Interfax-Russia.ru – В Челябинске запущен пилотный проект по временному трудоустройству офисных работников.
В течение двух месяцев оказавшиеся не у дел сотрудники офисов и менеджеры среднего звена смогут встать на учет на электронной бирже труда. Инициаторы проекта, группа компаний "Покров" и рекрутинговое агентство "Бизнес и кадры", со своей стороны привлекают к участию в проекте потенциальных работодателей. Особенность проекта, получившего название "Временная занятость – новый старт!" в том, что узкого специалиста или группу профессионалов собирают "под заказ" работодателя на короткий срок.
Сезонные спады деловой активности, усиленные экономическим кризисом, временное отсутствие необходимого специалиста, краткосрочные проекты, связанные с развитием новых направлений в бизнесе, - вот далеко не полный перечень причин, по которым работодателю выгоднее привлеченный на условиях временного трудового соглашения специалист, нежели штатный работник. "Мы считаем, что руководители предприятий и фирм не до конца или вовсе не используют этот ресурс, - заявила Interfax-Russia.ru директор агентства "Бизнес и кадры" Людмила Соколова. – Но, допустим, предприятию необходимо выполнить какую-то специфичную, проектную работу, причем не факт, что в дальнейшем данное направление будет развиваться. Наиболее рациональный выход – принять на временную работу необходимое количество специалистов". Например, сегодня в базе данных есть предложения от торгового центра, которому требуется редактор рекламного буклета, благотворительного фонда, нуждающегося в услугах специалиста по связям с общественностью и т.д.
По мнению Соколовой, именно сейчас, в период кризиса, дальновидные руководители смогут существенно сэкономить фонд заработной платы, используя временное трудоустройство. Во-первых, сейчас без работы остаются вполне квалифицированные специалисты, которых при других условиях предприятие привлечь бы не смогло. Речь идет о направлениях, связанных с развитием предприятия - HR (менеджеры по кадрам, по персоналу), PR (связи с общественностью), маркетингом (оптимизация, увеличение продаж), рекламой и других. Содержать постоянный штат таких специалистов сейчас очень многим не по карману, а брать на работу сроком на несколько месяцев – вполне доступно. Во-вторых, трудовые отношения с внештатником заканчиваются менее затратно для работодателя. Временного сотрудника не надо сокращать, отправлять в вынужденный простой и так далее.
В чем же выгоды временной занятости для самого работника? Прежде всего – это возможность продолжать трудовую деятельность, используя приобретенные профессиональные навыки, по специальности или в смежных с ней областях. Общественные работы такой возможности не дают. Кризис все равно закончится, и едва ли специалисту в области маркетинга пригодится в дальнейшем обретенный на общественных работах навык благоустройства территории. Кроме того, внештатнику работодатель гораздо чаще предоставляет работу в удаленном доступе, по гибкому или свободному графику. Главное, чтобы поставленные задачи решались вовремя и качественно.
При этом работодатель экономит на организации рабочего места, а работник-фрилансер может строить свой деловой график по собственному усмотрению. "Я сама убежденный фрилансер, уже не первый год именно так работаю в различных проектах, - заявила Interfax-Russia.ru управляющий партнер группы компаний "Покровъ" Ольга Аристархова. – Не секрет, что, высиживая обязательные часы в офисе, сотрудник большую часть времени тратит не на работу. Во фрилансе за это же время можно сделать, а значит, и заработать не меньше, чем находясь в штате организации. А вполне возможно, что и больше".
Главным препятствием на пути развития временной занятости "белых воротничков" инициаторы проекта считают психологические стереотипы, сложившиеся у работодателя и работника. Работодатели опасаются, что отдача временного сотрудника, да еще работающего не на глазах, будет значительно ниже, чем от штатного специалиста. Да и договорные отношения, развязывая руки работодателю, точно также развязывают их и работнику.
А соискатель опасается, что многочисленные записи в трудовой книжке после кризиса вызовут подозрения у "серьезного" работодателя. "За годы экономического роста сформировался стереотип: если человек слишком часто меняет работу, причем это не связано с резким ростом зарплаты, то, значит, он не умеет добиваться результатов и с ним не стоит связываться, - пояснила Людмила Соколова. – Но кризис ломает этот стереотип. В конце концов, сведения о работе на четырех краткосрочных проектах будут выглядеть в резюме лучше, чем информация о годе простоя".
Ольга Аристархова убеждена, что кризис подстегнет активность "белых воротничков" и снимет с них клеймо "офисного планктона". "Да, трудовые права внештатного сотрудника, фрилансера менее защищены, чем у постоянного сотрудника. Но это ли не стимул внимательно относиться к содержанию трудового договора, уметь отстаивать свои интересы. В конечном итоге это учит не перекладывать ответственность за свои доходы и свою жизнь на кого-то другого, будь это работодатель или государство, а справляться с нею самостоятельно. Учит продавать себя, свои умения и навыки по максимально возможной цене. И после кризиса это очень пригодится", - считает Аристархова.
По свидетельству специалистов, работающих в рекрутинге, на фоне сокращения числа постоянных вакансий растет спрос на временный персонал, в первую очередь в логистике и розничной торговле. В рамках этого спроса растет и потребность в "белых воротничках": на временную работу приглашают бухгалтеров, финансовых аналитиков, IT-специалистов, людей с инженерными специальностями. На краткосрочные антикризисные проекты приглашают топ-менеджеров и специалистов среднего звена.
Офисные работники, управленцы, менеджеры переживают сейчас такие же психологические проблемы, какие в 90-е настигли, к примеру, актеров. В советское время попадание в штат государственного театра означало для актера практически пожизненное трудоустройство, даже если он не блистал особыми талантами. Но пришел рынок, а вместе с ним система ангажемента, когда труппу собирают под определенный проект. Проект завершается - труппа распускается. Сегодня это никого не удивляет и кажется само собой разумеющимся, что ангажемент расширяет возможность трудоустройства людей творческих профессий.
Тот же самый выбор предстоит сейчас делать и "белым воротничкам": продолжать бесплодные поиски работы или соглашаться на ангажемент. Собственно, особого выбора у них уже нет. На сегодняшний день в базе данных, например, Челябинского городского центра занятости 11 (одиннадцать) вакансий.
Обозреватель Елена Глушкова