Interfax-Russia.ru – Первая на Урале контора, готовая выполнять функции судебных приставов, появилась в Челябинской области.
Пока сотрудники фирмы, которая так и называется – "Частный пристав" – только готовятся взять на себя часть работы по исполнению судебных решений. Дело в том, что существующая нормативно-законодательная база пока не позволяет негосударственным организациям участвовать в этом процессе.
Как пояснили Interfax-Russia.ru в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, в настоящий момент "частники" могут действовать только в контакте с государственным приставом-исполнителем. "Другое дело, что необходимость как-то разделить функции по исполнительному производству между государственной службой и частными организациями давно назрела, - отметила руководитель пресс-службы ведомства Ольга Шебанова. – Нагрузка на наших сотрудников только возрастает, достаточно сказать, что в мае-июне мы работали фактически без выходных дней. А итоги работы в первом полугодии 2010 года показывают, что госслужба приставов-исполнителей буквально захлебывается в новых делах".
По данным, озвученным на коллегии УФССП по Челябинской области, на исполнении находится более 45 тысяч исполнительных производств по взысканию алиментных платежей. При этом, как сообщили в пресс-службе, взыскания долгов по алиментам составляют только около 3% от общего количества дел. А в целом, с начала года, в структурные подразделения южноуральского управления поступило почти 500 тыс. исполнительных документов. Судебными приставами-исполнителями в пользу граждан, государства и юридических лиц взыскано более 3 млрд рублей задолженности.
Однако далеко не все взыскания экономически оправданы. "Неважно, какова сумма долга, три миллиона или сто рублей, объем работы по взысканию одинаков в обоих случаях, - подчеркнула Ольга Шебанова. – В некоторых случаях получается, что государственные средства, затраченные в процессе взыскание долга, значительно больше суммы самого долга. То есть бюджетные деньги летят, нагрузка на приставов возрастает, а пропорциональная отдача – нет". По словам собеседника Interfax-Russia.ru, работы добавляет и рассогласованность работы различных ведомств, предоставляющих сведения о должниках. "Взять хотя бы штрафы ГИБДД. Обратная связь между инспекцией и Сбербанком как следует не отлажена, сведения об уплаченных штрафах доходят с запозданием или вообще не доходят. В результате приставы-исполнители разыскивают должников, которые должниками вовсе не являются, - пояснила Ольга Шебанова. – А уж какие слова и выражения приходится выслушивать нашим сотрудникам в процессе общения с должниками, лучше не знать. Кстати, причиной увольнения многих приставов-женщин является именно это обстоятельство".
Кстати, о большом количестве "копеечных" дел и необходимости передать часть нагрузки и полномочий судебных приставов в частные руки говорил еще прежний министр юстиции РФ Юрий Чайка. Эту идею поддерживает также и действующий глава Минюста Александр Коновалов. На апрельской встрече с региональными уполномоченными по правам человека в РФ он отметил, что настала пора использовать потенциал частных структур, негосударственных организаций в процессе исполнения некоторых судебных решений, таких как отыскание имущества должника и обеспечение явки участников процесса в судебное заседание.
"В числе системных задач, которые должны быть решены - формирование нормальных полноценных информационных баз в распоряжении судебных приставов о ликвидном имуществе, которым располагают должники", - отметил министр. "Мы часто не знаем, у кого какая собственность, не говоря о том, что эта собственность не зарегистрирована или юридически принадлежит аффилированным им (должникам) лицам. Мы пока не знаем, как с этим бороться", - отметил министр. В этом частный пристав, частный детектив как раз мог бы оказать помощь государству.
На той же встрече Александр Коновалов высказался за избавление судебных приставов "от никчемной работы, которая идет государству во вред". "Я имею в виду судебные решения о взыскании малозначительных сумм - меньше 10 рублей, а есть решения (о взыскании) - меньше рубля", - пояснил глава Минюста, отметив, что это вынуждает приставов сбрасываться "с премии или взятки на то, чтобы закрыть несколько десятков исполнительных производств". "Это полный абсурд и маразм, с которым мы тоже пока справиться не можем", - заявил министр.
Между тем частные судебные приставы из Челябинска не только ждут законодательного обеспечения своей деятельности, но и готовят собственные разработки. Как пояснил Interfax-Russia.ru заместитель директора регионального юридического агентства "Частный пристав" Сергей Белов, их организация уже заключила договор о партнерстве с Челябинском государственным университетом, в процессе заключения – договор с Южно-Уральским государственным университетом. Цель партнерства с наукой – подготовка предложений для Минюста РФ.
"Мы знаем, что в министерстве готовят предложения по разграничению полномочий между государственной службой судебных приставов и частными юридическими конторами, - отметил Сергей Белов. – Мы хотим в сотрудничестве с университетами, их профильными кафедрами помочь этой работе. Сотрудники вузов смогут обеспечить анализ и обобщение опыта работы частных приставов в других странах, а они действуют во Франции, Голландии, Чехии, теоретическую часть. А мы, со своей стороны, внесем свои предложения на основе практики работы".
В идеале, по мнению Белова, хотелось бы иметь Исполнительный кодекс, где были бы четко обозначены правовые рамки деятельности частных судебных приставов-исполнителей. В этом случае у гражданина или организации был бы выбор, к кому обратиться за помощью – к государственной службе или в частную структуру.
"Вспомните, сколько споров и опасений вызвало введение института частных нотариусов. Конечно, и сегодня к работе некоторых из них можно предъявить претензии, но в целом граждане только выиграли, поскольку получили возможность оформлять документы без взяток "за скорость" или очередей", - подчеркнул собеседник Interfax-Russia.ru.
Впрочем, можно предположить, что "копеечные" взыскания и безнадежные с точки зрения исполнения производства едва ли заинтересуют частных приставов, поскольку коммерческой выгоды от них не получишь. Со своей стороны, государство также едва ли захочет отдавать в частные руки дела по взысканию многомиллионных долгов по налоговым недоимкам, например. А вот что касается административных штрафов, невозвращенных кредитов, долгов за услуги ЖКХ, здесь частные компании могли бы снять значительную часть нагрузки с государственной службы судебных приставов, чтобы взыскание долга не длилось годами.
Иначе смысл решать спорные денежные вопросы цивилизованно, через суд просто потеряется, ведь суд мало выиграть, надо добиться, чтобы его решение было исполнено. А если этого не происходит, то граждане начинают обращаться за взысканием долгов совсем к другим специалистам, действующим по сценарию, отработанному в "лихие 90-е". То есть уже за гранью закона.
Обозреватель Елена Глушкова