Сибирь / Точка зрения 20 октября 2022 г. 15:16

Ради чистой воды

Interfax-Russia.ru - Минприроды РФ ужесточило требования к стокам в Байкал от промышленных производств. Ученые считают, что этого недостаточно для сохранения уникального озера.

Ради чистой воды
© РИА Новости. Владимир Смирнов

Минюст России зарегистрировал приказ Минприроды, ужесточающий требования к стокам промпроизводств, которые могут попадать в озеро Байкал. Документ размещен на официальном интернет-портале правовой информации.

"Прямой сброс стоков в озеро запрещен. При этом на Байкале в настоящее время нет промышленных предприятий и нет промышленных очистных, поэтому требования к предприятиям, которые могут появиться, сразу установлены на сверхвысоком уровне", - сообщила пресс-служба Минприроды.

Так, согласно приказу, содержание железа в стоках не должно превышать 0,005 мг/дм3, свинца - 0,0001 мг/дм3, ртути - 0,00001 мг/дм3. Эти требования строже требований СанПиНа к питьевой воде: по железу – в 60 раз, по свинцу – в 50, по ртути - в 20 раз. Минприроды подчеркивает, что такие "заградительные" цифры предложили ученые - приказ готовила рабочая группа, в которую входили представители Российской академии наук (РАН), в том числе ее Сибирского отделения.

"Задача - сохранить жемчужину России и крупнейший источник пресной питьевой воды", - подчеркнули в Минприроды России.

В настоящее время в рамках федерального проекта "Сохранение озера Байкал" строят три очистных сооружения, в этом году их введут в эксплуатацию. С 2022 года началась реконструкция очистных в Улан-Удэ, а на 2023 год запланирована реконструкция очистных в Северобайкальске.

В марте ученые Сибирского отделения РАН высказались против смягчения требований к сбросам промышленных стоков в водные объекты в центральной и буферной зонах Байкальской природной территории, которое предполагал проект соответствующего приказа Минприроды РФ.

"Вариант Минприроды не ужесточает, а, наоборот, смягчает требования к компонентам, которые можно сбрасывать в водотоки, которые впадают в Байкал", - заявил директор Лимнологического института Сибирского отделения РАН Андрей Федотов на пресс-конференции в иркутском пресс-центре "Интерфакса".

Он пояснил, что в проекте приказа допустимое содержание некоторых вредных веществ в промышленных стоках указано выше, чем ранее согласованное, в том числе с учеными. Кроме того, в документе нет ряда дополнительно внесенных в него опасных и особо опасных веществ, которые необходимо контролировать при сбросе сточных вод в Байкал и промышленных стоков – во впадающие в озеро водотоки.

"Наше предложение внести их туда. Потому что в представленном варианте это будет противоречить закону об охране Байкала", - сказал Федотов.

Также, по словам директора института, ученые считают необходимым исправить значения допустимого содержания некоторых вредных веществ в промышленных стоках, "которые были завышены непонятно на каком основании". Эксперт отметил, что эти вещества, в том числе хлорорганические, опасны для любой экосистемы.

Позицию ученых Лимнологического института поддержал депутат Госдумы РФ Николай Будуев. На пресс-конференции он сообщил, что подготовит ряд депутатских запросов.

Проект изменений в приказ Минприроды РФ N83 "Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал..." был размещен на портале общественного обсуждения проектов нормативных актов. По информации ученых, правки в документ решили внести в связи с проведением работ по ликвидации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК).

Нынешний приказ Минприроды РФ в Лимнологическом институте также раскритиковали. Так, в частности, вопросы у ученых возникли к показателям, представленным в таблице "Допустимое содержание вредных веществ в сточных водах, сбрасываемых в водные объекты в пределах центральной и буферной экологических зон, за исключением вредных веществ в сточных водах, сбрасываемых центральными и локальными системами водоотведения поселений и городских округов в пределах центральной и буферной экологических зон", которая идет приложением к указанному документу.

