Урал / Эксклюзив 15 июля 2013 г. 16:56

Заместитель губернатора Тюменской области В.Шумков: "Туристический поток в регион ежегодно прирастает более чем на 10%"

Заместитель губернатора Тюменской области В.Шумков: "Туристический поток в регион ежегодно прирастает более чем на 10%"

Число туристов, посетивших Тюменскую область в 2012 году превысило 1,8 млн человек, увеличились в минувшем году и налоговые поступления в областной бюджет от предприятий туриндустрии. По оценкам региональных властей, туризм в Тюменской области, в среднесрочной перспективе, может стать достаточно серьезной составляющей экономики региона. О туристических инвестпроектах, о планах по привлечению туристов и новых маршрутах в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал заместитель губернатора Тюменской области, директор областного департамента инвестиционной политики и господдержки предпринимательства Вадим Шумков.

- Вадим Михайлович, прогнозируется ли увеличение туристического потока в регион? Если да – то за счет чего?

- Последние три года туристический поток в регион прирастает ежегодно более чем на 10%. Заявлять о том, что это целиком наша заслуга, как минимум, самонадеянно. Разумеется, помогает благоприятная экономическая конъюнктура – прирастает доход лиц, которые могут путешествовать по области, включая транзит.

Вместе с тем, в немалой степени влияет и активизация в реализации масштабных инвестпроектов и выполнение отдельных мероприятий, администрируемых правительством области, либо при его поддержке. Для взаимодействия с инвесторами привлекаются тысячи иностранных и российских граждан, а это уже деловой туризм. Так, только учебный центр компании "Шлюмберже" в селе Перевалово "прокачал" через себя более 3 тыс. иностранцев за последние три года. А есть еще такие серьезные компании, как "Кнауф Инсулейшн", "Бейкер Хъюз", ЗАО "Антипинский нефтеперерабатывающий завод", ООО "СИБУР". Их сотрудники приезжают к нам работать, учиться и повышать квалификацию и, конечно, посещают наши туристические объекты.

Большое количество массовых, спортивных и культурных мероприятий, проводимых в регионе, также привлекают большое количество заинтересованных участников. Но в этом плане нам надо еще очень многому учиться.

- Какие инвестиционные проекты разработаны в Тюменской области в сфере развития сфер въездного и внутреннего туризма?

- Можно сказать о тех, которые реализованы. За три последних года в регионе введено несколько десятков новых гостиниц. Ряд крупных отелей сейчас строится в Тюмени, несколько десятков проектов поменьше - в Тобольске, Ишиме, на родине Григория Распутина - в селе Покровском Ярковского района. Порядка 15 новых объектов придорожного сервиса проектируются, планируются и строятся на трассах, пересекающих нашу область с севера на юг и с запада на восток. То есть формируется инфраструктура для оказания туристам и просто людям, посещающим наш регион и проезжающим через него, услуг адекватного качества. Эта же инфраструктура создает нам немалое количество новых рабочих мест и пополняет местные бюджеты.

Если конкретизировать, то в Тюмени строятся отели под управлением компаний Accor (бренд Mercure, Франция - ИФ) и Hampton by Hilton. Качественно обустроенные минеральные источники появились в Тюменском районе. Ряд новых объектов санаторного профиля строится в Заводоуковске и Нижнетавдинском районе. Практически на полную мощность заработали расположенный под Тюменью областной центр зимних видов спорта "Жемчужина Сибири". Спортивно-оздоровительный комплекс "Кулига-парк", также находящийся вблизи областного центра, начинает строительство новой очереди.

В проработке еще несколько проектов создания рекреационных объектов на минеральных источниках – это Заводоуковский, Ялуторовский и Упоровский районы. Буквально на днях отработали аналогичный проект в Юргинском районе. На родине Распутина в селе Покровском должен появиться качественный туристический комплекс, включающий в себя новый музей, гостиницу и кафе. Строится большое количество кемпингов и просто отелей и кафе на трассах.

При этом практически все проекты идут с поддержкой и сопровождением областного правительства. Это либо прямая финансовая помощь, либо административное сопровождение в части разрешения проблем с оформлением земли, по газоснабжению, энергоснабжению, получению разрешений на съезд-выезд на участок. В ряде случаев правительство области не просто помогает – оно само задает тренды в этих направлениях и затем оказывает поддержку тем, кто вкладывает в регион свои средства. По нашему мнению, так движение идет значительно активнее. Расчет прост: нам нужны новые качественные услуги, новые квалифицированные рабочие места, нам нужны налоги для того, чтобы поддерживать новые проекты.

- В формировании каких межрегиональных туристических маршрутов на территории Уральского федерального округа принимает участие Тюменская область?

- Это два основных маршрута. Один связан с царской семьей Романовых, которые, как известно, из Тобольска были вывезены в Екатеринбург. Второй маршрут - это путь атамана Ермака, который пролегал через территорию нескольких нынешних субъектов РФ. Пока в планах остался круизный маршрут речным транспортом по рекам Обь-Иртышского бассейна.

Хотя "написать" маршрут – это только начало. Нужно отстроить логистику, понять пожелания будущего потенциального туриста и постараться максимально выстроить под него составляющие маршрута. Учитывая то, что в этих процессах задействовано большое количество субъектов с различным менталитетом и мотивацией – задача очень сложная. В чисто рыночных условиях такие маршруты создаются и администрируются самими туроператорами. Но для этого они должны иметь ресурсы и желание заниматься исключительно внутренним и въездным туризмом.

- Есть ли в регионе туристические маршруты, связанные с именами наших знаменитых земляков – Петром Ершовым и Дмитрием Менделеевым?

- В недавней поездке в Ишим и Ишимский район губернатор дал поручение властям этих муниципалитетов по формированию комплекса объектов, связанных с именем Ершова.

Имя Менделеева упоминается практически всеми экскурсоводами при посещении Тобольска и Тобольского района, есть памятники, связанные с именем великого земляка, но полноценный маршрут по этим и другим именам сформировать еще предстоит.

- Вадим Михайлович, как бы Вы оценили туристический потенциал Тюменской области? Есть ли у региона перспективы развития таких видов туризма, как событийный, агротуризм, экологический, охотничий, паломнический?

- Мне кажется, более корректным, когда туристический потенциал региона оценивают сами туристы. Если турпоток и социально-бюджетный эффект от развития туризма растут – значит, мы на правильном пути.

Да, в регионе развиваются многие из названных вами видов туризма. Так, в начале июля при поддержке областного правительства в Абалаке под Тобольском прошел очередной международный фестиваль исторической реконструкции "Абалакское поле", собравший более 16 тыс. гостей. Чуть раньше в Ялуторовске провели первую региональную ярмарку народных промыслов и ремесел с продажей сувениров. Есть планы сделать ее регулярной и межрегиональной. Мероприятия событийного характера идут практически чередой. Задача, не распыляясь, выбрать из них 3-5 наиболее конкурентоспособных и интересных с точки зрения целевой аудитории и сфокусироваться на их развитии.

Агротуризм и экотуризм также получают свое развитие. К примеру, расширяется лосиная ферма в Турнаево в Нижнетавдинском районе. Уже сейчас это объект массового посещения. Растет поток посетителей агрофермы в селе Чикча в Тюменском районе, где живут африканские страусы и десятки других животных: лошади, овцы, кабаны, косули, индюки, перепела, гуси, утки, более двадцати пород декоративных кур. Конечно, в основном в Чикчу едут семьи с маленькими детьми, которым интересно увидеть настоящее натуральное хозяйство. Есть маршруты с посещением Марьина ущелья в Исетском районе и баз отдыха, расположенных в натуральной природной среде.

В планах – создание деревни для туристов и натурпарка в Тюменской области. Удастся ли их реализовать – покажет время.

Паломнический туризм для Тюменской области стал уже практически традиционным. Но его активизация была связана с приведением в порядок ансамблей Тобольского кремля и Абалакского монастыря, ряда отдельных памятников истории, культуры и архитектуры.

- Что, на Ваш взгляд, можно смело назвать туристическими брендами Тюменской области?

- Людей, которые здесь родились, побывали и работали, по именам которых можно смело ассоциировать регион как на внутрироссийском, так и на международном уровнях. У одних туристический бренд – это море, у вторых – горы, у третьих – другие достопримечательности, к примеру, упавший метеорит или действующий вулкан. У нас, в Тюменской области, это люди. Сильные, смелые, талантливые, одаренные, любящие свое Отечество и прославившие его своим трудом и всею своею жизнью: Романовы, Ермак, Менделеев, Ершов, Алябьев, создатель телевизионной останкинской башни Николай Никитин и многие другие, кто развивал культуру и науку, строил и защищал страну.

Впрочем, Тюменская область не обделена и памятниками природы, и историко-культурными объектами, и местами, где просто можно качественно отдохнуть с пользой для здоровья.

- Как идет обустройство туристических мест, работа над созданием качественной инфраструктуры на туристических объектах?

- Как я сказал, оказываем финансовую и административную поддержку инвесторам, которые вкладывают свои средства в такое создание и обустройство. Сам бюджет давно является самым большим инвестором в этой среде, если просуммировать реставрационно-восстановительные и строительные работы в Тобольске, Тюмени, Ялуторовске, Ишиме и в других муниципалитетах, которые проводились в течение последних лет.

Не ошибусь, если скажу, что в целом, счет пошел уже на сотни объектов и на десятки миллиардов рублей. Из последних объектов это городские набережные в Тюмени и в Ишиме, аэропорт Рощино, санаторий "Сибирь" и "Жемчужина Сибири". Для нас создание и развитие туристической инфраструктуры – это не только восстановление памятников. Задача рассматривается более комплексно: необходимо сформировать всю логическую и логистическую цепочку, начиная от продвижения региона и прилета к вам туриста до его вылета обратно, включая трансферты, питание, проживание и, конечно же, сервис, сервис, сервис…

Можно за счет бюджета построить объекты транспортной и общей инфраструктуры, привлечь инвесторов для строительства отелей и пр., но заставить искренне улыбаться и обслуживать другого человека с удовольствием невозможно. Это менталитет. Это любовь к своей работе. Уважение себя и уважение к другим. Все это не возникает из ниоткуда, а культивируется десятилетиями, если не веками. Потому сегодня одна из самых важных задач - формирование истинного духа гостеприимства, качественная подготовка кадров и многое другое, что с этим связано.

На протяжении нескольких последних лет много учим и стажируем предпринимателей. Госзаказ на повышение квалификации кадров для предприятий туриндустрии, также с зарубежными стажировками размещен нами буквально на днях.

- Сколько муниципалитетов вовлечено в сферу туризма? Планируется ли расширение?

- Активно работают 5-7 муниципалитетов, в которых есть определенная концентрация туристских объектов и инфраструктура. Многим пока надлежит понять, что туризм - это самостоятельная и очень емкая с точки зрения занятости отрасль. Когда человек имеет чистую хорошую работу и достойный доход – для сельской территории это крайне важно. А самое главное - делая свою территорию более комфортной и уютной для туристов, вы делаете ее более уютной и комфортной для собственных жителей. Это и есть основная задача местной власти.

- Насущная проблема туротрасли Тюменской области – удаленность региона от европейских туристов. Что делают областные власти для привлечения иностранцев или наших соотечественников из европейских регионов?

- Проблема действительно есть, поскольку, оплатив перелет в Тюмень и обратно, проживание в тюменском и тобольском отелях, гида, экскурсии, питание и трансферты, получаешь вполне солидный ценник даже за пару дней. Вместе с тем, полноценный турист с точки зрения экономики процесса, "получается" тогда, когда он погостил у нас более трех дней. Привлечь человека на такое время в регион, где нет гор и моря, – задача не из простых. У нас есть свои планы по ее разрешению, исходя из специфики географического и экономического положения региона. Пока занимаемся продвижением. Продвижение региона и его турпродукта – это сложный комплекс мероприятий, имеющий своей целью достучаться до целевой аудитории, заинтересовать ее и не разочаровать в последующем.

Потому сейчас работаем со СМИ в части регулярной выдачи определенной информации. Заказали фильм о Тюменской области с прокатом на специализированном ТВ канале. Работаем с известной программой "Искатели" по съемке очередного цикла передач про загадки и находки нашего региона. Готовим к выпуску новые путеводители о Тюменской области на трех языках. Будет проведен очередной информационный тур для представителей туроператоров и специализированных СМИ. Выставляем указатели по объектам туристского интереса. В Тюмени уже поставлены указатели на Царскую пристань и больницу, где проходил лечение Григорий Распутин. На очереди – Ингальская долина и Марьино ущелье в Исетском районе, под Тобольском на берегу Иртыша - городище Искер, который был столицей Сибирского ханства с конца XV до начала XVI века. В ближайшее время появятся указатели, связанные с родиной Ершова и Менделеева.

Так шаг за шагом, последовательно, планомерно и четко будем решать и эти задачи. Предыдущая работа по многим выставкам показала, что эффект от участия в таких мероприятиях не всегда сопоставим с затратами. Для Тюменской области, например, реализация крупных инвестпроектов дает значительное увеличение потока в виде высоко платежеспособных специалистов из России и других государств. А развитие медицинской и образовательной сфер, качественной рекреации дает прирост приезжающих с территории соседних субъектов. Также, крайне важно научиться работать с транзитным автомобильным потоком, проходящим через территорию области - речь идет о качественном развитии придорожного сервиса.

Потому, как мне кажется, ставить самоцелью - привлечь к себе исключительно иностранцев – не самый верный вариант развития. В этом слабое место для всех нас, кто живет в России, когда мы хотим понравиться именно иностранцам. Нужно, в первую очередь, создавать в своем регионе для своих жителей такие условия и так обустраивать территорию и достопримечательности, чтобы вам самим было здесь максимально комфортно. Тогда и другие к вам потянутся, чтобы побывать у вас в гостях и насладиться вашим образом жизни, чтобы вкладывать свои деньги на вашей территории. И наоборот, что вам проку стараться исключительно для чужих, если "свои" чувствуют себя здесь неуютно? Иностранцы едут в Австрию, Швейцарию, Германию, Испанию, ОАЭ и другие страны не только и не столько потому, что их так продвигают, а потому что там они чувствуют себя достойно и комфортно. Потому, что там также достойно и комфортно живут местные. Потому основную ставку в серьезной работе по массовому привлечению иностранных туристов надо делать не на водку, морозы или автомат Калашникова, а на образ территории уникальной по туристическим ресурсам, доступной по ценам, безопасной по отдыху, любимой своими собственными гражданами.