Interfax-Russia.ru – Прокуратура Свердловской области нашла в регионе три бесхозные автомобильные трассы.
По данным прокуратуры Свердловской области, в 2011 году более 30% всех ДТП в регионе произошло из-за плохих автодорог. Более того, выяснилось, что две дороги на Тюмень и одна в обход Екатеринбурга вообще бесхозные.
"В ходе проверки осуществлений правомочий собственника региональных автомобильных дорог установлено, что ГБУСО (Государственное казенное учреждение Свердловской области – ИФ) "Управление автомобильных дорог" с 01.11.2011 в ТУ Росимущества Свердловской области направлено уведомление о прекращении обслуживания трех автомобильных дорог: "г. Екатеринбург - г. Тюмень (обход г. Камышлов)", "г. Екатеринбург – г. Тюмень (новое направление)" и "Обход г. Екатеринбурга", – сообщает пресс-служба прокуратуры Свердловской области.
Такое решение в региональном управлении автодорог объяснили тем, что данные трассы являются федеральным имуществом. А это значит, что содержать их за счет бюджета Свердловской области нельзя, так как в нем не предусмотрены такие статьи расходов.
В то же время этих трех автодорог нет и в перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного правительством РФ еще в ноябре 2010 года.
Сначала прокуратура вынесла представление в адрес председателя правительства Свердловской области Анатолия Гредина. А в конце января подала исковое заявление в Октябрьский районный суд Екатеринбурга. Если иск будет удовлетворен, то суд обяжет областные органы власти содержать "ничейные" дороги в порядке.
Свердловская область отличается от многих других регионов России разветвленной системой автодорог. По данным регионального министерства транспорта и дорожного хозяйства, плотность дорог в расчете на квадратные метры территории в Свердловской области почти в два раза выше, чем в среднем по России.
"Протяженность автомобильных дорог на территории области составляет 33,2 тыс. км, в том числе федерального значения – 588 км, регионального значения – 11 тыс. км, местного значения – 21,6 тыс. км. Плотность федеральных и региональных автомобильных дорог в Свердловской области составляет 59,6 км на 1000 кв. км территории, что в 1,9 раза превышает среднероссийский показатель", - сообщает региональный Минтранс.
Только в прошлом году в области строители сдали два участка новой дороги на Тюмень, в обход поселка Белоярский. Но до завершения обходной дороги необходимо построить еще 7,5 км дороги и две развязки. Как сообщили агентству "Интерфакс-Урал" в департаменте информационной политики губернатора области, в 2012 году на дорожное хозяйство региона планируется направить около 10 млрд рублей, в 2013 году – 11,5 млрд, а в 2014 году объем финансирования возрастет до 12,3 млрд рублей.
В 2012 году дорожники региона планируют сдать 30 км автотрасс, а также продолжить строительство автомобильного коридора Пермь - Серов - Ханты-Мансийск - Сургут - Нижневартовск - Томск на участке от Ивделя до границы Ханты-Мансийского автономного округа. Продолжатся работы и на кольцевой дороге вокруг Екатеринбурга.
Между тем на Южном Урале объем финансирования дорожного строительства уже в прошлом году превзошел планы свердловчан на 2014 год. В Челябинской области продолжается объявленная губернатором Михаилом Юревичем "дорожная революция". Как сообщает пресс-служба регионального министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства, на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автодорог (с учетом субсидий из федерального бюджета) в 2011 году было выделено 13,2 млрд рублей.
"В результате отремонтировано 82,5 км областных автодорог общего пользования, 248 км автодорог местного значения, три моста в Верхнеуральском, Карталинском, Троицком районе. Построено и введено в эксплуатацию 18 км региональных и 7,2 км автодорог местного значения, мосты в Кизильском районе и городе Нязепетровске (через реку Уфа)", - говорится в сообщении регионального министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства.
И все же бесспорным лидером по качеству и безопасности дорог в Уральском федеральном округе остается Тюменская область. Здесь только 6% ДТП произошли в прошлом году из-за плохих дорог, в то время как в среднем по УрФО этот показатель составляет 21% от общего количества ДТП.
В прошлом году тюменцы построили 10 км новых автодорог общего пользования, проложили дороги с твердым покрытием к четырем населенным пунктам. В перспективе такие дороги свяжут все крупные села и поселки региона с сетью областных трасс. Как рассказали Interfax-Russia.ru в главном управлении строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области, в настоящее время жители 988 из 1267 населенных пунктов региона уже пользуются автодорогами с твердым покрытием. В ближайшее время новые дороги планируется провести в Вагайском, Викуловском, Бердюжском, Исетском и Ярковском районах области.
"Продолжается работа по внедрению на территории области автоматизированной системы оплаты проезда, системы ГЛОНАСС. В целом на финансирование дорожного хозяйства на 2012-2014 годы запланировано более 53 млрд рублей, в том числе по программе "Сотрудничество" с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами. Из них в рамках дорожного фонда 12 млрд 600 млн рублей", - рассказала Interfax-Russia.ru пресс-секретарь главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области Ольга Крюкова.
По ее словам, в ближайшие три года тюменцы намерены построить восемь транспортных развязок и мостов. В частности, в этом году будут введены в эксплуатацию развязки на 23 и 244 километрах автодороги федерального значения "Тюмень-Ханты-Мансийск".
"Это поможет разгрузить областной центр от транзитного транспорта. Кроме того, в этом году в Тюмени начнется строительство двухуровневых развязок, в частности, на выезде из города на Московский тракт. Также будем продолжать строительство "Восточного обхода" вокруг Тюмени, это наша кольцевая автодорога", - пояснила Ольга Крюкова.
Также на 2012 год запланировано строительство участка окружной дороги, реконструкция федеральной дороги и устройство всех съездов для того, чтобы транзитный поток транспорта со стороны федеральной трассы Тюмень – Ханты-Мансийск пошел в обход Тюмени.
В 2012-2014 годах правительство РФ в рамках софинансирования дорожного строительства выделит регионам более 40 млрд рублей, что дает субъектам федерации большие возможности для развертывания "дорожных революций".
Как говорится в распоряжении председателя правительства РФ Владимира Путина, субсидии будут предоставляться "на софинансирование объектов строительства и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования, имеющих общегосударственное или межрегиональное значение". В 2012 году на эти цели предполагается выделить 27 млрд 290 млн 505 тыс. руб.
Вместе с тем в правительстве РФ понимают, что только за счет бюджетных средств проблему с дорогами не решить. Сейчас рассматривают различные варианты частно-государственного партнерства в этой сфере.
Как заявил министр транспорта России Игорь Левитин, Минтранс рассчитывает в ближайшие годы привлечь более триллиона рублей частных инвестиций для развития транспортной инфраструктуры страны. "Из-за неразвитости транспортной инфраструктуры российская экономика ежегодно недополучает от 3 до 4% ВВП", - заявил министр на заседании коллегии министерства транспорта и дорожного хозяйства Татарстана.
Так, планируется, что госкомпания "Автодор" привлечет около 320 млрд рублей на строительство скоростных автомобильных дорог.
Глава Минтранса отметил, что сегодня привлекать внебюджетные средства возможно под гарантии правительства РФ через механизмы государственно-частного партнерства, выпуск социализированных инфраструктурных облигаций и создание инфраструктурных фондов.
По его словам, привлечению инвестиций также будет содействовать законопроект, находящийся сейчас на рассмотрении в Госдуме. Этот законопроект предусматривает размещение накопительной части трудовых пенсий в облигационные займы для строительства объектов инфраструктуры.
Обозреватель Елена Глушкова