Петрозаводск. 24 апреля. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - ООО "Промнерудтранс" (ПНТ) планирует расторгнуть сотрудничество с ОАО "Федеральная грузовая компания" (ФГК, дочерняя компания ОАО "Российские железные дороги"), сообщил гендиректор ПНТ Андрей Громовой на пресс-конференции в понедельник.
"ФГК хочет (...) поднять рынок на максимальные параметры и с рынка больше получить прибыли. Все наши инициативы за последние полтора года не нашли никакого понимания и поддержки со стороны ФГК. В 2017 году вагонов ФГК нам не дает, при этом мы погрузили за три месяца 737 вагонов других операторских компаний. Мы рассматриваем эти действия как направленные против Карелии и против нашего бизнеса", - сказал А.Громовой.
По его словам компания приняла решение не работать с ФГК.
Как сообщалось, в ноябре 2015 года Александр Худилайнен, занимавший тогда пост главы Карелии, писал РЖД о необходимости работы с "Промнерудтрансом" и предоставлении ему вагонов. А в 2017 году врио губернатора республики Артур Парфенчиков просил антимонопольное ведомство обратить внимание на проблемы с вывозом щебня.
Источники "Коммерсанта" не исключали, что именно это обращение могло стать поводом для проверок ФАС в отрасли (затронули ФГК). А.Парфенчиков отмечал, что из-за дефицита полувагонов и высоких цен щебеночники Карелии потеряли конкурентоспособность.
В свою очередь генеральный директор ФГК Алексей Тайчер 18 апреля попросил главу ФАС Игоря Артемьева возбудить антимонопольное дело против ПНТ, сообщала газета со ссылкой на копию документа, уточняя, что ПНТ является посредником, организующим вывоз щебня из Карелии. При создании в 2011 году 90% компании принадлежало ее главе Андрею Громовому, еще 10% - ОАО "Корпорация развития республики Карелия". В настоящее время, по данным базы "СПАРК-Интерфакс", владельцем 10% является Марина Громовая.
А.Тайчер в письме указывал, что "Промнерудтранс" не имеет вагонов и использует для перевозки парк других операторов, "вводя в заблуждение клиентов". По данным ФГК, ПНТ определяет операторов, у которых берет вагоны, и согласовывает вид и объемы грузов, график отгрузок и направления поставок. Это в "Федеральной грузовой компании" считают "координацией экономической деятельности", нарушающей закон о конкуренции, который запрещает ограничивающие конкуренцию соглашения между органами власти и хозяйствующими субъектами. ФГК сочла обращение региона в РЖД "лоббированием интересов" ПНТ.
Как сказал источник газеты на транспортном рынке, А.Громовой руководит комиссией по железнодорожному транспорту в "Опоре России" и через эту организацию жаловался в "Российские железные дороги" на то, что ФГК не хочет работать с "Промнерудтрансом" и создает искусственный дефицит вагонов. В правительстве Карелии тогда не смогли предоставить "Коммерсанту" оперативный комментарий, А.Громовой не был доступен для звонка. В ФАС подтверждали, что получили письмо "Федеральной грузовой компании" и изучают его.
В письме А.Парфенчикова говорилось, что в 2016 году в Карелии обеспечение полувагонами ФГК уменьшилось в 1,5 раза, с 53,4 тыс. до 35,8 тыс. вагонов, а в конкурентных регионах, наоборот, выросло. Как сообщали "Коммерсанту" в ФГК, в I квартале погрузка компании по Октябрьской железной дороге увеличилась почти вдвое, до 4,9 тыс. вагоноотправок, в Карелии - с 1,6 тыс. до 3,7 тыс. вагоноотправок. Источник газеты, знакомый с ситуацией, сообщал, что щебень из Карелии везут в Москву окольными путями, а более года назад были введены тарифы, которые делают транспортировку дороже.
Конкуренцию карельскому составляет украинский щебень, который, несмотря на запрет, везут через Белоруссию. Плюс к тому, сказал собеседник издания, для щебня из Карелии ранее использовали порожние вагоны на обратном пути после перевозки угля в порты. Сейчас туда в основном уголь везет "СУЭК" в "инновационных" вагонах, на которые есть скидка на порожний пробег, брать щебень менее выгодно.