Interfax-Russia.ru – Двое исламистов, пытавшихся устроить теракт в одной из мечетей Ханты-Мансийского автономного округа, предстанут перед судом, еще четверо от следствия скрылись.
Следственные органы завершили расследование уголовного дела в отношении двух человек, которые в 2013-2014 годах вместе с членами ИГИЛ готовили теракт в мечети небольшого города Пыть-Ях в Ханты-Мансийском автономном округе. Четырем другим экстремистам удалось сбежать. Теперь они объявлены в международный розыск, а уголовное дело в их отношении выделено в отдельное производство. Впрочем, эксперты не видят ничего удивительного в интересе исламистов к богатому северному региону.
По информации СК РФ, перед судом предстанут Ризван Агаширинов и Абдула Магомедалиев, которые обвиняются в незаконном изготовлении, обороте оружия (223 УК РФ), попытке теракта (205 УК РФ), посягательстве на жизнь полицейского (295 УК РФ), нарушении неприкосновенности жилища (139 УК РФ), незаконном лишении свободы (127 УК РФ) – всего шесть статей Уголовного кодекса РФ на двоих.
Следствие полагает, что с октября 2013 по апрель 2014 года Ризван Агаширинов, Абдула Магомедалиев, а также находящиеся сейчас в международном розыске Абдула Магомедов, Валех Амиралиев, Шамиль Кадашов, Илья Плотников и еще несколько человек на территории Турции и ХМАО готовили теракт в мечети 40-тысячного города Пыть-Ях.
"Указания о совершении террористического акта поступили от лица, являющегося сторонником радикальных исламистских взглядов, скрывающегося от органов предварительного следствия на территории Турецкой Республики", - сказал официальный представитель СКР Владимир Маркин. Он отметил, что по имеющимся оперативным данным организатор преступления и другие обвиняемые, скрывающиеся от следствия, принимают участие в деятельности террористической организации "Исламское государство".
Также по версии следствия, 25 апреля 2014 года подозреваемые попытались совершить теракт с использованием самодельного взрывного устройства, начиненного поражающими элементами. Как заявил Interfax-Russia.ru руководитель религиозной организации города Пыть-Яха Магомедгаджи Гаджиев, речь идет о возгорании автомобиля ВАЗ-2115 около мечети.
"Других уголовных дел не было", - отметил Магомедгаджи Гаджиев, отказавшись сообщить подробности случившегося.
О том, что была совершена попытка теракта, выяснилось только сейчас, тогда как в апреле 2014 года пресс-служба ГУ МВД по ХМАО сообщила лишь о возгорании машины на стоянке возле мечети.
"Прибывшие на место происшествия сотрудники полиции установили, что внутри автомобиля находились легковоспламеняющиеся и порохообразные вещества, которые из-за неправильного хранения привели к возгоранию транспортного средства", - говорилось в полицейском пресс-релизе.
Там же отмечалось, что по данному факту сотрудники городского ОМВД возбудили уголовные дела, но не уточнялось, по какой статье. Судя по тому, что (по информации полиции) владельцу автомобиля за незаконное изготовление и перевозку легковоспламеняющихся веществ грозило наказание в виде пяти лет лишения свободы, о терроризме речи не шло.
Однако возгоранием машины дело не закончилось. Следствие считает, что с февраля по май 2014 года Абдула Магомедалиев приобрел в Дагестане и привез в Нижневартовск пять единиц огнестрельного оружия и боеприпасы. В мае подозреваемого остановили полицейские, чтобы проверить документы. В ответ Магомедалиев выстрелил четыре раза и, пытаясь скрыться, залез в чужую квартиру, взял в заложники семью из четырех человек, в том числе маленького ребенка.
При каких обстоятельствах удалось задержать еще одного исламиста Ризвана Агаширинова - не ясно. Известно лишь, что он и Абдула Магомедалиев в ожидании суда содержатся в следственном изоляторе.
Другой обвиняемый, находящийся в розыске, Валех Амиралиев задержан на территории Украины, но вопрос о его выдаче пока не решен. Поиски Кадашова, Плотникова и Магомедова ведутся.
Данное уголовное дело необычно для российских северных территорий, поскольку и попытки терактов, к счастью, не являются нормой. Но в том, что такое произошло именно в Ханты-Мансийском автономном округе и объектом была выбрана мечеть, по мнению экспертов, вполне объяснимо.
"Стремление вбить клин между различными группами общества чаще всего осуществляется через приверженность к какой-либо религии. В этой связи выбор мечети не случаен, связан с попыткой показать, что кто-то против этой веры, покушается на святая святых, в данном случае, ислам", - высказал свое мнение Interfax-Russia.ru вице-президент международной ассоциации ветеранов спецподразделения "Альфа" Алексей Филатов.
В свою очередь исламовед Роман Силантьев заявил Interfax-Russia.ru, что Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа находились в "зоне риска": это богатые регионы, где много приезжих, а в городах живет много молодежи.
"Но на Ямале стали предпринимать жесткие меры (для борьбы с экстремизмом - ИФ): Новый Уренгой сделали частично закрытым, создали ОМОН, разгромили ваххабитскую мечеть. В ХМАО основная часть мечетей контролируется мусульманами, которые с ваххабитами борются, и одна из приоритетных целей для атак террористов, как раз мечети", - отметил Роман Силантьев.
Он напомнил, что в соседнем Ямало-Ненецком автономном округе в 2013 году уничтожили боевика, был случай нападения на имама в Нефтеюганске, угрозы поступали имамам в поселке Березово, еще у одного имама в поселке Покачи в 2013 году сожгли гараж с машиной. Имам-хатыб мечети Рустам Рахматуллин заявлял порталу "Интерфакс-Религия", что ранее ему неоднократно угрожали ваххабиты, а незадолго до пожара в гараже они вынесли из мечети всю литературу традиционных мусульман.
Все эти события происходили один-два года назад, когда еще Россия не теснила ИГИЛ в Сирии. Теперь же, по мнению экспертов, исламисты увеличат свою активность в России.
"Активность по подготовке терактов повысится, но это означает и активность в плане их предотвращения", - считает Алексей Филатов.
Роман Силантьев полагает, что угроза терактов остается высокой.
"ИГИЛ давно наращивает свое присутствие в России. Мы посчитали, что примерно 700 тыс. мусульман симпатизирует экстремистским течениям, порядка 200 тыс. симпатизируют ИГИЛ. Многие из них выехали в Сирию ", - констатирует исламовед.
По его мнению, для борьбы с ваххабитами нужно выявлять людей, симпатизирующих террористам, и создавать им невыносимые условия для жизни в России.
Обозреватель Александра Качалова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook