Interfax-Russia.ru – Генпрокуратура РФ из-за подозрений в коррупционном происхождении бизнеса требует обратить акции "Макфа" и ряда ее компаний в доход государства. Активы ответчиков оценили в 100 трлн рублей.
Предварительное судебное заседание по иску к "Макфе" назначено на 9 апреля
Иск к крупному российскому производителю макаронных изделий, муки и круп АО "Макфа" и аффилированным с ним компаниям подал в Центральный районный суд Челябинска заместитель Генпрокурора РФ в интересах Российской Федерации. Предварительное судебное заседание по делу назначено на 9 апреля.
Продукция "Макфы" охватывает несколько направлений бакалейного рынка: макаронную продукцию, крупы и зерновые хлопья, муку и готовые смеси для выпечки. Ассортимент превышает 150 наименований. Компания выпускает продукцию на площадках в Челябинской, Свердловской, Курганской областях, Алтайском и Ставропольском краях.
Ответчиками, помимо "Макфы", выступают еще 33 юрлица, в том числе АО "СМАК" и ряд оффшорных компаний — "MGC International B.V." (Нидерланды), кипрские Arkoketi LTD, Zacostal LTD, Korfinia LTD, Markoul LTD, Stouvari LTD, Sula Granti LTD.
Кроме того, ответчиками по иску являются 13 физических лиц, в том числе экс-губернатор Челябинской области Михаил Юревич и экс-депутат Госдумы Вадим Белоусов.
Генпрокуратура РФ связывает подачу иска к "Макфе" с коррупционным происхождением ее бизнеса
Генпрокуратура РФ в иске к АО "Макфа" и аффилированным с ней компаниям требует обратить их акции в доход государства из-за коррупционного происхождения бизнеса.
По данным газеты "Коммерсант", в Генпрокуратуре полагают, что, работая в органах госвласти, главные ответчики — Михаил Юревич и Вадим Белоусов — в течение многих лет нарушали установленные антикоррупционным законодательством запреты и ограничения.
Так, по закону они должны были прекратить занятия бизнесом, отказавшись, в том числе, от участия в управлении коммерческими структурами, и декларировать свои активы. Однако прокурорская проверка установила, что они "фактически" владели группой коммерческих компаний, сведения о них не декларировали и в контрольные органы не передавали.
Управление бизнес-активами ответчики, по версии Генпрокуратуры, осуществляли через родственников и доверенных лиц
Генпрокуратура установила, что бизнес-проекты Юревич переоформил на своих родителей и сына, а также товарища и делового партнера Белоусова. Также в "криминальную схему номинального владения коррупционными активами" были вовлечены супруга Белоусова, дочь с ее мужем и теща.
Одновременно с этим, по версии надзорного ведомства, Юревич и Белоусов образовали круг доверенных лиц, на которых также записывали их организации и "возлагались обязанности по их управлению". Эти доверенные лица тоже выступают ответчиками по иску. Через них основные ответчики определяли судьбу "Макфы" и "Первого хлебокомбината", участвовали в их хозяйственно-финансовой деятельности, принимали "руководящие решения", а также с использованием властных полномочий "преумножали и капитализировали коррупционные активы, выводя их прибыль в нелегальный оборот", отмечает "Коммерсантъ".
По данным Генпрокуратуры, "нахождение во власти позволило" Юревичу создать целый холдинг, включающий агропромышленные, торгово-развлекательные, гостиничные, автотранспортные и медиаактивы.
Суд по иску Генпрокуратуры принял обеспечительные меры
Заместитель Генпрокурора РФ заявил ходатайство о применении мер по обеспечению иска — запрете осуществления регистрационных и распорядительных действий с акциями и долями компаний, указанных в иске.
Генпрокуратура обосновала ходатайство тем, что до передачи новому собственнику старые должны обеспечить их работу, исполнение контрактов и оплату труда сотрудников.
Центральный районный суд Челябинска удовлетворил ходатайство Генпрокуратуры РФ.
Согласно данным в картотеке суда, по делу выдано 95 исполнительных листов, еще семь возвращены.
Приставы оценили активы по делу "Макфы" в 100 трлн рублей
Судебные приставы в рамках иска Генпрокуратуры РФ постановили наложить арест на активы ответчиков общим объемом 100 трлн рублей.
"Все активы арестованы у всех. (...) Откуда взялась эта цифра, не знаю", — заявил "Интерфаксу" адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы ответчиков по иску.
Трунов отметил, что в иске Генпрокуратура не посчитала доходы ответчиков — экс-губернатора Челябинской области и экс-депутата, а также не дала точной оценки предполагаемого принадлежащего им имущества.
При этом ответчики получили постановление судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на шести рублевых, в евро и долларах США счетах, открытых в Цифра банке. Данный документ уже направлен в кредитное учреждение для его исполнения.
Общая сумма арестовываемых денежных средств составляет 100 трлн рублей, "хотя бюджет России на 2024 год запланирован в объеме 35 трлн рублей", заметил Трунов.
Он также утверждает, что для подачи иска пропущен срок исковой давности, поскольку Юревич с октября 2016 года не живет в России и не является чиновником.