Урал / Точка зрения 10 июля 2012 г. 16:56

Компромиссный приговор

Interfax-Russia.ru – Громкая история с ДТП, в котором пострадал экс-губернатор Свердловской области Александр Мишарин, завершилась вынесением условного приговора его водителю Дмитрию Черкасову.

Дмитрий Черкасов полностью признал свою вину, поэтому дело рассматривалось в особом порядке, то есть не исследовались доказательства вины. Обвинение требовало 2 года реального лишения свободы. Суд решил ограничиться условным. Правозащитники и автолюбители расходятся во мнении, насколько решение суда справедливо. Одни считают наказание слишком мягким, другие полагают, что водитель вообще был не виноват.

Авария произошла 1 декабря 2011 года на автотрассе "Екатеринбург-Серов", когда столкнулись Mercedes-Benz 500, в котором находился свердловский губернатор Александр Мишарин и его водитель Дмитрий Черкасов, Volga Siber и Skoda. Водитель "Волги" погиб на месте, водитель и губернатор получили тяжелые травмы, последний лечился в Германии и ему сделали несколько операций.

Второй отдел по расследованию особо важных дел СУ СК России по Свердловской области, ссылаясь на тайну следствия, практически полгода хранил молчание по поводу того, что же все-таки произошло в первый день зимы на той дороге. Вскоре после происшествия при уполномоченном по правам человека в Свердловской области из представителей СМИ и общественных организаций была создана рабочая группа по контролю за расследованием ДТП, в которую входил и корреспондент агентства "Интерфакс-Урал". Представители следствия хоть и приходили на встречи, но никакой информации не предоставляли, а сроки расследования продлялись несколько раз. Оставалось гадать. И самой популярной версией стала та, что машина сопровождения Audi пошла на обгон другой машины, затем, увидев "Волгу", "нырнула" на свою полосу, оставив Mercedes на встречной полосе, где и произошло столкновение. Молчание прервали 14 мая, когда после отставки губернатора Александра Мишарина следствие сообщило, что виноват водитель Дмитрий Черкасов. 32-летнему мужчине предъявили обвинение по ч.3 ст.264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека).

Пресс-служба свердловского СУ СКР сообщила, что Mercedes двигался со скоростью около 117 км в час и не соблюдал дистанцию до ехавшей впереди машины сопровождения. По официальной версии, Дмитрий Черкасов не успел вовремя среагировать на то, что Audi начала тормозить, и, чтобы избежать столкновения, вывернул на встречную полосу, где в этот момент находилась "Волга".

Также следствие нашло нарушения в действиях сотрудников ГИБДД, осуществлявших сопровождение. Так, патрульная Audi тоже двигалась с превышением скорости (около 100 км в час), а сотрудники ДПС не проинструктировали Дмитрия Черкашина о соблюдении скоростного режима и дистанции на отдельных участках маршрута. В итоге, как отмечается в сообщении пресс-службы свердловского СУ СКР, "начальник областного управления ГИБДД, командир спецроты ДПС и три инспектора ДПС были привлечены к строгой дисциплинарной ответственности".

Между тем, не все верят версии следствия. Так, член рабочей группы при свердловском уполномоченном по правам человека, вице-президент фонда "Город без наркотиков" Евгений Маленкин заявил Interfax-Russia.ru, что, по правилам, первая машина сопровождения должна "разгонять" встречный поток, то есть, теоретически, движущейся "Волги" на встречной полосе в тот момент вообще не должно было быть. "Машина сопровождения должна оградить губернаторский автомобиль от столкновения, тем самым сознательно совершить ДТП вместе с "Волгой", - также считает Евгений Маленкин.

Он уверен, что вынесенный приговор Дмитрию Черкашину - договоренность между "заинтересованными лицами". "По моему мнению, здесь однозначно вина машин сопровождения, у которых в должностных инструкциях четко написано "обеспечить безопасный проезд машины губернатора", чего они не сделали, поэтому решили сделать крайним водителя", - полагает вице-президент фонда "Город без наркотиков". Председатель свердловского регионального отделения межрегионального общественного движения "Комитет по защите прав автомобилистов" Георгий Бадьин напротив считает, что виновен все-таки Дмитрий Черкасов. При этом, по словам Бадьина, изначально существовала опасность, что "крайним" сделают погибшего водителя "Волги", и, чтобы этого не произошло, в комитет обратилась дочь погибшего, ей оказали юридическую помощь.

Однако в итоге следствие и суд признали виновником ДТП Черкасова. "Когда едешь за машиной сопровождения, то настолько расслабляешься, что чуть нестандартная ситуация, и водитель оказывается к ней просто не готов. То есть стоило машине сопровождения затормозить, Дмитрий Черкасов не успел", - рассказал Interfax-Russia.ru о своем видении ситуации Георгий Бадьин.

На его взгляд, вынесенное наказание слишком мягкое и, "если бы речь шла не о водителе губернатора, приговор был бы иным".

Вице-председатель движения "Комитет по защите прав автомобилистов" Максим Едрышов также считает, что нет оснований не доверять следствию. "Во время следствия были проведены серьезные экспертизы, в том числе и за пределами нашей страны, детали отправляли на предприятие, производящее автомобили "Мерседеса", - подчеркнул Максим Едрышов.

При этом он не стал делать выводов о справедливости решения суда. "Потерпевшие (родственники погибшего водителя "Волги") сами просили суд, чтобы он назначил Черкасову наказание, не связанное с лишением свободы. Они понимали, что у Дмитрия Черкасова есть дети, и им без отца расти не очень хорошо", - сообщил Interfax-Russia.ru Максим Едрышов.

В Кушвинском городском суде агентству "Интерфакс-Урал" заявили, что о наказании, не связанном с лишением свободы, ходатайствовал и пострадавший экс-губернатор Александр Мишарин. Вероятно, на решение суда повлияло и то, что сам Черкасов все еще не оправился от последствий ДТП и проходит лечение.

При этом, как сообщили Interfax-Russia.ru в пресс-службе прокуратуры Свердловской области, гособвинение просило для Черкасова 2 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении и лишении водительских прав на 3 года. Собственно, суд и вынес такой приговор, только реальное лишение свободы заменил на условное. Будет ли прокуратура оспаривать решение суда, пока неизвестно.

Для членов же рабочей группы по контролю за расследованием ДТП с участием губернатора при уполномоченном по правам человека Свердловской области решение суда стало вполне ожидаемым. Представитель союза правозащитных организаций, член группы Владимир Попов отметил в разговоре с Interfax-Russia.ru, что такой итог окончания расследования и рассмотрения дела далеко не самый худший.

"Само наличие группы, думаю, заставило следствие подходить более тщательно к расследованию, не назначив виновным погибшего водителя "Волги". Но следствие предоставляло недостаточно данных, чтобы делать выводы. Лично у меня ощущение, будто суд удовлетворился тем, что водитель взял на себя вину, облегчив жизнь всем: и суду, и ГИБДД. Как будто совершен проступок, а один человек говорит: "Я за все буду отвечать", - считает Владимир Попов.

Он подчеркнул, что уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова направляла запрос в следственные органы с просьбой опубликовать хотя бы схему ДТП, полученный же ответ лишь оставил вопросы.

В итоге виновный есть, какое-никакое, а наказание назначено, дело закрыто, и о ДТП можно забыть. Решение, устраивающее всех. Но насколько оно объективно, узнать уже вряд ли получится.

Обозреватель Александра Качалова