Interfax-Russia.ru – Штрафные стоянки для маломерных судов появляются в российских городах. По мнению экспертов, такая мера поможет сократить число нарушений правил водного движения.
В Санкт-Петербурге на днях открылась первая в Северной столице штрафная стоянка для маломерных судов. Катера, яхты и гидроциклы злостных нарушителей теперь будут эвакуировать к Октябрьской набережной города.
Соответствующее постановление правительства Петербурга было подписано 4 октября. "Для координации работы Госинспекции по маломерным судам (ГИМС) ГУ МЧС по Санкт-Петербургу и ГУ Управление водного транспорта комитета по транспортно-транзитной политике организуется специализированная стоянка – специально отведенное охраняемое место хранения задержанных маломерных судов, а также информационно-диспетчерская служба (ИДС) – единая система, предназначенная для обеспечения информационного взаимодействия и координации действий лиц, осуществляющих задержания", - сообщила пресс-служба городского комитета по транспортно-транзитной политике.
Первые "клиенты" уже встали на штрафном "приколе". Процедура такая же, как при эвакуации автомобилей. Инспекторы ГИМС задерживают маломерные суда, у капитанов которых нет прав на вождение, а также нетрезвых "мореходов". Сначала на нарушителей Правил плавания на внутренних водных путях города составляется протокол, а затем их плавсредства буксируют на штрафстоянку. Специальный кран поднимает суда на берег. Заплатив штраф, их владельцы могут вновь с чистой совестью бороздить на своих "посудинах" городские каналы.
Напомним, что ранее инспекторы могли лишь наложить штраф и выписать предупреждение, хотя по закону должны временно задержать само судно. Проблема была в том, что девать яхты и катера нарушителей до недавнего времени было попросту некуда. Теперь эта проблема успешно решена.
Правда, как говорят в городском комитете по транспортно-транзитной политике, до окончания навигации 2010 года процедура еще будет отрабатываться. Планируется, что за первые сутки пребывания плавсредства на штрафстоянке владелец платить не будет. Расценки за второй и последующие дни в настоящее время определяют чиновники комитета Санкт-Петербурга по тарифам.
Подумали создатели спецстоянки и о безопасности – штрафная "гавань" будет оборудована контрольно-пропускным пунктом и ограждением. Площадь стоянки составляет 0,4 га, что, по словам специалистов, позволит единовременно размещать здесь до 40 маломерных судов.
Отметим, что Петербург – далеко не первый российский город, где нерадивых капитанов на время лишают их плавсредств. Несколько подобных стоянок уже пару лет действуют на территории Подмосковья, где не только много водоемов, но и самая большая в России концентрация разнообразных катеров, яхт и т.д. В столичном регионе судоходство столь активное, что иная река порой напоминает оживленную трассу.
Между тем, собственными водными штрафплощадками планируют вскоре обзавестись такие города, как Красноярск и Абакан.
По данным "Комсомольской правды", первые необычные штрафстоянки в Красноярске откроются возле Октябрьского моста и в заливе Шумиха на Красноярском водохранилище. Сейчас чиновники и специалисты готовят документацию и думают, какую плату брать с нарушителей. Предполагается, что первые три часа простоя маломерного судна будут бесплатными, а потом начнет работать счетчик. Попадут сюда плавсредства тех "мореходов", которые будут пойманы за штурвалом без документов или в нетрезвом состоянии.
В Абакане тоже, по данным областной газеты "Хакассия", за вождение на воде в нетрезвом виде и без прав владельцев малого водного транспорта вскоре будут не только штрафовать, но и отправлять плавсредства на штрафстоянки. "Штрафстоянки для маломерных судов появятся в Абакане и Ширинском районе, где проблема пьяных капитанов за штурвалом либо капитанов без прав наиболее актуальна. Нахождение маломерного судна длиной до пяти метров на штрафстоянке обойдется владельцу в 15 рублей ежесуточно. Арест судна больших габаритов будет стоить уже 30 рублей в сутки", - сообщили изданию в ГУ МЧС Хакасии.
