Точка зрения 12 апреля 2010 г. 17:52

Экспрессивное поведение

Interfax-Russia.ru – "Сапсан" нарушил движение поездов между Москвой и Санкт-Петербургом. Самый высокотехнологичный поезд все чаще страдает из-за чужого несовершенства.

Время отбирать камни

Последний инцидент с "Сапсаном" произошел 11 апреля. "В 21:32 в воскресенье на станции Леонтьево Октябрьской железной дороги произошел обрыв контактного провода пути. Причиной тому являлся посторонний предмет на контактном проводе, в результате чего у поезда N166 "Сапсан" сообщением Москва - Санкт-Петербург произошел излом токоприемника. Также было повреждено лобовое стекло экспресса", - говорилось в сообщении ОАО "Российские железные дороги" (РЖД). Из-за происшествия отключилось электроснабжение этого участка железной дороги. Несмотря на то, что железнодорожники оперативно устранили все неполадки, несколько поездов все же двигались с задержкой.

Причины инцидента устанавливает сейчас специальная комиссия ОАО "РЖД". Был ли виной тому хулиганский умысел или возникла техническая неисправность пути - комиссии еще предстоит выяснить.

Разнообразные неприятные происшествия с "Сапсаном" происходят регулярно. Как признаются сотрудники Октябрьской железной дороги, почти с первого дня его движения – 18 декабря 2009 года – местные жители стали нападать на скоростной поезд. Составы не раз забрасывали камнями и другими предметами. Так, в начале 2010 года правоохранители задержали жителя Тверской области, ранее судимого Михаила Самарцева. Он, хорошо выпив, 12 января разбил куском льда окно скоростного поезда, когда тот приближался к станции Вышний Волочек. По словам мужчины, он бросил в поезд лед "из ненависти и мести", так как однажды "Сапсан" "сдул его волной воздуха в сугроб". Самарцеву уже предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 214 УК РФ (вандализм). Ущерб от действий "обиженного" мужчины составил около 100 тысяч рублей.

Но местные жители, недовольные "Сапсаном", вооружились не только глыбами льда, но и винтовками. Так, 6 апреля неподалеку от станции Фарфоровская милиция задержала двух жителей Ленинградской области 46 и 47 лет, которые обстреляли "Сапсан" из пневматической винтовки. "Расположившись на железнодорожной насыпи, мужчины пристреливали новую винтовку, целясь в пролетавший мимо них поезд", - сообщило Северо-Западного УВД на транспорте. До того, как милиционеры задержали мужчин, они все же успели повредить один из вагонов. Что двигало хулиганами – ненависть или обыкновенное баловство, пока неизвестно.

После подрыва "Невского экспресса" на Октябрьском железнодорожном направлении безопасности перевозок уделяется повышенное внимание. По словам главы РЖД Владимира Якунина, в этом году на данном направлении закончится монтаж системы наблюдения. Правда, глава РЖД не уточнил число смонтированных камер и места их установки.

Верните утраченную "Юность"!

"Сапсан", как известно, доезжает из Москвы в Санкт-Петербург за 3 часа 45 минут, двигаясь со скоростью до 250 км/ч. За три месяца работы "Сапсаны" уже перевезли более 245 тысяч пассажиров. Однако, если для последних поездка на скоростном поезде - комфортное и быстрое путешествие, то местных жителей, живущих по соседству с Октябрьской железной дорогой, "Сапсан" радует не всегда. И дело не только в типично бытовых причинах (местные жители рассказывают байки о будто бы сбивающей с ног воздушной волне), сколько в причинах экономических. По данным журнала "Русский Newsweek", в угоду экспрессу из расписаний убрали удобный и дешевый дневной поезд "Юность", курсировавший между Москвой и Санкт-Петербургом, а также многие электрички. А у оставшихся электропоездов в графиках появились значительные остановки. И все для того, чтобы скоростной поезд "летал" между столицами бесперебойно и быстро.

На защиту ущемленных прав местных жителей встал губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин. "Мы ведем переговоры с руководством Октябрьской железной дороги о восстановлении отмененных из-за "Сапсана" и востребованных жителями пригородных электропоездов и остановок. Мы считаем, что такое ущемление прав жителей недопустимо. Будем настаивать, чтобы изменения в расписание поездов вносились минимум за шесть месяцев. Сейчас уже достигнуты договоренности с руководством Октябрьской железной дороги о восстановлении ряда остановок, однозначно будет пущен электропоезд "Тверь - Торжок", - сказал глава Тверской области.

Если же не делать ничего, то ситуация с недовольством и "партизанским" движением только усугубится, и вот почему: с 5 апреля число рейсов "Сапсана" РЖД увеличили с трех до пяти в каждом направлении. На перевозчика давит другое недовольство - пассажиров, порождающих неудовлетворенный спрос. А он на билеты в скоростной поезд большой. То, что на решения транспортников влияют именно пассажиры, сомневаться не приходится. Глава РЖД Владимир Якунин заявил, что в этом году число рейсов доведут до шести, а в перспективе вообще до восьми. Но сроки последнего нововведения пока что не определили.

Недавно "Сапсану" все же немного подрезали "крылья". Согласно введенному с 5 апреля расписанию, длительность нахождения в пути скоростного поезда будет варьироваться с 3 часов 55 минут (без остановок) до 4 часов 45 минут (с остановками в Твери, Вышнем Волочке, Бологом и Окуловке). Возможно, задержка в движении несколько снизит социальную напряженность, возникшую было у жителей Тверской и Новгородской областей.

Планы по "Сапсану"

Технические проблемы с Сапсаном" появляются куда реже, нежели вспышки народного гнева. Поезд является детищем немецкой фирмы "Siemens" и способен развивать скорость до 250 км/ч даже при аномально низких для Северо-Запада и Центральной России температурах.

"На первом коммерческом рейсе (17 декабря - ИФ) я ехал в "Сапсане" и видел, как волновались проектировщики и изготовители (поезда - ИФ), потому что впервые в жизни этот "брат" тех Vellaro RUS, которые имеют хождение в Европе и Китае, двигался со скоростью 250 км/ч при температуре минус 32 градуса. "Сапсан" показал себя отлично", - делился вскоре после запуска коммерческих рейсов глава РЖД. Якунин также сообщил, что с компанией-производителем у них подписан контракт, согласно которому любой сбой влечет штрафные санкции, которые могут быть "востребованы незамедлительно безо всяких судов".

Пока неприятности были не очень значительными и порой вызывались людской непредусмотрительностью. Так, например, отрегулированные в теплом депо двери забарахлили на морозе. В другой раз вылетели два конденсатора из второго вагона, что в итоге привело к опозданию всего состава.

"Ахиллесова пята" высокотехнологичного "Сапсана", казалось бы, обнаружилась зимой, когда некоторые СМИ опубликовали материалы о критическом износе колесных пар поезда. Якобы из-за этого, РЖД временно ограничили продажу билетов. Однако вскоре компания распространила пресс-релиз с опровержением. "Никаких существенных вопросов, касающихся сверхнормативного износа колесных пар поездов "Сапсан", за время его коммерческой эксплуатации не выявлено", - говорилось в пресс-релизе. "Эксплуатация осуществляется с соблюдением всех норм безопасности", - заверяла компания. Глава РЖД назвал данные, которые предоставляли СМИ, непроверенными.

Вообще на высокоскоростное движение строятся сейчас большие планы. Так время пути между двумя столицами намереваются сократить вообще до 2,5 часов. Такие амбиции прописаны в проекте высокоскоростной магистрали (ВСМ), презентацию которой провел в начале апреля генеральный директор ОАО "Скоростные магистрали" Денис Муратов. Правда, появления ВСМ не стоит ожидать в ближайшем будущем: до 2011 года еще только будет готовиться инвестиционная концепция проекта. Строить же ВСМ, скорее всего, будут параллельно действующей транспортной системе. Несмотря на то, что для новой магистрали приобретут новую технику (вполне возможно, это будут французские поезда AGV, скорость которых достигает 400 км/ч), "Сапсаны" все также будут продолжать выполнять возложенные на них обязанности.

Чтобы пока не происходило, "популяции" "Сапсанов", похоже, исчезновение не грозит. Наоборот, они даже расширят "ареал обитания". Известно, что уже в этом году РЖД планируют запустить "Сапсаны" до Нижнего Новгорода. Доехать до столицы Приволжского округа на скоростном поезде можно будет всего за 3 часа 55 минут. В отдаленных планах (2014-2015 годы) - регулярные рейсы до Ярославля и Курска. По мнению специалистов, это одни из самых рентабельных направлений. Не ранее 2015 года появятся высокоскоростные поезда на Урале. А на прошлой неделе за развитие высокоскоростного железнодорожного движении, но теперь уже в Сибирском регионе, высказался премьер-министр России Владимир Путин.

Обозреватель Алексей Максимович

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще