"Крючок" для туриста

Interfax-Russia.ru - Регионы России заинтересованы в развитии событийного туризма, но пока что привлекать большие потоки удается только крупным музыкальным фестивалям.

Октоберфест, Лав-парад, Каннский фестиваль, фестиваль Святого Патрика, бразильский карнавал и многие другие громкие мировые события собирают туристов в определенное время в определенном месте много лет подряд. В России массовый событийный туризм до сих пор поддерживают лишь разовые события мирового уровня. Это в основном спортивные мероприятия: кубок Кремля по теннису, хоккейные турниры и футбольные матчи. Есть потенциал превратиться в события высокого мирового и у музыкальных фестивалей.

Как помним, в 2009 году большой поток туристов обеспечило "Евровидение", а в ближайшие годы страна готовится принять зимнюю Олимпиаду в Сочи и Чемпионат мира по футболу во многих городах страны. Но с ежегодными тематическими праздниками, фестивалями прочими событиями, которые можно "продавать", у России пока напряженка. Особенно там, где это касается регионов.

В конце июня в Ростове-на-Дону прошла всероссийская конференция "Актуальные проблемы и перспективы развития событийного туризма". Представители 22 субъектов страны собрались и обсудили перспективы этого направления в России в целом и в Ростовской области в частности.

Несмотря на то, что начальник управления развития внутреннего туризма и государственных туристских проектов Ростуризма Александр Сирченко считает Донской край привлекательным и для иностранных туристов, цифры говорят обратное. С каждым годом доля зарубежных гостей, стремящихся в регион, падает. Основную долю событийного туризма по-прежнему перетягивают на себя деловые поездки, которые власти объединяют в единый сегмент.

Событийный туризм занимает 40% в структуре туризма Ростовской области, сказал министр экономического развития Ростовской области Владимир Бартеньев. "Большую долю в структуре событийного туризма области занимает деловой бизнес. Думаю, надо смещать этот показатель и больше внимания уделять другим видам событийного туризма", - подчеркнул он.

В регионе существует областная целевая программа развития туризма, которая предполагает финансовую поддержку бизнесу. "Формирование благоприятных экономических условий для привлечения инвесторов в туристическую отрасль и повышение конкурентоспособности регионального турпродукта – вот основные задачи, которые стоят перед донской туриндустрией", - считает директор департамента инвестиций и предпринимательства области Светлана Абдулазизова.

И все же за последние пять лет турпоток в регион удалось увеличить вдвое, с 2007 года он вырос до 1 млн гостей в год, напомнил министр экономического развития Дона.

Туризм - огромный пласт экономики, который требует тщательной детальной проработки и способен приносить экономикам городов и регионов очень большой доход. Существуют органический и стратегический способы развития туризма. Например, классическим примером органического способа является Иерусалим. Этому городу ничего не надо делать, но поток туристов туда вряд ли иссякнет.

"В нашу эпоху примеров органического развития практически не существует. Нужно, чтобы за этим была вековая история, а это слишком долгосрочный проект. Сегодня больше приходится работать со стратегическим развитием", - считает эксперт компании ID-re‘el Павел Морозов. В качестве одного из примеров идеального стратегического развития он привел Лос-Анджелес.

А для того, чтобы проработать стратегию и наладить в регионах событийный туризм, большинству из них не хватает заинтересованности турбизнеса и главное - инфраструктуры, на которой базируется любой бизнес.

Именно поэтому власти региона считают самыми важными для развития событийного туризма в регионах мероприятия международного уровня, поскольку они помогают привлекать федеральные средства на развитие всех видов инфраструктуры: дорог, коммуникаций, жилья и так далее. На Юге в ближайшее время будет два таких события - сочинская Олимпиада и футбольный Чемпионат мира 2018 года.

"К нам приезжали коллеги из Вологодской области, и тоже жаловались на эту проблему. У них Великий Устюг, родина деда Мороза, к ним едут семьи с детьми - а размещать негде", - сказала Interfax-Russia.ru начальник отдела координации туристической деятельности департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области Инна Шинкина.

По ее словам, не важно, какое направление выберет турбизнес для продвижения - сельский, событийный или спортивный. Проблема остается прежней. Любые фестивали в Ростовской области, такие как Шолоховская весна, могут претендовать на звание первопроходцев событийного туризма. Но они упираются в размещение.

"У нас эти мероприятия, этнические, гастрономические и прочие, проходят в пригороде. Это самое привлекательное в них - природа, простор, воздух, - рассказывает Инна Шинкина. - У нас сегодня нет готовой программы, которую турфирмы могли бы представить, чтобы предлагать событийные поездки. Вот мы проводим, к примеру, праздник День донской ухи. Мы готовы проводить его и два дня, и неделю - но туристы могут приехать туда только на один день - им негде жить. Поэтому основной поток у нас - это курсанты, студенты. В плане развития туризма мы и так делаем невозможное" .

Кроме этого, на пути появляется извечная проблема - противостояние и спор бизнеса и представителей власти. Первые заявляют, что государство и местные власти не создают нужных условий для развития, вторые обвиняют предпринимателей в незаинтересованности.

"У нашего бизнеса нет интереса к организации событийного туризма в больших масштабах", - говорит представитель правительства Ростовской области. В качестве примера приводится выставочная индустрия, которая сейчас полностью находится в частных руках и дает большую долю въездного туризма.

В календаре событийного туризма Ростовской области сегодня можно найти такие мероприятия, как казачья масленица, фестиваль реки Дон, фестивали донской ухи и азовского осадного сидения, кубок России по кайтбордингу и гонки на тракторах, праздник донского меда и спортивный фестиваль по парусному спорту "Чайка", Шолоховские чтения и другие.

Некоторые курортные регионы и муниципалитеты Юга стараются создавать инфотуры для турфирм. Например, в прошлом году в Геленджике администрация города организовала тур, который для туроператоров и турагентов из регионов России и ближнего зарубежья демонстрировл возможности Геленджика и его курортных сел.

И этот курортный город также старается включать событийные моменты в программу отдыха туристов. "В последние годы в Геленджике регулярно проводятся различные мероприятия, в том числе мирового уровня, такие как международная выставка "Гидроавиасалон", Международная конференция стран-членов Черноморского экономического сотрудничества. Также пользуются большим успехом у наших гостей музыкальный фестиваль "Маленький принц", открытый фестиваль юмора и эстрады "Москва-транзит-Геленджик", корпоративный фестиваль ОАО "Газпром" "Факел" в мае и другие мероприятия", - говорил в интервью агентству "Интерфакс-Юг" мэр города Виктор Хрестин.

А, к примеру, северным городам подкинули идею продавать мороз. "Далеко не все мероприятия могут быть интересны иностранцам. Думаю, что Якутии можно продавать свою холодную зиму. Многие люди просто не представляют, как можно обитать при таких крайне низких температурах. Вы же умудряетесь в таких температурах жить", - предложил городским властям заместитель министра культуры России Григорий Ивлиев на международной конференции по развитию событийного туризма в Якутске. Каждому свое.

Региональные турфирмы пока что готовы предлагать только разовые посещения развлекательных событий в рамках обычных курортных поездок. С другой стороны, на месте туриста редко найдется желающий специально приехать в другой город ради небольшого местного события. Исключения составляют по-прежнему музыкальные фестивали и яркие концерты, как, например, "Алые паруса" в Санкт-Петербурге либо "Рок над Волгой" под Самарой и т.д. Но надежда на большое будущее событийного туризма российских регионов все же есть.

Обозреватель Евгения Артемова