Впрочем, здесь уточняют, что, как и в Санкт-Петербурге, первые сутки проштрафившимся владельцам яхт и катеров, угодившим на спецстоянку, обойдутся бесплатно. Пойти на ужесточение ответственности для любителей поплавать под градусом и без документов ГИМС заставили многочисленные жалобы отдыхающих на местных водоемах, где обладатели многочисленных катеров и скутеров устраивают гонки и пролетают в считанных метрах от купающихся людей.
Кстати, минувшее жаркое лето, многих заставившее искать спасения в ближайшей реке или озере, побило печальную статистику не только по утонувшим – свыше 4 тыс. человек по стране, но и по несчастным случаям на воде с участием маломерных судов.
Самые резонансные ЧП произошли на подмосковных водоемах. Только в июле в авариях с участием водного транспорта в московском регионе пострадали пять человек, причем трое из них погибли.
Так, 18 июля в Серебряном Бору в Москве на 90-летнего ветерана ВОВ во время купания наехал катер. Пострадавшего госпитализировали в реанимацию одной из больниц города с тяжелой черепно-мозговой травмой. Несмотря на все усилия врачей 25 июля он скончался.
На следующий день моторный катер наехал на 25-летнюю Олесю Иванову, купавшуюся в огороженной буйками зоне отдыха Пироговского водохранилища. По словам очевидцев трагедии, молодые люди на яхте решили развлечься и пройти вдоль берега, где купались отдыхающие, чтобы поднять волну. Человек, управлявший судном, не справился с управлением, и девушку буквально изрезало винтами. Заметив это, яхтсмены тут же скрылись с места происшествия, но вскоре их нашли. В результате травм, нанесенных винтом катера, Олеся Иванова скончалась в больнице.
В те же дни в Пироговском рукаве Клязьминского водохранилища, в 400 метрах от пристани Чивирево, морское прогулочное судно "Таллин" столкнулось с моторной лодкой "Глоу". Водитель лодки в результате столкновения получил перелом бедра, пострадала восьмилетняя пассажирка моторной лодки. Оба оказались в больнице. Аналогичный инцидент произошел в Красногорском районе Подмосковья, где в результате столкновения с катером погиб водитель гидроцикла.
Если обратиться к статистике, можно понять одну вещь – в России на реках, водохранилищах и озерах, грубо говоря, царит беспредел. Так, в 2009 году инспекторы ГИМС в ходе 70 тыс. патрулирований и рейдов выявили более 60 тыс. нарушений правил пользования маломерными судами. То есть, нарушения выявляются практически при каждом патрулировании.
Появление штрафстоянок поможет улучшить ситуацию, надеются в Госинспекции по маломерным судам. "Раньше мы ничего не делали с нарушителем. Если у него не было документов при себе, которые удостоверяют право собственности, и паспорта, мы вызывали милицию, но все равно делали предупреждение и отпускали", - заявил журналистам, комментируя открытие спецстоянки в Петербурге, старший государственный инспектор городского центра ГИМС МЧС РФ по Санкт-Петербургу Александр Радько.
Впрочем, специалисты говорят, что появление штрафстоянок никак не решает другую проблему – смехотворные штрафы за нарушения. Чаще всего нарушители отделываются штрафом в 100 рублей, более серьезные нарушения тянут на суммы от 500 до 2 тыс. рублей. Вместе с тем, как всем известно, яхты и катера стоят дороже большинства автомобилей, а значит и штрафы для их владельцев могут быть, по меньшей мере, такими же, как для автомобилистов, сетуют в водной милиции Санкт-Петербурга.
Тем не менее, здесь все равно довольны тем, что получили в распоряжение такой мощный инструмент "вразумления" как штрафстоянка – лишившись однажды на день-другой своего любимого катера, его владелец в следующий раз подумает, прежде чем вновь пойти на нарушение.
Обозреватель Максим Кирчатов