"Проблема таких интегральных показателей в том, что мы смешиваем все в одну кучу. Хлорорганических соединений, и вообще галогенорганических (указаны в самом низу таблицы как АОХ – адсорбируемые галогенорганические соединения – ИФ), существует очень много, и они очень разные по токсичности. Например, хлористый бензол, который, конечно, не очень приятный, но не смертельный. Есть хлористые фенолы, они более вредные. Есть совершенно страшные вещи под названием "диоксины". Там уже при на порядки меньшей концентрации - канцерогены и мутагены. И когда все это (показатели – ИФ) находится в одной куче, то получается, что мы не следим за действительно опасными вещами, за которыми обязательно надо следить", - сообщил Interfax-Russia.ru заместитель директора Лимнологического института Сибирского отделения РАН по науке Вадим Анненков.

И в этом контексте, как отметил ученый, прежде всего, речь идет о проблеме рекультивации карт-шламонакопителей БЦБК.

"На БЦБК целлюлозу отбеливали при помощи хлора. В результате применения данной технологии образовывались различные, довольно токсичные, хлорорганические соединения. И вот по ним сточные воды надо бы персонально контролировать. Особенно учитывая, что предельно допустимые концентрации (ПДК) на те же диоксины и прочие нехорошие соединения существуют, по крайней мере для питьевой воды и рыбохозяйственных водоемов, от них и можно отталкиваться", - сказал Анненков.

При этом ученый отметил, что для такого анализа необходимо отдельно расписать все такие соединения, а не объединять их в единый показатель АОХ, который в тысячи раз выше предельно допустимых концентраций для опасной хлорорганики.

"В приказе Минприроды допустимая концентрация АОХ в стоках, попадающих в Байкал, - 0,03 миллиграмма на литр. При этом ПДК, допустим, на дихлорфенол (относится к АОХ – ИФ) в рыбохозяйственном водоеме – 0,0001 миллиграмма на литр. И это пруд для разведения рыбы, а для Байкала еще более жесткие требования должны быть", - пояснил специалист.

Также ученый обратил внимание на указанный в таблице показатель для анионных синтетических поверхностно-активных веществ (АСПАВ).

"Там ситуация примерно та же, что и с АОХ. АСПАВ - это компоненты моющих средств. Их тоже существует некое количество. Определяются они суммарно, но разница по токсичности у них тоже бывает существенная. А в таблице только одно общее значение для всех", - сказал он.

Как пояснил ученый, концентрация вредных веществ, которые попадают в Байкал вместе со стоками, сбрасываемыми в питающие его реки, также зависит и от удаленности "точек сброса" от озера. И этот параметр тоже важно учитывать.

"Например, если слить что-то в достаточно большую реку Селенгу, где-нибудь в районе Улан-Удэ, то стоки аверняка дойдут до Байкала уже сильно разбавленными. А если аналогичное количество будет сливаться в какую-то небольшую речку в районе БЦБК, в 500 метрах от Байкала, то в озеро все это попадет почти что в неизменном виде", - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.

Таким образом, как отмечает эксперт, документ требует доработки.

"Сейчас мы имеем ситуацию, когда фактически опасные хлорорганические соединения, действительно опасные, не нормируются. Потому что тот интегральный показатель, который написан (в приказе Минприроды РФ – ИФ), в сотни-тысячи раз выше нормативов, которые существуют по рыбохозяйственным водоемам для опасной хлорорганики", - сказал Анненков.

При этом специалист предлагает менять (ужесточать) нормативы для отдельных показателей АОХ и АСПАВ поэтапно, чтобы с ними можно было работать.

"Если сейчас жестко ввести нормативы по фенолам, хлорфенолам и так далее, то вообще придется все закрыть, ничего не сбрасывать. Поэтому нужен какой-то план, дорожная карта - что и с какого года будет контролироваться, чтобы хозяйствующие субъекты могли озадачиваться покупкой оборудования, менять схему производства. А так получается, что по опасным хлористым соединениям Байкал защищен меньше, чем пруд для разведения рыбы. И это неправильно", - подчеркнул замдиректора Лимнологического института Сибирского отделения РАН по науке.

Обозреватель Наталья Пономарева