Иркутская область по итогам 2024 года показала рост ВРП на 2,8%, почти до 3 трлн рублей. Объем инвестиций в основной капитал составил 999 млрд рублей - это девятое место среди регионов России и второе в Сибири. Индекс промышленного производства - 109,5%. Губернатор региона Игорь Кобзев в интервью "Интерфаксу" рассказал, какие новые крупные проекты готовятся к реализации в регионе, как разрешается ситуация с введением дифференцированных тарифов на электроэнергию для жителей, организуется помощь участникам СВО и ветеранам Великой Отечественной войны.

- Игорь Иванович, в конце апреля вы выступили с ежегодным посланием в Заксобрании региона, по итогам которого одной из самых резонансных тем стали планы по строительству нового аэропорта Иркутска на площадке "Ключевая". Вы сообщили, что его проектирование начнется в 2027 году. Прорабатывается ли сейчас механизм финансирования проекта - строительства ВПП и терминала? Есть потенциальные инвесторы?
- Вы знаете, что на федеральном уровне принято принципиальное решение по площадке "Ключевой", есть поддержка президента. Механизм финансирования проекта - строительства ВПП и терминала - сейчас прорабатывается. Будут определены источники финансирования и частный инвестор проекта. Строительство аэропорта Иркутск-Новый включено в федеральный проект "Развитие опорной сети аэропортов" национального проекта "Эффективная транспортная система".
На недавней встрече (14 мая - ИФ) в министерстве транспорта РФ с первым заместителем министра Валентином Ивановым и руководителем Росавиации Дмитрием Ядровым мы обсудили подготовку к началу разработки предпроектной документации, к которой планируется приступить в текущем году. Проведение этих работ даст возможность получить общую сумму строительства и разработать проектные решения. После завершения проектных работ, которые начнутся в 2027 году, и согласования источников и объемов финансирования будут определены точные сроки реализации проекта.
В ближайшее время мы должны внести площадку для строительства нового аэропорта в документы территориального планирования. По моему поручению министерство транспорта и дорожного хозяйства региона и служба архитектуры организуют эту работу. Новый аэропорт в качестве одного из якорных элементов будет включен в мастер-планы развития территорий Иркутской агломерации (Иркутск, Ангарский городской округ, Иркутский и Шелеховский районы, официально еще не создана - ИФ).
- Ранее стоимость аэропорта Иркутска на площадке "Поздняково", от которой отказались, оценивалась в 200 млрд рублей. Какова примерная стоимость строительства в "Ключевой"?
- По предварительным расчетам, общая стоимость строительства аэропорта Иркутск-Новый может составить более 70 млрд рублей. Окончательная сумма будет сформирована по результатам разработки проектной документации и получения положительного заключения ФАУ "Главгосэкспертиза".
- За последние пять лет пассажиропоток аэропорта Иркутска вырос почти на 60% и в 2024 году достиг без малого 4 млн человек. Пассажиропоток растет и в северных аэропортах Иркутской области - в Бодайбо и Усть-Куте за пять лет он почти удвоился. При этом есть две ключевые проблемы малых аэропортов: высокая стоимость авиабилетов и износ инфраструктуры. Что здесь планируется делать?
- Из областного бюджета на субсидирование авиаперевозок в текущем году выделяется около 700 млн рублей. Это в два раза больше, чем пять лет назад. Субсидируются авиарейсы в Маму, Ербогачен, Киренск, Железногорск-Илимский, село Казачинское, а также в Усть-Илимск, где восстановлен заброшенный аэропорт. Кстати, с апреля текущего года после модернизации аэропорт Усть-Илимска стал принимать самолеты вместимостью до 50 человек вместо 12-местных, как раньше. Сейчас решается вопрос его оснащения радиолокационным оборудованием.
Для снижения стоимости авиабилетов планируем апробировать новую модель поддержки на маршруте Бодайбо - Иркутск. С 2026 года прорабатывается вопрос установки специального тарифа для местного населения. Это сделает авиаперелеты доступнее исключительно для жителей, постоянно проживающих на удаленной территории. Если модель будет признана успешной, распространим этот опыт на другие направления.
Про инфраструктуру - в рамках федерального проекта "Развитие опорной сети аэропортов" запланирована модернизация аэропортов Киренска и Бодайбо. Сейчас идет подготовка к разработке предпроектной документации для Киренска. Важной ее частью станет восстановление водозащитных сооружений для исключения подтопления взлетно-посадочной полосы.
Аэропорты Усть-Кута и села Ербогачен вошли в федеральный план по капремонту аэродромной инфраструктуры за счет средств Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта. Сейчас ведется разработка проектной документации для взлетно-посадочной полосы Усть-Кута. Начать работы планируется после утверждения документации в Главгосэкспертизе.
- Игорь Иванович, в послании вы предложили увеличить первый диапазон потребления электроэнергии до 10,8 тыс. кВт.ч в месяц в зимний период для домов с электроотоплением. Ранее для Иркутской области уже был увеличен первый диапазон...
- Напомню, в конце 2024 года по инициативе правительства Иркутской области правительством РФ был утвержден повышающий коэффициент 1,8 для первого диапазона электропотребления в регионе. Он увеличил границу первого диапазона с общероссийских 3900 кВт.ч до 7020 кВт.ч. Это позволило защитить от существенного роста платы за электричество более 73 тыс. домохозяйств.
По экспертной оценке, потенциально электроотопление в регионе используют более 300 тыс. домовладений. Количество лицевых счетов с подтвержденным электроотоплением составляет более 161 тыс. Работа в этом направлении продолжается.
- Сколько домовладений, по вашим данным, нуждаются в дополнительном увеличении дифтарифа для жизнеобеспечения?
- Правительством Иркутской области совместно с гарантирующими поставщиками был проведен комплексный анализ объемов потребления электроэнергии населением и приравненными к нему категориями потребителей за период с декабря 2024 года по март 2025 года. По данным, представленным гарантирующими поставщиками, видим прямую зависимость объемов потребления электрической энергии в домах с электроотоплением от температурных условий окружающей среды. Отмечу также, что за все время метеонаблюдений зима 2024-2025 годов в Иркутской области была одной из самых теплых.
Так, в январе 2025 года при средней температуре воздуха в Иркутской области минус 14,1 градуса доля лицевых счетов жилого сектора, за исключением многодетных семей и майнинговых счетов, превысивших объем потребления электроэнергии 7020 кВт.ч, составила 9%, или 13 тыс. 304 тыс. лицевых счетов из числа подтвердивших электроотопление. В феврале 2025 года при средней температуре минус 16,3 градуса - уже 11%, или 16 тыс. 343 тыс. лицевых счетов.
По нашим оценкам, при более характерных для зимы в регионе низких температурах число жителей, проживающих в домах с электроотоплением, превысивших объем электропотребления 7020 кВт.ч, будет значительно увеличиваться.
- На какой стадии сейчас решение этого вопроса?
- В феврале этого года я обратился к президенту страны Владимиру Владимировичу Путину с просьбой дать поручение правительству РФ установить для Иркутской области первый диапазон потребления электроэнергии населением на зимние месяцы на уровне 10800 кВт.ч. Соответствующие предложения направлены мной также в адрес заместителя председателя правительства РФ Александра Новака. Вопрос прорабатывается и регулярно обсуждается на различных встречах и совещаниях в федеральном центре, в том числе с участием директора департамента энергетики правительства РФ Павла Ливинского, представителей ФАС России и других заинтересованных структур.
- Есть мнение, что к настоящему времени наиболее крупные инвестпроекты в Иркутской области фактически уже реализованы: "Группа Илим" ввела в строй ЦБК в Усть-Илимске, "Иркутская нефтяная компания" запустила завод полимеров. Игорь Иванович, в связи с этим прогнозируется ли падение с 2026 года объема инвестиций в основной капитал? Как Вы видите инвестиционную активность до 2030 года?
- Не согласен с таким мнением. В 2025-2026 годах ожидаем продолжение инвестиционной активности в обрабатывающих отраслях. Продолжится также реализация большого проекта компании "Русал" по созданию промышленного комплекса в Тайшетском районе. Выход на проектную мощность Тайшетской анодной фабрики ожидается только в 2029 году. Еще один крупный проект, реализация которого только переходит в активную стадию, - разработка и освоение золоторудного месторождения Сухой Лог. Запуск первого комплекса золотоизвлекательной фабрики планируется в 2028 году.
В целом сроки окончания реализации действующих инвестпроектов по большей части приходятся на период 2028-2030 годов. Но у нас есть ряд достаточно крупных проектов, находящихся в предынвестиционной стадии, в связи с чем в ближайшее время и после 2023 года снижения инвестиционной активности не ожидается.
Одни крупные компании запускают свои проекты в регионе. Им на смену приходят другие инвесторы с новыми проектами, отвечающими запросам времени и экономическому развитию страны. Со своей стороны, правительство Иркутской области поддерживает все проекты независимо от их масштаба: проекты микропредприятий и крупного бизнеса, будь то производство или сфера услуг, традиционные ремесла или инновационные технологии. В нашем регионе сформирован эффективный комплекс мер по стимулированию инвестиционной деятельности, ведется планомерная работа по снижению административных барьеров для бизнеса.
- В 2024 году регион выделил финансирование на проектирование централизованного канализационного коллектора от Иркутска вдоль Байкальского тракта в рамках создания круглогодичного курорта "Байкальская слобода" у архитектурно-этнографического музея "Тальцы" на берегу реки Ангары. На каком этапе сейчас эти работы? Можно назвать ориентировочные сроки начала строительства коллектора, другой инфраструктуры, самого курорта?
- Из бюджета Иркутской области выделено финансирование на проведение проектно-изыскательских работ. Подрядчики определены, работы по проектированию и инженерным изысканиям проводятся в соответствии с графиком. Плановый период разработки проектной документации на строительство - до конца 2026 года.
