Урал / Точка зрения 6 февраля 2018 г. 21:08

ДТП дошло до приговора

Interfax-Russia.ru – Суд в ХМАО вынес обвинительный приговор фигурантам резонансного уголовного дела о ДТП, в котором погибли дети. Их родители считают наказание для виновников слишком мягким.

ДТП дошло до приговора
© РИА Новости. Александр Мальгавко

Ханты-Мансийский районный суд 6 февраля огласил свое решение по уголовному делу об автоаварии, произошедшей в декабре 2016 года. Тогда на трассе столкнулись два грузовика и автобус, перевозивший юных спортсменов и их тренеров. Погибли двое взрослых и десять детей, 22 человека пострадали. Следствие посчитало четырех человек виновными в этом ДТП: двух водителей, представителя перевозчика и руководителя детской спортшколы. Директора приговорили к исправительным работам, остальные получили реальные сроки. Но родители погибших и пострадавших считают решение несправедливым и настаивают на доследовании.

ДТП произошло днем 4 декабря на автодороге "Ханты-Мансийск - Тюмень". Воспитанники и тренеры школы спортивного резерва "Сибиряк" из города Нефтеюганск возвращались на автобусе домой с соревнований по спортивной акробатике. В этот момент водитель тягача Volvo, перевозившего негабаритный груз, Раиль Саитханов отвлекся и выехал на встречную полосу, где столкнулся с автобусом. Автобус врезался в грузовой тягач "Скания 113", за рулем которого находился младший брат Саитханова.

Последствия оказались катастрофичными: в ДТП погибли десять детей и два тренера спортшколы, еще 22 человека пострадали, многие из них – очень серьезно. В регион прибыли лучшие российские врачи, пострадавшие проходили длительные курсы реабилитации.

По факту автоаварии было возбуждено уголовное дело по ч.5 ст.264 (нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц) и ч.3 ст.238 (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц) УК РФ. По ходу расследования всплывали все новые детали.

Например, выяснилось, что водитель большегруза Раиль Саитханов еще за полгода до ДТП, в июне 2016 года, был лишен водительских прав, но это не помешало ему сесть за руль, поскольку сведения о лишении оказались внесены в информационную систему ГИБДД только в декабре.

Перевозка детей была организована с грубыми нарушениями - о ней за знала ГИБДД, не был заключен договор фрахтования. Предприниматель, которому принадлежал попавший в ДТП автобус, не имел разрешения на пассажирские междугородние перевозки. В самом автобусе не работал спидометр, стояли шины с разным протектором.

Кроме того, автобус ехал слишком быстро: непосредственно перед столкновением скорость составляла от 80 до 90 км/ч, при том, что максимально разрешенная для автобуса - 60 км/ч.

В итоге на скамье подсудимых оказались четыре человека, ответственные, по мнению следствия, за смерти детей и взрослых. Раилю Саитханову было предъявлено обвинение в нарушении ПДД, повлекшее смерть двух и более лиц (ч.5 ст.264 УК РФ), водителю автобуса Марату Зайнуллину и представителю перевозчика Александру Сидоруку – по ч.3 ст.238 УК РФ (оказание услуг, повлекших смерть двух или более лиц), директору спортшколы Ирине Тарасовой – в халатности, повлекшей по неосторожности смерть двух и более лиц (ч.3 ст.293 УК РФ).

Прокуратура просила приговорить водителей к семи годам колонии строгого режима, Сидорука и Тарасову - к пяти годам колонии общего режима.

Некоторые из обвиняемых с такой мерой не согласились и не признавали себя виновными.

"Приношу свои извинения и соболезнования родственникам. Сочувствую, что так произошло (…) Прошу суд максимально объективно рассмотреть это дело. И дать мне оправдательное. Я не виноват в ДТП", - утверждал Раиль Саитханов в своем последнем слове в суде.

О своей невиновности заявил и водитель автобуса.

"Это случилось не по моей вине. (…) За две секунды ничего невозможно сделать. Прошу вынести суд справедливое решение", - также заявлял Марат Зайнуллин.

О том, что не относилась к своей работе халатно, говорила уже бывший директор "Сибиряка" Ирина Тарасова.

"Мне очень жалко, мне очень больно, что это случилось. Невозможно словами передать душевную боль. Никогда ни к какой работе не относилась халатно", - заявила она.

Суд посчитал иначе. По его мнению, именно действия водителя грузовика Саитханова привели к столь страшным последствиям, действия же других участников не могли предотвратить данное ДТП, но могли снизить последствия.

В итоге Раиль Саитханов получил шесть лет и девять месяцев колонии общего режима, водитель автобуса Марат Зайнуллин - один год и пять месяцев колонии общего режима, Александр Сидорук – один год и три месяца колонии общего режима.

Ирине Тарасовой суд переквалифицировал статью ч.3 ст.293 УК РФ на более мягкую ч.1 ст.293 УК РФ (ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций). Она единственная, кто избежала реального лишения свободы: ей назначено 11 месяцев исправительных работ и при этом зачтено содержание под домашним арестом, поэтому наказание считается отбытым.

И гособвинение, и родственники пострадавших не согласны с данным приговором. Как сообщил агентству "Интерфакс-Урал" представитель управления Генпрокуратуры РФ в УрФО Дмитрий Серебренников, решение суда будет обжаловано. По его словам, суд согласился с позицией обвинения, определяя наказание водителю грузовика, а "в отношении остальных (осужденных – ИФ) тут есть вопросы".

Адвокат пострадавших Дмитрий Дядькин заявил Interfax-Russia.ru, что у его доверителей есть вопросы и к решению суда, и качеству проведенного следствия.

"В процессе судебного разбирательства мы заявляли ходатайство, что дело нужно направлять на дополнительное расследование, поскольку следствие проведено некачественно, квалификация, данная на предварительном следствии, неверная. Но это ходатайство было отклонено. Мы будем обжаловать и приговор, и отказ отправить дело на дополнительное расследование", - отметил Дмитрий Дядькин.

По его словам, к уголовной ответственности за нарушение ПДД должны были быть привлечены все три водителя, то есть два брата Саитханова и Зайнуллин.

"Все они, согласно автотехнической экспертизе, нарушали правила дорожного движения. Если бы не нарушали, таких последствий бы не наступило. Но следствие не стало дальше разбираться, кто и в чем виноват", - уточнил юрист.

Он подчеркнул, что непонятно, кто и как крепил негабаритный груз, который перевозился на тягаче Volvo и предназначался для компании "Башнефтегеофизика".

"Саитхановы говорят, что крепили они. Но никто не выяснял, как. Руками они это загрузили? Должны были грузить с помощью специальной техники. Кто крепил груз? В суде допрашивали автотехника, по его словам, если бы груз был закреплен, как положено, то не сместился бы, не распорол бы этот автобус, детей. Но эти вопросы никто не исследовал", - рассказал Дмитрий Дядькин.

Он также считает, что недостаточно была расследована деятельность экс-директора спортшколы Ирины Тарасовой.

"По нашему мнению, что она не только халатность допустила, в ее действиях -злоупотребление полномочиями. В деле есть сведения, что средства на эти поездки выделялись, но почему-то они еще и собирались с родителей. Отсюда вопрос: куда и как тратились деньги. Мы считаем, что есть должностные преступления Тарасовой и, может быть, каких-то еще чиновников", - подчеркнул адвокат пострадавших.

Он добавил, что с морально-этической точки зрения, но не с юридической, меньше всего вопросов к Александру Сидоруку.

"Автобусы принадлежат не Сидоруку, а другому лицу, но его вообще почему-то не привлекали к ответственности", - констатировал юрист.

Один из родителей, чья дочь погибла в ДТП, Сергей Калашник также не имеет больших претензий к представителю предпринимателя, чего нельзя сказать об остальных.

"Считаю, что приговор в отношении Зайнуллина и Тарасовой чрезвычайно мягок для такого преступления. Мое личное мнение", - заявил он Interfax-Russia.ru.

Он отметил, что следствие и суд не учли ряд факторов.

"Явно прослеживается превышение скорости Зайнуллиным на 10 км/ч, Салихановым на 30 км/ч, но никакого наказания за это превышение они не понесли, хотя судья упомянула, что, если бы они ехали с установленной скоростью, то последствия были бы гораздо легче. Возможно, моя дочь, а она погибла в больнице, не умерла бы. Еще один мальчик, который погиб в больнице, возможно, не умер бы, если б этой лишней скорости не было. Если бы автобус и грузовик двигались с суммарной скоростью не 160 км/ч, а хотя бы 120 км/ч, это бы многое изменило", - считает Сергей Калашник.

Родители детей обращались к председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину с просьбой установить всех виновников этой трагедии. В результате исполняющий обязанности председателя комитета физкультуры и спорта администрации Нефтеюганска Александр Комарницкий был задержан в рамках расследования. Обвинение в халатности предъявлено и двоим сотрудникам ГИБДД Башкирии, которые не внесли в информационную систему сведения о лишении Саитханова водительских прав.

Бастрыкин встречался с родственниками погибших и пострадавших.

"Он пообещал лично разобраться по спорткомитету, не только с организационными, но и с финансовыми вопросами и пообещал, что в конце февраля – начале марта обязательно прилетит в ХМАО, подготовит для нас отчет, что сделано", - добавил Сергей Калашник.

Так что точку в этом деле ставить еще рано.

Обозреватель Александра Качалова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook