Interfax-Russia.ru - Эксперты установили место закладки бомбы в разбившемся над Синаем российском Airbus A321.
Airbus А321 компании "Когалымавиа", выполнявший рейс из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, разбился 31 октября 2015 года на 24-й минуте полета на севере полуострова Синай вблизи населенного пункта Эль-Хасна. Все находившиеся на борту 217 пассажиров и 7 членов экипажа погибли. Пассажирами рейса были граждане РФ, Украины и Белоруссии.
Изначально по данному факту СКР возбудил уголовные дела об оказании услуг, не отвечающим требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ) и нарушении правил движения и эксплуатации воздушного транспорта (ст. 263 УК РФ).
Однако через две недели после трагедии российские власти квалифицировали катастрофу как теракт, заявив о взрыве бомбы на борту лайнера. После этого дело переквалифицировали на статьи "террористический акт" (ст.205 УК РФ) и "незаконный оборот взрывчатых веществ" (ст.222.1 УК РФ).
При этом египетские власти, ранее отрицавшие теракт на борту российского авиалайнера, лишь в феврале признали, что самолет над Синаем действительно уничтожили террористы.
В настоящее время продолжается международное расследование катастрофы А321 над Синаем. В нем принимают участие следователи Египта, России, Германии, Франции и Ирландии. Летом представители СКР подписали "меморандум о взаимопонимании" с Генпрокуратурой Египта при взаимодействии по расследованию данного террористического акта.
Стороны договорились о дальнейшей совместной работе по установлению обстоятельств авиакатастрофы. Также по настоянию СКР международная комиссия по расследованию авиационного происшествия приступила к выкладке фрагментов самолета.
28 августа специалисты египетских авиационных властей, Межгосударственного авиационного комитета, BEA Франции и компании Airbus приступили в авиационном ангаре в Каире к так называемой "выкладке" фрагментов конструкции самолета, доставленных с места катастрофы.
"Выкладка" - это работа по сбору, идентификации и расположению фрагментов конструкции самолета и двигателей на горизонтальной поверхности по заранее нанесенному контуру.
Эту работу обычно проводят для выяснения очагов и последовательности разрушений конструкции самолета, установления источника пожара или внешнего воздействия на воздушное судно, а также для исследования целостности проводки управления, гидравлических, пневматических, электрических систем.
Цель таких действий - первоначальное установление причин авиационного происшествия, а также подтверждение или опровержение различных версий, связанных с техническим состоянием воздушного судна.
Как пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на близкий к расследованию источник, при исследовании плоской выкладки эксперты однозначно определили, что взрыв произошел в хвостовой части самолета - чуть позади последнего ряда кресел.
При этом выяснилось, что его эпицентр находился не за спинками кресел, как предполагалось ранее, а примерно двумя метрами ниже - на полу так называемого отделения рассыпного груза или в соответствии с авиационной терминологией bulk-камеры.
В А321 это помещение объемом около 5 куб. метров обычно используют для перевозки негабаритных пассажирских грузов: детских и инвалидных колясок, лыж, велосипедов, клеток с животными и т.д. На рейсах из Египта в Россию в bulk-камерах зачастую оказывается, например, плетеная мебель, которую туристы везут домой в качестве сувениров.
Благодаря выкладке удалось установить и примерную схему совершенного теракта, в котором с большой долей вероятности был задействован привлеченный террористами сотрудник сервисной службы египетского аэропорта Шарм-эш-Шейх, обслуживавший вылет пассажирского рейса "Когалымавиа" в Санкт-Петербург.
Чемоданы и сумки пассажиров еще в здании аэропорта уложили в стандартные авиационные металлические контейнеры, которые опечатали, привезли к самолету и затем распределили в двух расположенных под фюзеляжем А321 основных багажных отделениях.
Негабаритные грузы доставили к стоявшему на летном поле лайнеру отдельным рейсом погрузчика, которому и имели отношение пособники террористов. Им необходимо было затаскивать груз через люк bulk-камеры, расположенный в хвостовой части лайнера справа, поэтому первым делом они, вероятно, занесли в самолет именно пакет с небольшой бомбой. Затем ее заложили детскими колясками и мебелью, скрыв, таким образом, от посторонних глаз.
Бомбу, снабженную часовым либо барометрическим (реагирующим на падение давления) таймером, задействовали примерно через 22 минуты после старта, во время полета А321 над Синайским полуостровом, на скорости около 750 км/ч и высоте около 10,2 тыс. метров.
В результате взрыва в левой нижней части bulk-камеры образовалась дыра с рваными и выгнутыми наружу краями, контуры которой и обнаружили на выкладке. Затем, благодаря взрывной разгерметизации салона и воздействию воздушного потока на летящий лайнер, по всему контуру скрепляющего фюзеляж судна шпангоута разорвалась обшивка, и у машины оторвался хвост.
Потеря хвостовой части самолета вместе с рулями высоты и направления в свою очередь привела к стремительному и уже неконтролируемому экипажем пикированию машины. По мнению экспертов, большинство пассажиров А321, получивших тяжелейшие баротравмы и испытавших чудовищные перегрузки, погибли еще в воздухе.
Ответственность за гибель самолета взяла на себя запрещенная в России террористическая организация "Исламское государство". Как следовало из ее распространенного в интернете заявления, подрыв лайнера осуществил боевик из так называемого синайского крыла террористической организации.
В начале августа египетская армия ликвидировала на Синайском полуострове лидера террористической группировки "Ансар Бейт аль-Макдис" Абу Дуаа аль-Ансари. Как уточнялось в заявлении военного командования страны, именно главарь этой группировки присягал на верность "Исламскому государству".
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook