Урал / Точка зрения 8 октября 2015 г. 19:34

Банкиры в деле

Interfax-Russia.ru – Топ-менеджеры лишенного лицензии екатеринбургского Плато-банка задержаны в рамках расследования уголовного дела о преднамеренном банкротстве.

Следственные органы возбудили уголовное дело о преднамеренном банкротстве Плато-банка, который в мае лишился лицензии. В июне временная администрация обнаружила 400-миллионную "дыру" в банковском капитале, в августе Центробанк выявил признаки вывода средств из кредитного учреждения, а в октябре следователи пришли к руководителям Плато-банка домой. Топ-менеджеры банка задержаны. Эксперты говорят, что уголовные дела о преднамеренном банкротстве не редкость для банковской сферы, но в Свердловской области такое происходит впервые.

Пресс-служба четвертого следственного управления Главного следственного управления СКР сообщила, что ведомство провело проверку по обращению Центробанка о совершении учредителем и рядом работников Плато-банка преднамеренного банкротства "и других противоправных деяний".

По результатам проверки возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.201 УК РФ (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия) и ст.196 УК РФ (преднамеренное банкротство). Следствие оценивает ущерб, нанесенный кредиторам, в 400 млн рублей.

Следователи вместе с сотрудниками регионального УФСБ и полиции 7 октября "провели оперативно-следственные мероприятия" по месту жительства основного владельца банка Андрея Лазарева, председателя правления банка Елены Ярославцевой и начальника службы внутреннего контроля Валентины Викуловой. Силовики изъяли предметы и документы – в результате троих подозреваемых задержали.

Согласно данным базы "СПАРК-Интерфакс", ООО "Плато-банк" создано в 1992 году. Доля в 80,89% в ООО принадлежит Андрею Лазареву, остальные доли – нескольким обществам с ограниченной ответственностью. Уставный капитал банка составлял 76 млн рублей. По итогам первого квартала 2015 года Плато-банк занимал 607-е место по величине активов в рэнкинге "Интерфакс-100", подготовленном "Интерфакс-ЦЭА". По объему средств физлиц банк находился лишь на 458 месте в рэнкинге.

"Банк был небольшой, но, безусловно, ситуация (с отзывом лицензии – ИФ) неприятная. На банковский бизнес в целом это никак не повлияло", - сообщила Interfax-Russia.ru председатель Уральского банковского союза Валентина Муранова.

ЦБ РФ с 13 мая отозвал лицензию на осуществление банковских операций у Плато-Банка в связи с тем, что на 1 января 2015 года банк не достиг минимального размера собственных средств (300 млн рублей), установленного законом, и не ходатайствовал об изменении своего статуса на небанковскую кредитную организацию. В июле Арбитражный суд Свердловской области признал Плато-банк банкротом и открыл конкурсное производство.

Андрей Лазарев не согласился с данным решением суда и подал апелляционную жалобу. Также он направил в Арбитражный суд города Москвы иск с требованиями признать незаконным решение ЦБ об отзыве лицензии. Согласно материалам суда, банк представлял в ЦБ недостоверную отчетность, скрывающую факт, что минимальный размер собственных средств составляет менее 300 млн рублей. Однако до этой планки банк недотянул совсем чуть-чуть: на 1 января размер собственных средств был 242,1 млн рублей, а на 1 марта – уже 298,9 млн рублей.

Также суд установил, что годовая отчетность кредитного учреждения за 2014 год является недостоверной из-за неверной оценки резервов (выданных ряду ООО кредитов) и отказал Андрею Лазареву в удовлетворении иска. Бизнесмен подал апелляционную жалобу, дата ее рассмотрения пока не назначена.

Пока шли судебные тяжбы, работала временная администрация, и ее данные не сошлись с данными, заявленными Плато-банком. Банк указывал, что объем чистой ссудной задолженности на 13 мая равен 673 млн рублей, в то время как временная администрация оценила кредитный портфель лишь в 346 млн рублей. Размер активов Плато-банка по отчетности достиг на момент отзыва лицензии 1,46 млрд рублей, после обследования временной администрации - уже 473 млн рублей.

Помимо этого, согласно отчетности, на 13 мая банк с начала года получил чистую прибыль в размере 101 млн рублей, а временная администрация установила чистый убыток в 828 млн рублей.

Также администрация выяснила, что стоимость активов Плато-банка не превышает 473 млн рублей при величине обязательств перед кредиторами в размере 907,3 млн рублей – то есть собственный отрицательный капитал составил 434,3 млн рублей.

ЦБ в свою очередь обнаружил не только завышение стоимости активов, но и усмотрел признаки вывода средств из кредитного учреждения.

"Кредитование практически всех заемщиков банка осуществлялось вне рамок проведения ими реальной хозяйственной деятельности. Проводимые банком операции имеют признаки вывода из банка средств, в том числе привлеченных от физических лиц", - заявлял в конце августа регулятор.

Он направил информацию о сомнительных финансовых операциях в Генпрокуратуру РФ, МВД и Следственный комитет. Чуть более чем через месяц это вылилось в уголовное дело. Оно не стало прецедентом, подобные дела не такая уж редкость. Например, дело о преднамеренном банкротстве возбуждено в отношении экс-руководителей Мастер-банка. Как сообщала "Интерфаксу" официальный представитель МВД РФ Елена Алексеева, подозреваемые с августа 2012 года по август 2013 года выдавали заведомо невозвратные кредиты, которые оформляли на физические и юридические лица. Общая сумма выданных кредитов составляет 17 млрд рублей.

В растрате в особо крупном размере обвиняются экс-председатель правления банка "Первый экспресс" Константин Томенчук и бывший председатель совета директоров банка Сергей Худяков. По данным следствия, в результате действий обоих обвиняемых банку причинен материальный ущерб в размере 151,7 млн рублей, а сам банк лишился лицензии и объявлен банкротом.

Помимо этого, как говорится в годовом отчете Агентства страхования вкладов, в 2014 году были проведены проверки обстоятельств банкротства 16 кредитных организаций, по результатам которых в 14 банках выявлены признаки преднамеренного банкротства. В судах на различных стадиях рассмотрения находилось 29 заявлений АСВ о привлечении к имущественной ответственности бывших руководителей банков на общую сумму 116,3 млрд рублей. В 2013 году сообщалось о 27 исках на общую сумму 25,3 млрд рублей.

Тем не менее, для Свердловской области такое непривычно.

"Самый громкий случай был по Чечушковой (экс-председатель правления обанкротившегося банка "ВЕФК-Урал" – ИФ), но там оказалось все не так. Больше у нас таких случаев не было", - отметила председатель Уральского банковского союза Валентина Муранова.

Вместе с тем, грань между преднамеренным и непреднамеренным банкротством зачастую не очевидна.

Вице-президент ассоциации региональных банков России Олег Иванов напоминает, что из-за ненадлежащего качества активов банков отзывается половина лицензий.

"Кредит выдается на три-пять, может быть, семь лет, а потом выясняется, что в экономике произошли неприятные события и бизнес не может деньги вернуть. У банков все его имущество – кредитный портфель. Нужно понять, руководитель, который выдавал кредит, выводил ли деньги, или же кредит обслуживался, но что-то случилось и заемщик не может заплатить банку. Много пограничных случаев", - высказал Interfax-Russia.ru свое мнение Олег Иванов.

Он уточнил, что другой случай, когда незадолго до отзыва лицензии руководитель вводит активы, выдав кредиты фирмам-однодневкам, связанным с самим же банкам.

"Здесь уже больше не состав преднамеренного банкротства, а мошенничества", - добавил вице-президент ассоциации региональных банков.

Было ли преднамеренное банкротство Плато-банка, или же он стал жертвой неудачной кредитной политики, установит суд, если, конечно, дело до него дойдет, не рассыпавшись по пути.

Обозреватель Александра Качалова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook