Сибирь / Точка зрения 6 декабря 2011 г. 15:13

Сошли с путей

Interfax-Russia.ru – На Байкало-Амурской магистрали 12 вагонов с углем сошли с рельсов. Авария обошлась без жертв и пострадавших.

ЧП на железной дороге случилось в ночь на вторник в Иркутской области: груженые углем вагоны сошли с рельсов на Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

"На перегоне "Лена Восточная – Чудничный" Восточно-Сибирской железной дороги произошел сход, по предварительным данным, восьми вагонов с углем. Пострадавших нет. Экологической угрозы окружающей среде нет", - сообщила утром во вторник пресс-служба Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД).

Позже появились уточненные данные – как оказалось, на БАМе перевернулись не 8, а 12 вагонов.

Выяснилось также, что грузовой поезд направлялся из города Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области в Ванино Хабаровского края, где расположен морской торговый порт.

В результате аварии пострадало около 300 метров железнодорожного полотна и опора одной из контактных ЛЭП. Естественно, что движение на этом участке дороги пришлось временно остановить. По этой причине определенные неудобства испытали пассажиры сразу нескольких поездов.

Сначала ВСЖД задержала поезд №92 "Москва - Северобайкальск". Его пассажирам предложили доехать до следующей станции на автобусе, а там уже пересесть на электропоезд.

"Из 65 пассажиров поезда 26 пассажирам, следующим до ближайших станций Небель и Киренга, будет предложено объехать перегон Лена - Чудничный автобусом ВСЖД до соседней станции Звездная, где будет подготовлен отдельный электропоезд", - пояснила пресс-служба Восточно-Сибирской железной дороги.

"При отказе пассажиров от поездки возврат и переоформление проездных документов будет произведен без удержания дополнительных платежей и сборов", - подчеркивалось в пресс-релизе железной дороги.

Затем остановиться на станции Лена ждать, пока восстановят поврежденные пути, пришлось поезду N98 "Кисловодск-Тында" со 180 пассажирами.

"Пассажиры обеспечены питьевой водой, в случае задержки поезда более четырех часов им будет предоставлено дополнительное питание. По желанию пассажиров на вокзале станции Лена им будут бесплатно предоставлены комнаты отдыха", - заявили в службе корпоративных коммуникаций ВСЖД.

Перебои возникли в расписании не только пассажирских поездов. Хоть интенсивность движения на перегоне "Лена Восточная – Чудничный", как заявили в ВСЖД, небольшая, "товарняки" из-за аварии тоже на какое-то время встали.

"От трех до пяти грузовых поездов стоят с задержкой, один - более часа. Вообще, на этом участке напряженность небольшая - всего 16 пар поездов в сутки", - пояснил днем во вторник агентству "Интерфакс-Сибирь" представитель службы ВСЖД, отметив, что поезда перевозят различные грузы, не уточнив, какие именно.

На аварийный перегон сразу, как стало известно о ЧП, направили восстановительные поезда со станций Северобайкальск, Коршуниха и Киренга. Тем не менее, справиться с последствиями крушения железнодорожникам удалось только к 10:00 мск.

Причины аварии еще неизвестны. Их выяснением займется специально созданная комиссия во главе с исполняющим обязанности начальника Восточно-Сибирской железной дороги Николаем Маклыгиным. Более того, свою проверку по факту случившегося проводят и следственные органы.

"По данному факту следственными органами Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СК России проводится доследственная проверка, по результатам которой будет принято процессуальное решение", - сообщается на сайте этого ведомства.

Между тем, подобные происшествия на железной дороге случаются нередко, и причины у этих аварий самые разные.

Например, в октябре в Свердловской области на станции Кушва с рельсов сошли пять вагонов грузового поезда. В четырех завалившихся на бок вагонах находились пятиметровые металлические стержни, и еще в одном – бензин. К счастью, в результате этой аварии никто не пострадал. Железнодорожникам, как и в случае с ЧП на БАМе, даже не пришлось останавливать движение поездов. Спустя пару недель эксперты установили, что вагоны сошли с рельсов из-за плохого состояния пути и, в частности, стрелочных переводов.

В начале июля на перегоне "Тальцы - Онохой" в Бурятии с рельсов сошли два товарных поезда - в общей сложности 24 вагона. Чтобы поднять вагоны, а также устранить все последствия аварии, специалистам потребовались почти сутки – настолько серьезными были разрушения.

По данным Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте, причиной аварии стал заводской дефект груза, находившегося в вагоне одного из поездов – некоего машинного оборудования. Его металлическая деталь упала в междупутье как раз в тот момент, когда по смежным путям шел второй поезд. Его машинист применил экстренное торможение, но избежать аварии все равно не удалось. По информации управления, ущерб, который понесла ВСЖД в результате этой аварии, превысил 15 млн рублей.

В мае крупная железнодорожная авария произошла в Оренбургской области. Там после столкновения с бензовозом сошли с рельсов вагоны сразу двух поездов – пассажирского и грузового. Бензовоз выехал на железнодорожный переезд, несмотря на запрещающие сигналы, и столкнулся там с поездом "Оренбург-Екатеринбург", а потом отлетел под идущий навстречу товарняк. В итоге с путей слетели локомотивы обоих поездов, два первых почтово-багажных вагона пассажирского поезда и 11 из 46 цистерн с мазутом грузового состава. На этот раз не обошлось без пострадавших – травмы получили бригады обоих поездов, водитель автомобиля и 13 пассажиров поезда "Оренбург-Екатеринбург".

Кроме того, в мае с рельсов сошел грузовой состав в Нижнеудинском районе Иркутской области. На перегоне "Камышет-Ук" перевернулись 22 из 58 его вагонов. В итоге железнодорожное полотно было разрушено на протяжении почти километра, кроме того, произошла небольшая утечка мазута. Восточно-Сибирская транспортная прокуратура сообщила впоследствии, что причиной этой аварии стало плохое содержание железнодорожных путей нижнеудинскими железнодорожниками.

А вот в Кемеровской области аналогичное ЧП на железной дороге весной этого года произошло по вине "охотников за металлом". Когда на подъездных путях Бачатского разреза сошли с рельсов девять вагонов с углем, прибывшая на место аварии ремонтная бригада увидела, что почти на 150 метрах дороги были демонтированы металлические костыли. По данным областной администрации, позже их нашли в одном из пунктов приема металлолома.

Обозреватель Вера Широкова