северо-Западный Сбербанк по ипотеке?
- 60 млн рублей. Но у нас достаточно много сделок на уровне 25-30 млн рублей. И год еще не закончился.
- Эксперты считают, что люди стали больше ориентироваться на потребительские кредиты. Почему? Розничное кредитование растет - стали ли жители региона брать в долг большие суммы или это количество должников увеличилось?
- Могу сказать, что это так, розничное кредитование растет. В Петербурге за 10 месяцев текущего года мы видим двукратный рост выдачи потребительских кредитов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 144 тыс. кредитов на сумму 46,6 млрд рублей, в целом по Северо-Западу рост составил 64%, или 552,9 тыс. потребительских кредитов на сумму свыше 145,2 млрд рублей.
Но в то же время у нас вырос и объем размещенных депозитов. Конечно, есть ряд факторов для банков, один из них - это конкуренция, возможно, это означает, что мы забираем клиентов у других банков.
- Недавно Сбербанк увеличил максимальный возраст заемщика по потребительским кредитам до 70 лет. Для чего?
- Увеличение максимального возраста до 70 лет – очень важный шаг, потому что у нас большое количество клиентов пожилого возраста, которые доверяют нам свои сбережения. Как правило, они хорошо знают, что такое накопление и умеют копить деньги. Для них в той или иной ситуации легче взять кредит, чем снимать накопления со счета и терять проценты. И теперь они смогут позволить себе больше, не откладывая. Например, возникла необходимость купить стиральную машину или холодильник – не нужно копить или снимать с вклада, можно купить и пользоваться, а кредит постепенно погасить.
Мы видим, что сегодня кредитование стало неотъемлемой частью жизни. Недавно Сбербанк запустил новый marketplaceс "покупай со Сбербанком". Он позволяет оформить POS-кредит на товары и услуги на сайтах партнеров Сбербанка, при этом оформление заявки, рассмотрение запроса и подписание документов осуществляются полностью онлайн и не подразумевает участия в процессе сотрудников банка или партнера. На данный момент банк предлагает сервис для веб-версии интернет-магазинов, в 2019 году будут предложены решения для мобильных версий сайтов и приложений партнеров.
Еще два marketplace, созданные совместно с Яндексом, - Беру.ру и Вringly. Мы видим тренд на увеличение "потребов" к концу года: люди покупают подарки, многие опасаются, что в следующем году будет дороже и покупают сейчас.
- Вы упомянули, что растут сбережения на депозитах. Много вкладывают?
- Средняя сумма вклада за 10 месяцев текущего года выросла на 19% - это 291 тыс. рублей. В целом объем срочных депозитов в Северо-Западном банке за 10 месяцев 2018 года составил 883,9 млрд рублей, что на 13% больше, чем за аналогичный период 2017-го. Оцените - из них онлайн открыто 203 млрд рублей или 23% от общего объема депозитов. В Санкт-Петербурге за этот период объем срочных депозитов увеличился на 25% и составил 473,8 млрд рублей.
Помимо развития digital-навыков, могу сказать, что мы ясно видим, как меняется модель управления личным капиталом. Люди активно учатся пользоваться различными финансовыми инструментами. Правда, и предложения стали другими. Сейчас наш клиент может заключить инвестиционный договор страхования жизни. Это, на мой взгляд, уникальный продукт: в нем и накопления, например, на будущую пенсию, и при этом финансовая защита для себя и своей семьи. Наши клиенты от 30 до 55 лет в этом году двукратно увеличили интерес к страховым продуктам. Это значит, что растет финансовая грамотность, люди беспокоятся о своем финансовом благополучии, заранее задумываются, где и как будут учиться их дети. Поэтому меняется поведение, меняется продуктовая линейка, люди покупают - и важно, что они покупают.
- Возвращаясь к теме цифровизации, Сбербанк активно развивает на Северо-Западе транспортные проекты в части оснащения общественного транспорта безналичной системой оплаты. Какие планы на будущее?
- В 2018 году мы запустили 15 транспортных проектов на 611 бортов общественного транспорта. С момента запуска количество операций по картам в проекте превысило 2,7 млн рублей, а объем эквайринга на бортах составил 60 млн. Проект успешно работает в Архангельске, Великом Новгороде, Санкт-Петербурге, Республике Коми (Ухта, Сыктывкар, Воркута), а также в трех городах Ленинградской области (Сосновый бор, Луга, Тихвин). Лидирует по эффективности Сыктывкар, где доля оплат банковскими картами уже составляет более 40%. Мы активно движемся на этом рынке, видим огромный потенциал и будем дальше его развивать.
В этом году мы работали над кампусными проектами - это наше предложение для ВУЗов на основе обычного зарплатного проекта. Банк выпускает банковскую карту на базе зарплатной, которая становится не только картой для получения стипендии или зарплаты, но и универсальным ключом ко многим системам университета. Такая карта может быть и пропуском, и электронным читательским билетом, кроме того, с ее помощью можно оплатить допуслуги, плюс услуга "Автоплатеж" для проживающих в общежитиях.
В 2018 году мы реализовали 9 кампусных проектов на территории Северо-Запада. Это Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина), Новгородский Государственный университет им. Ярослава Мудрого, Мурманский и Калининградский технические университеты и другие.
В этом году Северо-Западный банк Сбербанка продолжил участие в проекте правительства Санкт-Петербурга по организации питания детей в школах и организации их допуска в помещение школ. Сегодня 460 школ Санкт-Петербурга (а это около 400 тыс. детей) получили возможность оплачивать школьное питание и использовать свои карты-идентификаторы в качестве пропуска.
В четвертом квартале 2018 года Сбербанк начал сбор биометрических данных клиентов. Это происходит только с их согласия, мы фиксируем голос и лицо. В будущем это позволит упростить систему распознавания даже при звонке клиента в колл-центр. Помимо этого биометрические данные существенно повышают безопасность. Как это работает: например, система распознает лицо с точностью до 99,99%, проверяет совпадения по миллионам параметров. Биометрические данные уникальны, и их практически невозможно подделать, что исключает доступ других лиц к вашим финансам, даже если они знают ваши персональные данные. Уже в 1 квартале 2019 года клиенты Сбербанка смогут по биометрии лица совершать операции в банкоматах. Такова новая реальность.