Объем добычи углеводородов в Ямало-Ненецком автономном округе в 2016 году вырос впервые за последние несколько лет. В текущем году регион также не намерен сдавать позиции. О том, почему нефти на Ямале теперь добывается почти на треть больше, чем год назад, за счет чего регион компенсирует выбывающие доходы, а также о том, как шрамы на лапах белого медведя привели к генеральной очистке целого острова, в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.
- Дмитрий Николаевич, по итогам прошлого года объемы добычи газа и особенно нефти на Ямале выросли впервые за несколько лет. С чем связан этот рост? Каковы перспективы добычи углеводородов?
- На Ямале были введены в эксплуатацию новые месторождения, такие как Пякяхинское, Восточно-Мессояхское, достроен нефтепровод Заполярье-Пурпе. А рост добычи газа во многом обусловлен вводом второй очереди Бованенковского месторождения. Но ведь газ и нефть вначале надо продать, потом добыть. Поэтому также стоит отдать должное тому, что углеводороды еще и хорошо продавались. Зима выдалась холодная, спрос на газ вырос.
- Тем не менее, в конце прошлого года ЯНАО полностью разместил семилетние облигации объёмом 20 млрд рублей. И спрос на них оказался большим. На какие цели будут направлены привлеченные средства? Планирует ли ЯНАО использовать такой инструмент в дальнейшем?
- Да, конечно, будем использовать этот опыт, особенно в период, когда не так много денег. Мы все-таки субъект, который привязан к реализации нефти и газа. Видим, что цены на углеводороды не столь хороши, как были раньше, и вряд ли они быстро выйдут на прежний уровень. Поскольку есть некоторый провал в доходах, разместили заем. Привлеченные средства будут направлены на социальные проекты, на инфраструктуру, пойдут в бюджет развития.
- Планируете ли дополнительно размещать облигации в ближайшее время?
- В таких объемах этого пока не нужно, но, если понадобится, будем таким образом привлекать средства. При этом новый механизм инвестирования в проекты территории от населения мы, как и заявляли, применим. Выпуск на 1 млрд рублей облигаций, доступных для любого россиянина - физического лица, произойдет совсем скоро: весной - в начале лета 2017 года.
- Ямал намерен реализовать некоторые инфраструктурные проекты по концессионной схеме, самый крупный - это строительство Северного широтного хода. Какие следующие шаги по реализации данного проекта?
- Следующие шаги больше, конечно, за Российскими железными дорогами. Мы заключили все необходимые соглашения, есть подтверждение грузовой базы, прорабатывается проектная документация. В этом году РЖД, скорее всего, приступят к изыскательским работам, в следующем году, думаю, стройка уже начнется.
- Как относится к этому проекту бизнес? Будет ли соинвестирование с его стороны, или в проекте участвуют лишь РЖД?
- Задача бизнеса - гарантировать грузовую базу, за счет этого проект будет окупаем. Необходимо 22 млн тонн грузов в год, и они подтверждены: 11 млн тонн появятся от бизнеса, это в основном жидкие углеводороды, 11 млн тонн - от перераспределения грузов Российскими железными дорогами.
- Еще один вопрос, связанный с темой транспорта. Авиакомпания "Ямал" постепенно переходит на самолеты Sukhoi Superjet 100, сейчас использует семь таких воздушных судов, до конца 2017 года планировала приобрести в лизинг еще 18. Сохраняются ли эти планы? Не разочаровался ли "Ямал" в SSJ-100, особенно учитывая недавно выявленный дефект стабилизатора, из-за чего машины пришлось временно выводить из эксплуатации? Есть ли экономический смысл приобретать в лизинг российские самолеты после того как рубль стабилизировался и курсовая разница стала не столь заметна?
- Однозначно да. Условия Государственной транспортной лизинговой компании выгоднее, чем приобретение в лизинг Boeing и Airbus. Пока мы взяли семь SSJ-100. Все технические недоработки по данному виду самолетов, как заявляет компания, устранены. Так что будем добирать то количество самолетов, которое стоит в плане, но это зависит больше от завода-производителя, чем от нас. Мы свои обязательства выполняем.
- Есть ли нарекания по качеству самолетов?
- На сегодняшний день нет.
- С этого года оленину в Европу поставляют не только "Ямальские олени", но и "Мясоперерабатывающий комплекс "Паюта". Не получится ли так, что двум ямальским муниципальным предприятиям придется "толкаться локтями", жестко конкурировать между собой?
- Напротив, появление второго игрока только в плюс! На оленину у иностранных государств большой спрос, она хорошо раскупается. А нам надо решать вопрос оптимизации поголовья оленей, поскольку оленеемкость пастбищ не позволяет содержать столько животных, сколько есть сейчас.
Реализацию оленины нужно увеличить в два раза, соответственно, создаем несколько забойных пунктов. "Ямальские олени" расположены в центре региона, местные жители туда пригоняют столько оленей, сколько могут. Но с отдаленных территорий, таких как Тазовский или Надымский районы, дойти по тундре сложно. Поэтому нужно на месте формировать центры заготовки оленины.
Стоит также отметить, что продавать оленину в Европу выгодно, ведь реализовываем ее за евро. Поэтому "Ямальские олени" и "Паюта" не конкуренты, это параллельные проекты.
- В 2017 году начнется работа по очистке от накопленного экологического ущерба второго острова на Ямале - Вилькицкого. Сколько лет она займет? Более ли масштабная и сложная работа предстоит, чем, например, по очистке острова Белый?
- Работа не менее масштабная, но я думаю, что она пойдет гораздо веселей и быстрей, потому что теперь мы знаем, как и что делать. Если на острове Белый у нас два года была пробуксовка, потому что не представляли, как волонтерам жить и работать с белыми медведями по соседству, то сейчас есть полное понимание всего процесса и мероприятий по безопасности.
- А с чего вообще начался этот проект?
- Произошло нападение белого медведя на работника метеостанции, он вынужден был защищаться и убил зверя. Приехали разбираться. Обратили внимание на лапы животного, на них было очень много шрамов, буквально до верхней части. Кожа у белого медведя черная, поэтому шрамы сразу бросались в глаза. Начали выяснять, откуда эти старые раны. Директор метеостанции рассказал, что весь остров в ржавых бочках, медведь вынужден на них наступать, режется и от травм умирает.
Больше для того, чтобы белого медведя сохранить, мы пошли на такой шаг, как очистка острова. Потом поняли, что вполне по силам провести генеральную очистку всей территории острова Белый. Так сформировалось целое международное движение "Волонтеры Арктики".
- Скоро в Архангельске пройдет Арктический форум. Нет ли идеи через год провести такое же мероприятие в Салехарде?
- Мы всегда рады проведению любых форумов у нас, возможности для этого есть. Но место определяет президент РФ. В этом году выбран Архангельск. И правильно, ему нужно уделить побольше внимания. Некоторые говорят, что этот форум теперь будет проводиться только там. Думаю, было бы лучше, если б люди видели всю российскую Арктику, другие субъекты РФ, понимали, как идет развитие, ведь не у всех есть возможность добывать нефть и газ на шельфе.
Однако две трети регионального продукта в российской арктической зоне формирует Ямал. Благодаря проекту "Ямал СПГ" откроется Северный морской путь. Этот путь сомкнет два рынка, Азию и Европу, и тогда вся арктическая зона получит толчок к развитию. Ресурсы с Архангельска, Чукотки и других мест можно будет влить в эту мировую артерию. Появится возможность транспортировать и неконкурентный пока продукт, например, твердые полезные ископаемые.
- Каковы показатели регионального бюджета на этот год? Останется ли под конец года он дефицитным?
- Бюджет мы приняли с дефицитом 12 млрд рублей. На мой взгляд, он покроется за счет развития введенных объектов в сфере углеводородов. Не думаю, что к концу года мы подойдем с бюджетным профицитом, но в ноль должны выйти.
- По вашим ощущениям, улучшается ли экономическая ситуация в стране и, в частности, на Ямале? До сих пор ли приходится работать в условиях жесткой бюджетной экономии, или уже можно так сильно не затягивать пояса?
- Вы знаете, на Ямале никто никогда особо не расслаблялся. У нас из-за климатических особенностей тяжелые условия и работы, и жизни. Мало кто рассчитывает на сверхпомощь, все опираются больше на свои силы. Не могу сказать, что мы получили какой-то удар из-за внешних экономических причин. Безусловно, есть выпадающие доходы и по прибыли, и по всему. Но из-за того, что мы ранее "раскидали камни" на важные инфраструктурные и промышленные проекты, за счет налога на имущество мы компенсировали часть выпадающих доходов.
Но, конечно, какие-то стройки идут не столь быстро, как планировали. У меня есть надежда, что "Газпром" в этом году поможет достраивать нужные объекты, ведь есть вещи, которые могут подождать, а есть проекты, которые ждать не могут, например, обеспечение жильем тех, кто трудился на Крайнем Севере.
Наши первопроходцы постарели. В Тюмени, которая расположена южнее Ямала, мы начали строить для них микрорайоны и бесплатно переселять. Предоставляем жилье и не забираем то, что осталось на севере, то есть капитализируем человека. Эта программа немного просела из-за того, что был кризис, но сейчас ее реанимируем.
- Как обстоят дела с инвестициями в регионе?
- Здесь реализуются глобальные проекты, тот же "Ямал СПГ" с капитализацией $32 млрд. Планируется построить Северный широтный ход, который сделает рентабельной добычу углеводородов на маленьких месторождениях. Строительство этой железной дороги займет 4-5 лет. К тому времени все будет по-другому. Мы с научным обоснованием и компетенциями подойдем к глубокой переработке углеводородов, а не будем просто гнать их в трубу. У нас для этих преобразований все есть.