Хочу также отметить, что в областном бюджете на 2024-2026 гг. предусмотрены средства на проектирование не только канализационного коллектора, но и сетей водоснабжения, и автомобильной дороги.
Параллельно с разработкой проектной документации прорабатываем вопрос финансирования строительно-монтажных работ, в том числе за счет казначейских инфраструктурных кредитов. Строительство канализационного коллектора запланировано до конца 2028 года. Общие сроки реализации мероприятий по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры - с 2026 по 2029 годы. Строительство первых туристических объектов на данной территории планируется в 2029 году.
- Игорь Иванович, на одном из совещаний в федеральном центре вы говорили, что на первом этапе реализации этого проекта главная задача - решение земельных вопросов. Что делается по этому направлению?
- Мы обратились в правительство РФ с просьбой о передаче земельных участков из федеральной собственности в госсобственность Иркутской области. В последующем эти участки будут предоставлены инвесторам в соответствии с действующим законодательством в аренду без торгов. Правительство Иркутской области уже проработало этот вопрос с корпорацией "Туризм.РФ" и Росимуществом, была выработана консолидированная позиция.
Правительством региона также разработан проект областного закона, регулирующего порядок обращения с зелеными насаждениями на земельных участках, находящихся в госсобственности региона и расположенных на землях особо охраняемых территорий рекреационного назначения Иркутской области. Это тоже важный аспект грядущего масштабного строительства, который необходимо учесть перед началом работ по возведению объектов курорта и его инфраструктуры.
- В Иркутской области разрабатывают единую систему организации медицинской реабилитации участников СВО. В частности, рассматривается создание многофункционального центра медицинской помощи, где вернувшиеся бойцы смогут пройти диагностику и реабилитацию. Расскажите подробнее об этом проекте.
- Иркутская область стала пилотной территорией в Сибири по апробации алгоритмов системы оказания реабилитационной помощи. Такое решение было принято на заседании межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" (МАСС) 18 апреля. Создание Межрегионального центра комплексной реабилитации - проект, цель которого разработать и внедрить механизмы взаимодействия между всеми ведомствами и организациями, участвующими в процессе комплексной реабилитации пациентов, в первую очередь участников СВО. Наш центр ранней реабилитации будет оказывать помощь пациентам из всех субъектов РФ, входящих в МАСС.
В Иркутской области также реализуется региональная программа "Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация", которая призвана придать дополнительный импульс развитию реабилитационной службы.
- Как организована сейчас реабилитация бойцов?
- Министерство здравоохранения региона разработало алгоритм индивидуального сопровождения участников СВО и членов их семей при оказании медпомощи. Для реализации этого механизма участнику СВО или члену семьи необходимо обратиться в свою поликлинику по месту жительства. Во всех медучреждениях назначены ответственные лица в статусе не ниже заместителя главврача, информация о которых размещена на стендах в местах пребывания пациентов. Ответственный куратор определяет дальнейшую маршрутизацию ветерана в зависимости от потребности, при необходимости организует мероприятия по медицинской реабилитации, оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медпомощи, включая направление на лечение в федеральные госучреждения.
Медицинская реабилитация участников СВО проводится на базе Госпиталя ветеранов войн, Иркутской городской больницы N6, больницы "РЖД - Медицина". Амбулаторный этап медицинской реабилитации организован на базе еще семи медучреждений.
Хочу отметить, что все медучреждения региона информированы о возможности направления участников СВО на медицинскую реабилитацию, в том числе на нейрореабилитацию после черепно-мозговых травм, в медицинские организации других субъектов РФ.
- В 2025 году отмечается 80-летие Победы. Какие меры поддержки участников Великой Отечественной войны утверждены в регионе к этой дате?
- Подвиг нашего народа навечно вписан в историю. Наши земляки, проявив подлинный героизм на фронте и в тылу, внесли неоценимый вклад в Победу. В такой важный для всех нас год 80-летия Победы мы уделили самое пристальное внимание ветеранам всех категорий. В дни перед 9 мая я постарался лично навестить и поздравить ветеранов войны, тружеников тыла, жителей блокадного Ленинграда, проживающих в Иркутске и в тех районах, где был с рабочей поездкой.
Единовременную денежную выплату в размере 50 тыс. рублей накануне дня Победы получили все инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Выплата предоставлялась в марте в беззаявительном порядке, получили ее 67 человек.
По моей инициативе региональные выплаты ко Дню Победы также получают труженики тыла, жители блокадного Ленинграда, несовершеннолетние узники концлагерей. Размер этих выплат - 10 тыс. рублей. Гражданам, имеющим статус "Дети войны", установлена выплата в размере 6,8 тыс. рублей.
В целом единовременные выплаты ко Дню Победы получили 67 тыс. жителей региона. На эти цели из областного бюджета направлено 455,5 млн рублей.